Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В сем ми­ре ни­че­го не бы­ва­ет пос­то­ян­но­го. Гля­ди на ули­цу: ут­ром был дождь, а в пол­день яс­но, а к ве­че­ру опять хо­лод­но. То ве­тер, то ти­хо, то гро­за, то жа­ра; так и в на­шей жиз­ни — всег­да будь го­то­ва сле­до­вать во­ле Бо­жи­ей, нра­вит­ся ли то нам или нет.

преп. Анатолий

Те­перь мо­гут быть та­кие слу­чаи: пос­ле­до­вать сво­ей во­ле нель­зя и спро­сить не у ко­го. Как же пос­ту­пить? Нуж­но по­ду­мать, как Гос­подь пос­ту­пил бы по Сво­ей кро­тос­ти... За­по­ве­ди Бо­жии бы­ли и есть всег­да ос­но­ва­ни­ем жиз­ни. Пре­дай­тесь во­ле Бо­жи­ей.

преп. Никон

Преж­де чем что-ли­бо сде­лать, по­мо­лись и по­ду­май, бу­дет ли это ра­зум­но и Бо­гу угод­но.

преп. Никон

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Тридцать девять дней вместе  со всей Церковью мы праздновали Воскресение Христово, Пасху нетления, радуясь и торжествуя победу над смертью. А сегодня, на сороковой день мы входим в новую радость, радость Вознесения. Этот день Вознесения Христова завершает совершенное Сыном Божиим дело спасения, открывает нам новые глубины и тайны нашей веры, тайны домостроительства нашего спасения и тайну человека – самое великое, таинственное и совершенное творение Бога. Человек – носитель образа Божия – был призван уподобиться Ему и, духовно возрастая в любви, в познании Бога, стать Богом по благодати, преобразить весь мир и привести его к полноте божественной жизни. Адам этого не исполнил, не устояв в любви к Богу, и гордо пожелав сам стать как Бог, вопреки и вне воле Творца. И в своем падении человек заразил грехом весь земной мир и увлек его в тление и смерть. Но любовь Бога к падшему человеку осталась неизменной, и Божественный замысел не изменился, но теперь уже в падшем мире человека и мир надо было спасать.

Прежде творения человека Бог в Троице знал, что совершится падение человека, и в превечном совете Сын Божий уже был Агнцем, закланным от сложения мира. Спасение человека в мире совершает вся Святая Троица. Но второе лицо – Сын Божий, ипостасное Слово Отца – совершает дело спасения. Три природы разделяли после падения Бога и человека, говорят нам святые отцы: падшая природа, грех и смерть. Сын Божий разрушает эти преграды: первую - Своим воплощением и вочеловечинием, восприяв от Пречистой Девы Свою  ипостась нашей природы, вторую - смертью на Кресте, взяв на Себя, как Агнец, грех мира, и третью - своим воскресением, вновь даровав нам вечную жизнь в самой смерти.

И вот сегодня, «еже о нас исполнив смотрение», завершив на земле на сороковой день дело спасения, Господь возносится к Отцу в горний мир, на небо Святой Троицы. И здесь еще глубже и полнее открывается нам тайна, как велико достоинство человека. Господь восприял нашу природу не только для освобождения нас от рабства греха и тления, но навечно соединился с нею и вознес в Себе, в своей ипостаси человеческое естество на престол Святой Троицы, в самые недра Божественной жизни. И об этом говорит Сам Господь: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Выше ангелов и архангелов, выше сил и престолов, выше херувимов и серафимов - нам открыта эта великая непостижимая тайна о том, как велик человек. «Побеждающему дам сесть на престоле Моем» (Откр. 3:21), –  говорит Господь в Откровении. На каком Престоле? Страшно подумать и сказать – на престоле Своего Божества! Еще до своих страданий и смерти, на Тайной Вечере, Христос Господь говорил апостолам, что оставляет мир и восходит к Отцу. И видя их скорбь расставания, Он сказал: «Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7).  Он - Дух истины, должен совершить дело спасения и воссоздания человека. Дело спасителя, которое завершил Сын Божий, дело обожения человека. Искупленное во Христе человеческое естество, вознесенное на престол Божества, стало способным воспринять обожающую благодать, до крещения Духом Святым, о котором еще Иоанн Креститель говорил. И перед самым Своим Вознесением на горе Елеонской Господь говорил о том же, заповедав не отлучаться от Иерусалима, но ожидать исполнения обетования, «ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым. …и примете  силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:5, 8).

Евангелист Лука пишет, что на Елеонской горе, отступив от земли, Господь последний раз благословил апостолов, и когда благословлял их, стал возноситься от них на небо. И в этом заключен глубочайший смысл. Это благословение возносящегося Господа пребывает с нами в Церкви во веки веков: «Се Аз с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это обетование остается непреложным. С нами Господь Своим Пречистым Телом и Кровью. Это самый великий дар Его нашей Церкви, и Он Сам, Господь, возглавляет тело Церкви, и мы в Нем, если храним верность Ему, очищая себя покаянием. Воскресший и вознесшийся Господь сохранил на Своем Теле язвы от гвоздей и рану от копия. Он, Агнец Божий, взявший на Себя грех мира, Он путь, истина и жизнь. И спасение наше возможно только через Крестный путь. Мы призваны быть телом Христовым, ломимым за жизнь мира. Этой чести удостоились все святые, мученики и апостолы.

И апостолы после вознесения Господня возвратились в Иерусалим и пребывали в нем в общей молитве до дня святой Пятидесятницы. И вот через десять дней мы будем праздновать дело сошествия в мир Духа Святого, Духа истины, иного Утешителя: день рождения Церкви в огне Духа Святого. Он уже пребывает в Церкви, в этом таинственном теле Христове, наполняя Его и животворя. В этот день будем молиться, чтобы Господь укрепил нас в испытаниях наших, укрепил нас Своею благодатью. Мы не знаем, что ожидает нас в ближайшее время, но все мы понимаем, что нашему народу, нашей Церкви и всем христианам еще предстоит пройти через великие скорби и испытания, чтобы в них очиститься, обновиться, чтобы Россия стала такой, какой ее хочет видеть Сам Бог. И мы должны быть верными до конца в мире, который все дальше и дальше уходит от Бога и сознательно отвергает Христа и уже навязывает, утверждает агрессивно, бесстыдно грех как норму жизни. «Если вы воскресли со Христом, то горнего ищите, где Христос сидит одесную Бога, –  говорит апостол Павел, - о горнем помышляйте, а не о земном. Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно как Христос простил вас» (Кол. 3:1-2, 12-13).

Если мы будем противостоять всякому проявлению зла и растления в этом мире, если мы сохраним чистоту нашей веры, с нами будет Господь по обетованию: «Се Аз с вами есмь до скончания века» (Мф. 28:20). Слава, Господи, Твоему Кресту! Слава Твоему Воскресению! Слава и  Преславному и Божественному Твоему Вознесению! Аминь.

Архимандрит Ипатий (Хвостенко)