Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ста­рай­тесь хра­нить свои чувства. А особ­ли­во зре­ние, и про­дол­жай­те свое без­ро­пот­ное на­хо­дя­щих неп­ри­ят­нос­тей тер­пе­ние со бла­го­да­ре­ни­ем, и ког­да с по­мо­щию Бо­жи­ею бу­де­те ста­рать­ся бла­го­душ­но пе­ре­но­сить на­хо­дя­щее ис­ку­ше­ние и бу­де­те при­пи­сы­вать все оное сво­им гре­хам, а при по­лу­че­нии в серд­це скор­бей мо­лить­ся по за­по­ве­ди Гос­под­ней за тво­ря­щих вам на­пасть, тог­да явствен­но ощу­ти­те в серд­це сво­ем ра­дость и уте­ше­ние не­из­ре­чен­ное, мир по­мыс­лов и лю­бовь к Бо­гу и ко всем, не ток­мо жи­ву­щим с ва­ми, но и про­чим.

прп. Лев

Де­ло спа­се­ния на­ше­го тре­бу­ет на вся­ком мес­те, где бы че­ло­век ни жил, ис­пол­не­ния за­по­ве­дей Бо­жи­их и по­кор­нос­ти во­ле Бо­жи­ей. Этим толь­ко при­об­ре­та­ет­ся мир ду­шев­ный, а не иным чем, как ска­за­но в псал­мах: мир мног лю­бя­щим за­кон Твой, и несть им соб­лаз­на (Пс. 118, 165).

прп. Амвросий

Под сло­вом „мир" мы по­дра­зу­ме­ва­ем все то, что под­вер­же­но страс­тям, что да­ле­ко от Бо­га. Нам хо­ро­шо. Сла­ва Бо­гу! Мы жи­вем в пус­ты­не ми­ра,– мо­жем в цер­ковь хо­дить, мо­жем по­бе­се­до­вать с еди­но­мыс­лен­ны­ми людь­ми. Сла­ва Бо­гу!

прписп. Никон

Богоявление

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь. Сегодня мы празднуем Крещение Господне. Великий день, который Церковь называет Богоявлением. Совершилось великое таинство воплощения Слова. Сын Божий сошёл в отпавший от Бога мир и стал Сыном Человеческим, чтобы возвратить нам дар вечной жизни, сделать нас сынами Божиими по благодати. Ещё совсем недавно мы праздновали Рождество Христово. Господь родился от Пречистой Девы. Свет пришёл в мир. Из Вифлеема воссияло Солнце правды. «...вели́кая благоче́стия та́йна: Бог явился во плоти...» (1 Тим. 3, 16). Спаситель мира родился на земле. Но кому была открыта эта великая тайна? Ангелам, которые возвестили вифлеемским пастухам о рождении Младенца Христа. Волхвам, которых привела к Нему таинственная звезда. Праведной Елисавете, матери Иоанна Предтечи, Симеону Богоприимцу и пророчице Анне. Родился Спаситель мира, но почти для всех на земле это осталось сокровенной тайной. В своей глубине воплощение Сына Божия было и остаётся тайной для всех и на все века. Как Бог может соединиться с человеческим естеством, ограниченным, падшим, тленным, в едином Лице, единой Ипостаси – Сын Божий и Сын Человеческий. Эта тайна непостижима и для ангелов. Она непостижима и для Самой Пречистой Девы, честнейшей Херувим, ставшей Матерью Бога. И, став Человеком, зримым, осязаемым, Господь остаётся непостижимым в этом самом Своём воплощении.

Сегодня, в день Крещения на Иордане, Господь Иисус Христос как Мессия являет Себя миру. С Крещения начинается служение Господа, начинается Его Крестный путь. Но не только поэтому Праздник называется Богоявлением. В этот день впервые Бог открыл Себя падшему роду человеческому как Святая Троица. Христос – Свет пришёл в мир. Но только через 30 лет Господь открыл Себя среди народа Божия, народа, который был исполнен ожидания прихода Христа-Мессии. «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (Ин. 1, 6). Так говорит Евангелие о великом Предтече и Крестителе. «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него» (Ин. 1, 7).

Пять веков не было слышно среди народа Божия пророческого слова. И вот в Иорданской пустыне, как гром, прогремело слово Иоанна: «...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Последний и величайший из пророков, Иоанн был послан приготовить народ к приходу Христа, для того чтобы люди могли увидеть Свет Христа, услышать Его Слово и уверовать. Надо было очиститься, омыться от скверны грехов покаянием. И люди видели в Иоанне истинного пророка Божия. И грозным было слово его проповеди. Его пламенное слово обжигало и опаляло, как свет и огонь. Это был глас Божий. Это была святая ревность по Богу в духе пророка Илии. Это была святая ненависть ко греху, без которой не может быть очищения и примирения с Богом. Секира праведного гнева Божия уже лежит при корне древа, и она посечёт всех, кто не принесёт достойных плодов покаяния. Но всех кающихся примет Господь.

Иоанн знал, что встретит Самого Христа. И он с трепетом ждал этой встречи. И вот Господь приходит на Иордан. Как пророк, Иоанн увидел, что пришёл Сам Мессия. И вместе со всеми хочет принять Крещение от него. И в трепете он говорит: «...мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). И поражённый этим смирением Господа, Иоанн услышал: «...оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15).

Иоанн, принимавший исповедь кающихся грешных людей, знал, что перед ним Христос – «...Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Безгрешный, Он не нуждался в очищении покаянием. Он Сам будет Крестить людей Духом Святым. Иоанн в трепете совершает Крещение Господа, погружая Его в Иордан, покоряясь воле смирившегося Господа. И Господь входит в эти иорданские воды, словно отяжелевшие от человеческих грехов. Он пришёл, чтобы, как Агнец Божий, взять на Себя грех всего Адама и смертью Своей и Воскресением победить смерть.

Господь выходит из воды, Иоанн видит отверстое Небо и Духа Святого, как голубя, сходящего на Него, и слышит голос: «…Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).

Бог в Новом Завете открывает Себя как Троица: Отец, Сын и Святой Дух. «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14). Так пели ангелы в ночь Рождества. Здесь, на Иордане, Сам Отец свидетельствует о Христе: «…Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). По любви Своей Бог создал мир. По любви Он и спасает падшего человека, который от Его любви отвратился и её отверг. Он спасает Сыном Своим, ипостасным Словом, в Котором и являет Свою благую волю, Своё благоволение. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Господь пришёл на Иордан и принял Крещение, чтобы засвидетельствовать истинность пророческого служения Иоанна, и явить Себя миру, и освятить Собою стихию воды. Он погружается в Иордан, чтобы благодатью Святого Духа одеть обнажённого от Бога человека, Своей Крестной смертью и Воскресением даровать нам вечную жизнь.

«...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Этим словом, как и Иоанн, начинает Свою проповедь Сам Господь. Это Царство не только приблизилось, оно уже пребывает на земле. Это Церковь, рождённая в день Пятидесятницы. Это Тело Христово, которое наполняет и животворит благодать Святого Духа. И все мы, рождённые от воды и Духа в святой купели, входим в это Царство, в Новый Завет. И сегодня мы слышим на литургии: «Ели́цы бо во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся» (Гал. 3, 27). Благодатью Божиею мы облеклись во Христа, крестообразно запечатлены печатью дара Духа Святого, и нам даровано всё, чтобы жить праведно и свято и жизнью своей свидетельствовать, что Бог-Спаситель пришёл в мир, и быть, по слову Господа, солью и светом миру. «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал. 5, 22-23) – вот плоды Духа, по апостолу Павлу.

Испытаем свою совесть: есть ли они в нас? Есть ли в нас, хотя бы в малой мере, в нас, именующих себя Православными? А чтобы стяжать эти плоды и быть Христовыми, надо, по слову апостола, распять свою «...плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24), своего ветхого человека, и уже не возвращаться на путь греха, изменяя Господу.

Покаяние. Мы так часто слышим это слово. В наше время, когда обесценивается и извращается всякое слово, и страшные потоки беззакония и лжи готовы затопить мир, для нас оно часто почти теряет свой великий смысл. Но мы всегда должны помнить, в чём смысл покаяния. Это не просто осознание своего греха, хотя это совершенно необходимо: осознать, увидеть, осудить в себе грех без всякого самооправдания. Это значит не просто пожалеть обо всём греховном, что мы совершили. Покаяние – это решительная перемена всего образа мыслей, ума, всего сознания, всей жизни. Это её обновление. Это решимость уже никогда с помощью Божией не возвращаться на путь греха и до конца быть верными Господу. Именно так понимают покаяние святые отцы. Оно есть второе крещение. Оно есть, по слову Иоанна Лествичника, завет с Богом об исправлении жизни.

О чём говорил народу Иоанн Креститель, когда его спрашивали: «...что же нам делать?» (Лк. 3, 10). «...у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3, 11). «...ничего не требуйте более определенного вам» (Лк. 3, 13), – говорил он мытарям, собирателям податей. И воинам: «...никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 14). Какие простые, понятные каждому и как будто не очень духовные слова. Но какую силу они имели в устах Иоанна. И какую великую обличительную силу они имеют сейчас, среди страшного растления, разгула греха и беззаконий, среди равнодушия, культа плоти, повсеместного поклонения мамоне, этому богу комфорта, этому богу века сего – дьяволу.

Пророческое слово Иоанна имело силу, потому что он имел на это право. Он жил так, как учил других. И его слово из глубины сердца оживляло совесть, рождало жажду обновления и истинной жизни. Вот уже прошли страшные годы семидесятилетнего плена безбожия и богоборчества, в который попал наш народ за отступление от веры в Бога. Прославлены тысячи новомучеников, те, кто сохранил Христу верность до смерти. Прославлен наш мученик-царь. Вся Россия омылась, освятилась их искупительной мученической кровью. Но можем ли мы сказать, что наша Церковь, наш народ принесли достойные плоды покаяния, те плоды, о которых говорил Иоанн Предтеча? В полноте ли мы осознали причины падения России, последней Православной державы, в феврале семнадцатого года? Осознана ли полнотой нашей Церкви та страшная ошибка, которой наш Синод признал богоборческую власть изменников и предателей России, Временное правительство, и благословил церковный народ довериться ему? Мы знаем, какой ценой пришлось заплатить всем за эту страшную ошибку. Яд либерализма помрачал сознание людей церковных. Он жив и действует и сейчас, действует он и в Церкви. И до сих пор нет ясного осознания, что значит самодержавная власть царя-помазанника Божия в судьбе России и всего мира. Хотя оно есть, ясное, истинное православное учение о царской власти, что оно есть великий дар народу Божию, власть от Бога. И сейчас среди служителей престола Божия до сих пор нет единомыслия в отношении к ней. Нет его и в отношении соборной клятвы 1613 года, которая принесена Богу всем нашим народом в его церковной полноте 400 лет назад. До сих пор нет единства и в понимании подвига нашего великого мученика-царя, имеет ли, не имеет ли он искупительное значение для нашего народа.

Россия после падения, по словам нашего оптинского старца Анатолия, без царя – это уже не Россия, а разлагающийся и смердящий труп. Да. Велика правда этих слов. Мы все сейчас видим, как это совершается. Прославление новомучеников и государя, его семьи, их канонизация сама по себе ещё не значит, что всё сделано, и не нуждается наш народ в обновлении, в покаянии. И осознав те ошибки, те грехи, только осознав их, те язвы, которые ещё носит на своём теле наша Церковь, весь наш народ, может совершиться обновление нашей жизни. Могут быть принесены достойные плоды покаяния. И только тогда может благодатью Божиею совершится воссоздание разбитого корабля России и возвращение его на тот спасительный крестный путь, с которого она сошла в начале XX века.

Духом Святым и огнём великих скорбей и потрясений совершает Господь крещение, очищение нашего народа. Будем молиться, чтобы воздвиг Господь нам мужей силы и разума, чтобы мы смогли преодолеть все искушения и соблазны нашего трудного, уже явно апокалиптического времени и соединиться в духе истины, в союзе мира, единомыслия и любви. Не будем страшиться тех испытаний, которыми ведёт нас Господь. Мы живём верой и упованием на милость Божию. «...стойте в вере...» (1 Кор. 16, 13), – говорит апостол, – «...будьте все единомысленны...» (1 Пет. 3, 8) и тверды. Верность Православию, верность Церкви – залог того, что Господь не оставит нас.

И сегодня, в этот великий день, в день Крещения, который празднует вся Церковь, сегодня, как два тысячелетия назад, на Иордане, в этот великий день перед нами стоит великий Предтеча и Креститель Господень Иоанн: «...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Будем верить, будем надеяться, что, пройдя через все скорби и испытания, просветится лик нашего народа, обновится и очистится наша Россия. И снова народ наш станет народом Божиим, народом возлюбленным Отцом Небесным, в котором Его благоволение. Аминь.

Игумен Ипатий (Хвостенко)