Неделя 32-я по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры. В святые дни Рождества Христова и предстоящих дней Богоявления Господня, в эти дни особой благодати нам Святая Православная Церковь подаёт урок благочестия и вразумления через предлагаемые за богослужением чтения евангельских зачал. Сегодня мы слышали удивительное поучение из прочитанного за Божественной литургией Евангелия.
Родившийся ради нашего спасения Господь Вседержитель, Господь и Бог наш Иисус Христос, Его не встречают с радостью, Его не встречают с цветами, Его не встречают любовью, вниманием и торжеством. А что мы видим? Его встречает злобой, яростью, ненавистью, лютостью, доходящей до желания Его убить, Ирод. Казалось бы, мы сегодня радуемся и торжествуем своему спасению, и всякий разумный человек, действительно должен радоваться о Боге Спасителе и о радости своего возможного спасения, дорогие братья и сестры?
«…великая благочестия тайна…» (1 Тим. 3, 16), – говорит святой апостол Павел, – Бог стал человеком для того, чтобы, как далее говорит святой Василий Великий, чтобы человека сделать богом. И вдруг вместо благодарности мы видим ненависть и злобу, желание убить Богомладенца. И Господь, ещё будучи младенцем, питающийся материнским молоком, Он в кротости и смирении, уступает безумию обезумевших людей. Он смиряется и вместе со Своей Пречистой Матерью направляется в Египет, чтобы скрыться от злобы неблагодарных людей.
И когда пришло время, после смерти Ирода, возвратившись обратно в Палестину, узнав, что вместо него царствует Архелай, они направились в город Назарет. Удивительное название самого города. С древнееврейского Назарет переводится «отрасль», то есть молодая веточка, дающая новую жизнь. Падшее естество человеческое в лице Адама и Евы и всех последующих поколений явилось действительно мёртвым древом, которое приносит только плоды смерти, разрушения и отчаяния. Так вот, молодая ветвь, Господь наш Иисус Христос, произросший в этом мире для нашего спасения, приходит в мир, но встречает только злобу и ненависть. И поэтому и мы, в своей жизни, братья и сестры, встречая неправду, беззаконие, обиды, не будем унывать и отчаиваться, потому что с первых же дней Рождества Христова Он претерпевал скорби. И так было в течение всей жизни. Посмотрите, Он же не жил в палатах царских, Он не ел с золота, Он не ездил на запряжённых белых упряжках. А что? Мы видим труд, как сына плотника, с мозолями на руках, может быть, и со слезами на глазах от труда, усталости, как и все люди. Не было перед Богом никаких особых условий, то есть Он во всём уподобился нам, кроме греха. Удивительное утешение нам, дорогие братья и сестры.
Великое утешение, потому что, находясь в этом мире под законом наказания за наши личные грехи, за грехи и преступления предыдущих поколений, за всеобщий прародительский грех Адама и Евы, мы достойны этих наказаний, мук и страданий в этом мире. Но насколько Господь безгранично любвеобилен, справедлив и щедр. Казалось бы, зачем Ему-то нужно было претерпевать эти муки и страдания? А видите, как Он нас любит: Он Себя с нами уравнял во всём, в богоподобии, кроме того, что мы сотворены Им, а так во всём равен, и даже в страданиях Он нас не оставил, а стал такой же, как и мы, показать, что Он всегда рядом, и Он наш – какое счастье, дорогие братья и сестры, – Он наш родственник, Он наш родной и единственный Отец.
Да, Он превыше всякого ума по Своему существу, но по Своей безграничной любви Он снисходит до самоуничижения. В богословии есть такой термин, он звучит так: «кенозис» – самоистощание, то есть унижение Бога. Бог стал человеком, то есть безграничный, выше всякого понятия и ума, не только человеческого и ангельского, Личность Божественная становится собственным созданием, не изменяя, конечно, Своей Божественной природы, то есть Он оставался Богом и стал истинным человеком, Богочеловеком для нашего спасения.
Дав нам надежду в том, что Он никогда и ни в чём и в этой жизни нас не оставил, и тем более в спасении. И поэтому в течение Своей земной жизни Он пронёс крест скорбей, всегда был гоним. Вы посмотрите, евангельское повествование нам свидетельствует о том, что в течение Своей жизни, в течение последних трёх лет Своей земной жизни, когда Он проповедовал Евангелие, Его трижды пытались убить. Но каждый раз, дважды сказано, Он проходил посреди Своих возможных убийц. Представляете, дорогие братья и сестры, какое чудо! Бог не убегает, не исчезает, а проходит среди толпы безумствующих людей, пытающихся Его убить. И видя такое удивительное чудо, никто из них не вразумился, ни у кого не проявился страх, разумение: «Вот чудо!» Пытаясь Его сбросить с Назаретской горы, они ничего с Ним не могут сделать. Он проходит посреди них и уходит, оставляя их в обезумевшем жестокосердии, в каком они сами себя довели, не видя своим неблагодарным сердцем то великое чудо, которое Господь совершил и совершает для нашего спасения.
В течение всей жизни Он был гоним и презираем. И в конце концов, Господь допустил Своей Божественной властью, как Он и Сам говорит: «…Имею власть отдать ее…» (Ин. 10, 18), то есть имею власть положить Свою душу за искупление многих, «…и власть имею опять принять ее…» (Ин. 10, 18), то есть имею власть Воскреснуть как Бог. Поэтому страдания Богочеловека – это ни в коем случае не несчастный случай, а это вольная, безграничная, любвеобильная жертва ради нашего спасения, чтобы никто не сомневался, что Господь так любит каждого из нас. И поэтому, дорогие братья и сестры, почему Страшный суд называется Страшным судом? Не потому, что он будет по своему виду страшный, а потому, что те люди, которые умерли со злобой в сердце и неблагодарностью к Богу, видя всю полноту любви и безграничной красоты Самого Божества в будущем веке, тогда уже, когда уже не будет покаяния, то есть поэтому недаром написано, что «…восплачутся все племена земные…» (Мф. 24, 30), потому что многие уже не будут способны к покаянию, и, соответственно, пойдут в муку вечную не потому, что Бог им это определил, а потому что они сами своей разумной, свободной волей в этом мире себя довели до состояния зверства.
В чём страшен грех, дорогие братья и сестры? Что это не просто безнравственность и преступление против закона Божественного либо человеческого. Грех – это саморазрушение. Грех обычный, малый грех, он медленно убивает человека. Смертный грех убивает сразу человека. Если человек не раскается в этом грехе, то, если он умрёт в этом состоянии, то он погибает навечно. Потому что каждое наше дело, братья и сестры, определяет нашу будущую вечную участь. Каждое наше дело определяет наше будущее состояние в вечности. Поэтому в этой жизни мы должны прилагать все усилия, чтобы остановиться в своих ошибках, грехах и преступлениях. И имея безграничную благодать церковную, данную Богом для исцеления наших душ, надо воспользоваться ей для того, чтобы исправить себя. В противном случае, если человек привыкает жить грехом, в чём весь страх, дорогие братья и сестры? Человек становится зверем. Зверем по уму, зверем по сердцу, по своему существу. Ну, проще сказать – бесом.
Поэтому мы живём в этом мире, братья и сестры, в водоразделе между жизнью и смертью, между богоподобием и бесоподобием. Бесы – это бывшие ангелы, падшие и нераскаявшиеся. И поэтому, если в этой жизни человек не исправляется, он становится им подобным. А если человек кается и исправляется, он становится подобен Богу. Вот задача – не просто верить ради веры, не просто иметь Православное Крещение и на этом остановиться, нужно жить в соответствии с теми законами Божественной благодати и свободы. Законы Божьи, они не отнимают человеческой свободы, а законы Божьи, они только лишь направляют человека к вечной жизни.
С чем можно сравнить Божественные законы, которые обращены к нашему уму и сердцу? Они сравнимы как с правилами сохранения нашей жизни. Вот даже в нашей жизни существует множество инструкций с пожеланием сохранить человеку жизнь. Вот написано на электрическом ящике: «Не влезай – убьёт». Это не то, что у нас отнимает свободу. Можно, пожалуйста, туда залезть. Но то, что дальше случится, виноват не электрик, не электричество, не энергетическая система страны, виноват сам человек. Если человек пожелал – пожалуйста. Но если человек разумный, человек трезвый, если он прочитал, он понимает, что его предупредили. Поэтому у него не отнимают свободу, а направляют свободу к сохранению своей жизни. Поэтому заповеди Бога – это законы сохранения нашей жизни. Богу от нас ничего не нужно, дорогие братья и сестры. Все наши служения, моления, поклоны, свечи – это, да, это необходимое, внешнее выражение нашего благочестия, любви и почитания, поклонения Богу. Но если наше сердце не исправится в лучшую сторону, не исправится в чистоту, в смирение, в целомудрие, в правду, не будет подобно младенцам… Вот посмотрите, Господь скрывается на руках, носимый Пречистой, Благословенной Богородицей Марией в Египте. А в злобе и лютости что? Ирод повелевает убить всех младенцев от двух лет и ниже, понимая, что он не может вот так вот убить Богомладенца. И с первых же дней жизни Спасителя появляются Его же мученики, Его служители, мученики, которые проливают кровь, ещё, помимо понятия «мученичество», как вот в нашем русском и славянском языке, вот, допустим, у греков есть понятие… Вот у них понятие «мартирос», то есть свидетель. То есть это не просто человек, за веру в Бога проливший кровь, а человек, который засвидетельствовал на земле пришествие, воплощение Бога для нашего спасения. Свидетель Бога на земле. И поэтому не удивительно, что в Апокалипсисе при снятии пятой печати пророку и боговидцу, святому апостолу, евангелисту Иоанну Богослову было видно, что под престолом находятся души всех избиенных за слово Божие и за правду. Поэтому и апостол Павел говорит, что, если вы страдаете за правду Божию, за правду чести, даже земную, за правду, которая строится на Божественной правде, вы блаженны, потому что на вас почивает Дух Святой, Дух славы, Дух Божества. Потому что, если мы страдаем и сопричастны Божественной славе через страдания за правду, значит, мы Его дети. В прямом смысле слова. Поэтому вот это право быть детьми Божиими, оно даётся за чистоту жизни. А где-то кому-то и выпадает честь быть свидетелями и мучениками в честь и имя Бога. Потому что Сам Господь, видите, пострадал, и поэтому может и нам, страдающим в этом мире, дать помощь.
«Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу…» (Пс. 8, 3). Вот кто угождает Богу. Почему пророк делает такое сравнение? Либо в другом месте мы находим в Псалтыри такие удивительные слова: «…Стре́лы младе́нец бы́ша я́звы их (Пс. 63, 8). Как это? Стрелы младенцев могут быть кому-то язвой, смертельной? Так вот, младенцы, люди, которые имеют незлобивое, чистое сердце, чистую совесть, они становятся духовными младенцами. И их чистая жизнь и молитва перед Богом становится огненными стрелами для дьявола и его слуг, для зла, для всякого беззакония. Вот эти младенцы, они сокрушают, побеждают любое зло в этом мире. Поэтому стрелы младенец, вот таких духовных младенцев, являются язвами и смертью для врагов духовных, то есть для демонов.
Ещё пророк, исходя из этого, вразумляет всех нас: «Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну» (Пс. 36, 37). То есть по-русски: храни незлобие и соблюдай заповеди Божии, потому что есть надежда человеку в день Страшного Суда, в будущем. Останок – то есть надежда человеку, что за это человек будет награждён Богом и спасён. Поэтому и Сам Господь говорит: «…научитесь от Меня…» (Мф. 11, 29), потому что «…Я кроток и смирен сердцем…» (Мф. 11, 29). То есть вот это богоподобное, младенческое сердце… То есть Господь нас призывает, чтобы мы научились у детей не шалостям и не глупостям, а чтобы мы научились у детей простоте, незлобию и любви. Мы все с вами свидетели, как бывает на наших глазах: дети играют, и вдруг поссорились. Но проходит пять-десять минут. И что мы дальше видим? Они тут же помирились. Не может ребёнок, не могут дети постоянно жить в злобе. Их простота сердца, искренность души, она настолько удивительна и поучительна для нас. Поэтому Господь и говорит, что если вы не умалитесь, то есть если не будете подобны детям именно по этим качествам, по незлобию, кротости, целомудрию и милосердию, если мы не будем подобны детям, то не войдём в Царство Небесное. То есть таких вот, «тацех бо царство есть небесное», то есть Господь говорит: «Таких только Царство Небесное» (ср. Мф. 19, 14), кто имеет такое сердце незлобивое, милосердное и кроткое.
И в эти святые дни празднования Рождества Христова и будущего празднования дня Богоявления Господня будем вразумляться и научаться не только в эти дни, а на всякий день, дорогие братья и сестры, нужно ежедневно читать по главе Святого Божественного Евангелия для нашего вразумления. Потому что вся мудрость и всякая надежда, и благодать заключена в Священном Писании. Аминь.
