Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Кто соз­на­ет се­бя не­дос­той­ным греш­ни­ком, тот пла­чет о сво­их гре­хах. А соз­на­ю­щий свое не­дос­то­и­н­ство и пла­чу­щий о сво­их гре­хах не мо­жет под­вер­гать­ся гне­ву. Он бу­дет кро­ток по при­ме­ру Спа­си­те­ля, Ко­то­рый ска­зал: На­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем (Мф. 11, 29).

прписп. Никон

Слиш­ком боль­шое нап­ря­же­ние вред­но. Мож­но по­те­рять си­лы нап­рас­но и обес­си­леть. На­до ог­ра­дить се­бя же­лез­ным коль­цом за­по­ве­дей. Каж­дое свое действие на­до со­вер­шать толь­ко пос­ле то­го, как про­ве­ришь, сог­лас­но ли с за­по­ве­дя­ми, со Свя­тым Пи­са­ни­ем. И да­же сло­ва на­до про­из­но­сить пос­ле то­го, как по­мо­лишь­ся и про­ве­ришь.

прписп. Никон

Грех, прик­ры­тый ли­чи­ною доб­ра, подк­ра­ды­ва­ет­ся и пов­реж­да­ет ду­ши не по­ве­ря­ю­щих се­бя Еван­ге­ли­ем. Еван­гельс­кое доб­ро тре­бу­ет са­мо­от­вер­же­ния, „от­ре­че­ния от сво­ей во­ли и ра­зу­ма".

прписп. Никон

Неделя 34-я по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! «…трудно имеющим богатство войти в Царствие Небесное!» (Мк. 10:23). Слышим мы сегодня в Евангелии. Ко Христу приступает некто из начальствующих, который желает знать, что он должен делать, чтобы достигнуть Царствия Небесного. Немногие из начальствующих с нелицемерным почтением относились ко Христу. Но этот был один из этих немногих.

Хороший вопрос задаёт он Спасителю, самый главный вопрос: «…что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18). Пока человек не созреет до такого вопроса, все остальные вопросы, которыми он задаётся, имеют лишь весьма относительное значение.

«Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18). Всякий, кто хочет наследовать вечную жизнь, должен обратиться ко Христу, ко Христу как своему Учителю. Нигде нельзя научиться, как узнать путь к вечной жизни, кроме как став учеником Христовым.

Мы – ученики Христовы. И, как говорят святые отцы, всё определяется тем, особенно в наши последние времена, насколько в нас есть это острое чувство, что мы ученики Христовы. И когда мы приходим к Нему, мы должны до конца довериться Тому, Кто не только Божественная мудрость, но и Божественная любовь.

«… никто не благ, как только один Бог…» (Лк. 18:19). «…что ты называешь Меня благим?» (Лк. 18:19), – говорит Он, если не знаешь, что Я Бог. Так говорит Он этому человеку, который пришёл к Нему. Если кто ищет совершенную красоту, или истину, или любовь, он должен понять, что никто, кроме Христа, не имеет этой красоты, истины и любви. Он её источник, Он её творец.

Наш Учитель – Христос. И Он открывает на новой глубине, как будто известную нам всем, тайну вечной жизни.

«…знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:20). Кто хочет наследовать вечную жизнь, тот пусть стремится исполнить эти заповеди Божии.

Кажется, сегодня не нужно никому объяснять, что последует с каждым человеком, с целым народом, со всем родом человеческим, если эти заповеди не знают или не хотят знать, или, зная, попирают их. Присутствие вечной смерти становится явным уже здесь, на земле. И мы видим, как мало, всё меньше становится людей, которые идут прямым, единственным спасительным путём.

Этот начальствующий, приступающий ко Христу, – один из немногих. И мы ждём, что Христос похвалит его и скажет ему: «Если ты будешь поступать и в будущем так же, ты наследуешь вечную жизнь». Однако Господь внезапно предлагает, чтобы этот человек на самом деле стал Его учеником, ведь Он Сам есть путь ко спасению.

«…еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18:22). «…широка́ за́поведь Твоя́ зело́» (Пс. 118:96) и глубока. Недостаточно не допускать грубых грехов, надо постигнуть духовное богатство, которое заключено в этих заповедях.

Как часто люди полагают, что у них нет никаких особенных грехов, только потому, что они духовно слепы. И этот начальствующий говорит: «…все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18:21). Он хвалится тем, что рано вступил на путь добродетельной жизни, что он продолжает её до сегодняшнего дня и что он ни в чём ни разу не согрешил. Но если бы он знал подлинную глубину Божественной заповеди и глубину своего сердца, если бы он хоть на малое время стал учеником Христовым, он сказал бы совершенно другое: «Всё это я нарушил от юности моей».

Всё обнажается в свете Христовом, в свете заповеди любви. Внезапно наш выбор делается предельно простым: что нам дороже – этот мир или жизнь будущего века? Кто любит Христа, тот пойдёт за Ним, чего бы это ему ни стоило. Никто не может наследовать вечной жизни, если не хочет следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошёл. Раздать всё нищим, поделиться с другими – так поступали первые ученики Христовы в своих общинах, как мы читаем в книге Деяний апостольских. Кто любит ближних своих, тот не поколеблется по слову Христову продать всё и раздать тем, кто в нужде, как Самому Христу.

Есть немало людей, которые ведут, во многом, казалось бы, добродетельную жизнь, и всё-таки они погибают оттого, что им недостаёт одного единственного, самого главного – Самого Христа. Так произошло с этим начальствующим. И он отходит от Христа из-за того, что Христос может разлучить его с его богатым имением. Многие не хотят оставить Христа и всё же оставляют Его. Когда наступает решительный выбор, они предпочитают отказаться от Бога, нежели от своего благополучия, или успеха, или греховной привязанности к какому-либо человеку.

Как трудно тому, кто надеется на богатство, войти в Царство Небесное. Не просто имеющему богатство, потому что речь идёт о власти богатства над человеческой душою. А богатство, как и бедность, как здоровье или болезнь, или счастье, или несчастье человеческое, сами по себе не могут человеку препятствовать или помогать его восхождению к Богу. Другое дело, когда человек относится к богатству как к своей собственности. Дьявол тогда всегда имеет власть над этим человеком с помощью этого богатства. Он, «…бог века сего…» (2 Кор. 4:4). И, как говорят святые отцы, нам принадлежит только то, что мы отдали другим, принадлежит в вечности. Любое богатство – это дар Божий. И когда мы его отделяем от Бога, мы предаём свою жизнь власти этого бога века сего (ср. 2 Кор. 4:4), князя мира сего, дьявола.

Христос говорит, что богатство является великим препятствием на пути в жизнь вечную. Он видит, как опечалился этот человек, и жалеет его. Именно потому он говорит: «…как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Лк. 18:24). Его богатство не помешало ему услышать зов Христа, но сделало его неспособным ответить на него и пойти за Христом.

Он и только Он – путь спасения. С какой яркостью и силой показывает Христос трудность спасения для надеющихся на богатство: «…удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?» (Лк. 18:25-26). Святой Иоанн Златоуст говорит, что ученики испугались не за себя, а за других людей. Из любви к другим людям они изумились этим страшным словам Христа, как будто они были более милосердными, чем Христос, как будто они больше любили людей, чем Сам Человеколюбец Господь. Они не знали ещё, говорит святитель, силы любви Божией до конца, и потому испугались этих слов. Как трудно, трудно для каждого человека войти на Небо, если каждый будет поставлен перед выбором: всё раздать или порвать со Христом. Так кто может спастись?

Мы не можем сказать, что то, что требует Христос, является слишком суровым или неразумным. Но мы знаем, как наши сердца привязаны к миру, и как легко нам прийти в отчаяние перед этой неодолимой реальностью.

Да, чем больше мы стараемся исполнить заповедь Божию, тем больше мы понимаем: есть и такие трудности, которые невозможно преодолеть ни богатому, ни бедному, кроме как благодатью Божией, которая всесильна.

«…никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18:19). Каковы Его милосердие, такова и сила. Мы слышали уже эти слова, когда архангел Гавриил был послан к праведной Елисавете, уготовляя человечество к принятию в мир Христа: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37). «…невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Его благо, Его благодать так может воздействовать на душу, что человек и жизни своей не пожалеет ради Христа. И подобно апостолам, как ребёнок с детской доверчивостью будет хвалиться перед Богом: «…вот, мы оставили все… что же будет нам?» (Мф. 19:27).

Что бы мы ни оставили ради Господа из нашего богатства – ума, сердца и тела, – ничто не может пропасть. Что бы мы ни оставили ради Христа, несомненно, воздастся щедростью Божией и в веке этом, и в будущем.

«…нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лк. 18:29-30).

Нашему Богу всё возможно. Всесильным словом Своим Он создал небо и землю и Своей всемогущей рукой содержит весь мир. Он всесильный. Он может воистину спасти нас и не хочет, чтобы кто-либо из людей погиб. Какое бы место мы ни занимали на земле, что бы с нами ни происходило, Он может спасти нас. Он больше нас печалится, когда мы, опечаленные, отходим от Него, и Он радуется вместе со всеми святыми и ангелами, когда мы идём к Нему. Мы думаем, что наша праведность может поставить нас рядом с Богом, что наши добродетели, наше благочестие, наши знания, наша ревность сделают нас достойными вечной жизни. А мы не понимаем, что всё обнажено перед Его очами и что в нас нет ничего по-настоящему доброго, если мы увидим себя в свете благодати Божией. Что «…нет праведного ни одного…» (Рим. 3:10). Мы спасаемся милосердием Божиим. И это ясно видели все святые, которые всё более смирялись, чем ближе приближались к Богу.

И если бы мы только поняли, что Господь пришёл «…спасти грешников…» (1 Тим. 1:15), нищих духом (ср. Мф. 5:3), кающихся, тем, кому нужен Бог-Спаситель, то мы оставили бы нашу мнимую праведность, всё наше благочестие внешнее и предстали бы перед Ним как грешные, последовали за Ним. Мы не можем наследовать жизни вечной, пока не поймём, что наши грехи, грех каждого из нас, грех всего падшего рода Адама так велик, что может быть омыт только кровью Христовой. И что вечная жизнь принадлежит только тем, кто идёт за Христом до конца. Аминь.

Игумен Ипатий (Хвостенко)