Собор Иоанна Предтечи

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь. Сегодня всех нас созвал под свои благодатные крылья, собрал, созвал святый Предтеча Господень Иоанн, ангел пустыни. Сегодня все молитвы Церкви к нему. Все сердечные воздыхания к нему, все душевные стихиры каждого человека, верующего сердца, тоже к нему. Сегодня он стоит посреде Церкви, и сегодня он стоит посреде каждого человеческого верующего сердца. Ревностный, решительный, горячий, взращенный жаркою пустыней, этим зноем молитвенным и благодатным пустыни, положивший свою смиренную руку на главу Спасителя мира в водах Иорданских, приявший мученическую кончину за правду Божию, указующий каждому человеку, всем нам, узкий путь покаяния, предстоящий ныне одесную Христа и молящийся за наш многогрешный и нераскаянный мир.
Кто же он, этот человек, посланный от Бога, чтобы свидетельствовать о Свете? «Кто ты?» – таинственный странник. «Кто ты?» – таинственный посланник, – спрашивали его те, кто к нему приходили: фарисеи, иудеи. «Илия, пророк? Кто же ты? Скажи нам о себе сам что-нибудь».
И о себе он сказал своей жизнью, и о себе самом он сказал своей смертью. Друг Жениха, величайший из рожденных женами, «…глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу…» (Ин. 1, 23), недостойный, чтобы, «…наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1, 7), но в то же время той же рукою крестивший Спасителя в водах Иорданских, не тронувший в своей жизни никого даже пальцем, даже кончиком мыслей, и закланный на страшном пиру танцующих, пьяных, блудных беззаконников, узревший Духа Святаго в виде голубя, сходящего на Спасителя в водах Иорданских, и потом увидевший занесенный над своей неповинной головою меч спекулатора.
Благоуханная душа праведника, интуиция пророка, сердце, любящее истину, и жизнь, отданная за правду. И сегодня святый Предтеча каждому человеку, каждому верующему сердцу, он говорит о самом главном. И в эти слова вмещаются все его учения, все его устремления, все его внутренние сердечные мысли, то, что он хотел донести людям, которые были вокруг него. Сегодня он помогает нам в самом главном, потому что он говорит: «…покайтесь…» (Мф. 3, 2), и напоминает о вечном: «…ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2), и с любовью предупреждает: «…всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10).
И вот какие же плоды приносит древо моей души? Сегодня так каждый христианин должен себя спросить. Какие плоды приносит древо моей души? «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие…кротость…» (Гал. 5, 22-23), смирение, о том, о чем мы читаем и слышим каждый день, но в сердце наше это до конца не вмещается.
Или наше сердце, оно затрещит, как вот эти ветки, о которых говорит Предтеча, заполыхают в огне собственного нерадения, равнодушия, неправды. Образ Божий в каждом человеке, который живет на земле, он действительно поистине прекрасен, но он искажается нашими страстями, нашими пороками, нашими грехами. Мы стараемся, но мы все равно падаем в грех. И вот как золотая монета, эта прекрасная, удивительная, но попавшая, упавшая в болото, она покрывается тиной, покрывается грязью, покрывается еще чем-то. То же самое происходит и с душой, с образом Божиим. Он как бы никуда не девается, но он искажается вот этой тиной гордости, эгоизма, надменности, нашего тщеславия, самости, этих многочисленных грехов, которыми полна наша душа.
И вот каждому из нас нужно отмывать, оттирать, очищать эту драгоценную монету, потому что только покаяние и любовь возвращают человеческой душе ее подлинность. В «Книге Песней» говорится, там есть такие строчки: «…черна я, но красива…» (Песн. 1, 4). То есть человеческая душа, она стала черной, это о душе говорится, опалившейся от греха, от порока, от своего неустремления к Богу, но все-таки она красива, потому что на ней не что иное, как печать Божия.
И человек, каждый из нас, человек – это не то, чем он занимается, человек – это не то, как он выглядит, какой информацией он обладает, или сколько имеет денег на своем счету. Это все-таки все, – не человек. Потому что значимость и достоинство каждого из нас, каждого человека, а тем более верующего человека, она утверждается только на одном: кто он сам, не его деньги, не его статус, не его одежда, не его внешний вид, а кто он сам внутри. Вот эта его антологическая глубина. Кто ты, сам, человек, без декораций, без прикрас, без специальных одежд? Какое твое сердце, какое содержание твоего сердца, какие эти устремления, и чем наполнена твоя душа?
Один человек рассказывал о себе как-то, что, несмотря на свою всю занятость, на то, что у него было много дел, много обязанностей и так далее, и вроде и был он верующим, и вроде бы было все хорошо, но, как у каждого из нас, бывают моменты, а бывает, это и не только моменты, а и часы, может быть, долгие периоды, этот человек, он чувствовал какую-то все-таки пустоту в своей душе, какую-то незаполненность. Ему очень хотелось кому-то помогать.
И вот однажды он посетил детский дом, и брошенных детей. И с тех пор сердце его прилепилось к этому детскому дому, и он стал туда ездить очень часто, регулярно, помогать, заниматься с этими брошенными детьми, привозил туда подарки, жертвовал деньги, жертвовал своим временем, занимался с этими детишками, обадривал их. И тогда к нему, как он рассказывал, стали приходить иногда тщеславные помыслы. Вот, мол, какой я хороший, помогаю этим детям, трачу свое время, деньги, внимание.
И когда эти тщеславные помыслы к нему приходили, как он рассказывал потом, он сказал, что вдруг меня осенило: я понял, что это не я такой хороший, добрый, пушистый прихожу к этим детям, это не я появился в их жизни, а это они появились в моей пустой, безблагодатной, нерадивой жизни. И эти встречи, как он рассказывал, он понял, прежде всего нужны для меня, не для этих детей, а для самого меня, чтобы растопить мое вот это оледеневшее сердце, пустое, оледеневшее.
И вот страшно действительно, наверное, то, что, если нам нечем поделиться с человеком, который рядом с нами, с нашим ближним. И поделиться, может быть, не деньгами даже, не куском хлеба, не одеждой, не чем-то таким материальным. Потому что это, безусловно, очень важно, и много людей, которым это действительно нужно. И Предтеча сам об этом говорит, он говорит о том, что «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3, 11). Это очень важно. Но часто бывает не это даже самое главное, а поделиться участием, сочувствием, вниманием, улыбкой, любовью, дружеским каким-то участием. Самое главное, наверное, – молитвой. Вот это вещи, казалось бы, простые, совсем для новоначальных, может быть, еще не пришедших к вере людей, эти понятия, но даются они часто, даже и верующему человеку, – это мы знаем из своего собственного опыта, из своей жизни, – даются они с большим трудом.
Потому что Небо в душе другого человека можно увидеть только любовью. Если любви у нас в сердце нет, то мы это Небо не рассмотрим. Этот человек, который встречается на нашем пути, мы увидим помойку, грязь, какой-то сор и так далее. И как увеличительное стекло, любовь, она помогает вот эту монету прекрасную под слоем тины, под слоем грязи в каждом человеке рассмотреть.
И только у огня божественной любви человеческая душа в этом холодном мире, она может согреться. И каждый из нас знает, тем более люди, которые в возрасте, знают, как протекает быстро жизнь, вот эта река жизни, она течет очень быстро. И человеческая жизнь, она действительно просто обжигающе коротка. И вот сегодня, в этот праздник, удивительный день, второй день после Крещения Господня, Святая Церковь, празднует память святого Предтечи. И друг Жениха, величайший из рожденных женами, он собирает нас, каждого из нас, для чего? Для того, чтобы нам подарить вот этот духовный огонь, это духовное рачение, эту радость, эту ревность, которой обладает он, и нам хочет ее передать, чтобы покаяние, о котором он говорит, оно стало для нас не каким-то привычным, таким благочестивым, но уже, к сожалению, часто затертым, формальным понятием, когда нужно просто покаяться перед причастием или еще что-то, а внутреннее покаянное чувство, оно куда-то уходит, испаряется. И вот чтобы оно стало не формальным, не затертым, не каким-то необходимым просто перед чем-то и когда-то, а чтобы покаяние для нас стало чем-то очень необходимым, как воздух, как жизнь, как то, без чего мы действительно не можем обойтись в этой короткой, обжигающей жизни, потому что божественная секира, она уже сечется для каждого. И пусть наша жизнь, она станет не сухой этой безблагодатной веткой, не приносящей духовного плода, а самым прекрасным, самым благодатным, самым удивительным древом, насажденным при исходящих водах Богоявленских вод. Спаси всех, Господи! Поздравляем с Праздником!
