Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Кто од­ну страсть пре­о­до­ле­ет, тот од­но­го де­мо­на по­бе­дит, а кто две страс­ти одо­ле­ет, тот двух де­мо­нов по­бе­дит, а кто де­сять или бо­лее ос­та­вит при­ст­рас­тий, тот це­лый полк бе­сов пе­ре­ко­ло­тит и бу­дет нас­лаж­дать­ся ду­шев­ным ми­ром.

преп. Антоний

Во­ю­е­те со сво­и­ми страс­тиш­ка­ми? Во­юй­те, во­юй­те, бу­ди­те доб­рые во­и­ны Хрис­то­вы! Не под­да­вай­тесь зло­бе и не ув­ле­кай­тесь не­мо­ща­ми пло­ти. А в слу­чае по­по­лз­но­ве­ния спе­ши­те к Вра­чу, во­пия со Свя­тою Цер­ковью, на­шею ма­терью: „Бо­же, соп­рич­ти мя раз­бой­ни­ку, блуд­ни­це и мы­та­рю (ра­зу­ме­ет­ся, ка­ю­щим­ся) и спа­си мя“.

преп. Анатолий

На­до знать, ка­кая страсть бес­по­ко­ит бо­лее все­го, с ней и нуж­но бо­роть­ся осо­бен­но. Для это­го на­до ежед­нев­но про­ве­рять свою со­весть.

преп. Никон

Пост — это время борьбы
за радость

Жизнь человеческая на земле — это быстротечный миг, маленькая искра, короткий неровный вздох, несколько несмелых шагов от колыбели до гроба. И задача человека в этой обжигающе короткой жизни, исполненной радостных минут и страшных часов нестерпимой боли, исполненной веры и сомнения, улыбок и гримас, надежды и отчаяния, задача человека — услышать Божественный зов в своем сердце.

И если этого не случится в жизни человека, хрупкой, как утренний туман, то все его бытие окажется страшным кораблекрушением, кораблекрушением его собственной души! Если не произойдет эта таинственная встреча человеческого сердца с Богом, если не начнется прекрасное Преображение его души, стяжания благодати Святаго Духа, — то его сердце и его жизнь что-то разорвет на кровавые клочья!

Его разорвет эгоизм и гордость. Его разорвут наркотики и похоть, злоба и ропот. Его разорвет ненависть к своим собственным родным братьям, как это происходит сейчас на Украине.

Пост — это очень ёмкое и очень трудное время! Это время посильного утруждения плоти. Время большого душевного напряжения. Но вместе с тем — это легкое, тихое, глубокое и радостное время. Время любви. Время светлых покаянных слез, врачующих сердце человека.

Пост — это уникальная возможность для человеческой души понять, насколько глубоко она предала Бога. Пост — это возвышенный гимн Творцу, но и время нашего великого молчания перед Богом.

Пост — это попытка благодатным лучом покаяния исследовать глубину своего сердца. «Покаяние — это жизнь, — говорит Тертуллиан, — стремись к нему, хватайся за него, как потерпевший кораблекрушение человек хватается за всякую доску!» А преп.Иосиф Оптинский советовал приходящим к нему: «Когда мы согрешаем — нужно немедленно бежать! Куда? В тихую гавань сердечного покаяния!»

Мы переживаем сейчас драматическое время, когда мир, который отвергает духовные ценности, прямо бросается в объятия беса. Мир как-будто уже «погубил ума красоту», — как говорит преп.Андрей Критский. Мир очень умело жонглирует новыми «блестящими» идеями, понятиями, политикой, модой, вкусами, так называемыми «общечеловеческими ценностями», формированием общественного мнения. «Мир хочет, — как говорит святитель Григорий Нисский. — чтобы душа сделалась перебежчицей в стан врага».

Человеку все чаще хочется «приложиться скотом несмысленным и уподобится им»! У старца Паисия есть очень яркий и содержательный образ апостасийного человечества. «Знаете, как делают животные? — спрашивает старец, — Входят в стойло навозят, мочатся. Все это перегорает. Животные чувствуют тепло. Им уютно в тойле... Так и люди. Грешат. Грех пахнет очень дурно. Но люди привыкают к запаху греха и порока. Не хотят отходить от греха! Если кто-то новый войдет в стойло — не может выдержать запаха. А тот, кто в стойле — не беспокоится. Он уже привык!»

Пост, в пространство которого мы вошли — это наша попытка выйти из стойла. Стойла наших страстей, стойла нашего погружения в безобразный, заземленный удушливый образ мыслей. Преподобный Иустин Сербский, этот великий богослов Вселенской Церкви восклицает: «Христиане — это паломники Вечности. Они непрестанно ищут Божественное золото в земном болоте». Пост — это удивительное время почувствовать себя паломником Вечности! Вспомнить о том, насколько высоко и возвышенно назначение и достоинство человека!

В этом страшном, уродливом, безобразном земном болоте, где очень многое покрыто могильным пеплом суеты, грязи, человеческой крови, лжи, клеветы, неправды мы должны непрестанно искать зерно Божественного золота — золота веры и смирения, золота сострадательности и любви.

Если мы не будем идти этим путем, то вся наша жизнь будет одной огромной страшной неудачей! Провалом и катастрофой! Если же пойдем путем поиска золота покаяния, то это странствие будет долгим, но мы не будем жалеть потраченного времени, потому что это будет самым главным, самым глубоким и самым счастливым временем всей нашей жизни.

Одна журналистка рассказывала, как она однажды пришла на выставку икон. Она переходила из зала в зал, глаза ее рассеянно скользили по иконам, но ни одна из них не привлекла ее внимания. Все ее мысли были заняты думами о книге, которую она пишет уже третий год и все никак не может закончить. И вдруг, войдя в очередной зал, она увидела перед собой большую икону Спаса Нерукотворного и икона потрясла ее. Особенно поразили ее глаза Спасителя, тот необыкновенный свет, который исходил из них. Она замерла перед иконой, и смотрела на нее не отрываясь. Сзади кто-то подошел. Это был старый батюшка, как оказалось, это он написал икону. Они разговорились, и женщина пожаловалась на свою проблему. «Ты жалеешь, что за целых три года не смогла закончить книгу, а я «Спаса» писал 54 года!» — «Да!??» — «Да! И 53 года я писал только одни глаза!»

И верующие люди не могут отвернуться от мира, как от чего-то прокаженного, погибающего. Они переживают за мир. Христианин призван, не сливаясь с миром, преображать его. Вносить в мир тепло, радость, тишину, мудрость, смирение, молитву, свет. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего иже на Небесех!»

А старец Софроний говорит, что «мы должны научиться жить всё человечество как одну семью». Как же это трудно бывает для нас понять и вместить, если часто не выносим соседа по лестничной площадке или собрата по келлии, с высокомерием относимся к кому-то на работе или на послушании, не можем наладить простых нормальных человеческих отношений даже в своей собственной семье.

У Н. В. Гоголя есть замечательные слова, он говорит: «Не мое дело говорить о Боге. Мне следует говорить о том, что вокруг нас, что должен изображать писатель. Но я должен делать это так, чтобы каждому самому захотелось бы заговорить и задуматься о Боге». Так и нам в нашей простой обыденной житейской обстановке чаще надо не говорить о Боге, а так вести себя с людьми, чтобы им захотелось задуматься о Боге, захотелось бы приблизиться к вере и Церкви!

...Вот мы и вступили в таинственное, покаянное, вдохновенное пространство Великого Поста и четыре дня чтения Покаянного канона — это как стартовая площадка. Кто-то из нас еще нащупывает тропинки и направления с чем побороться, какую страсть с помощью Божией победить? А кто-то уже бесстрашно и смело вступил в борьбу. Для каждого из нас Пост — это все- таки немножко свое. Как говорит преп.Амвросий: « У каждого своя борьба. Свой театр военных действий».

Один человек решил узнать, что люди думают о Великом Посте. Неверующий стал возбужденно говорить, что это мрачное время, когда православные всячески истязают себя и морят себя голодом.... Другая, далекая от веры дама, сказала, что пост — это отличная возможность поправить здоровье, сбросить лишний вес, избавиться от шлаков и токсинов. Пробегающая девочка, подумав, сказала, что пост — это когда нельзя есть мороженное и смотреть телевизор.

А мудрец решительно утверждал, что Пост — это время борьбы за радость! За настоящую совершенную духовную радость! Ту, о которой апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите».

Пост для каждого из нас — это попытка победить что-то мрачное в нашем сердце, которое мешает нам идти навстречу Христу. Это возможность прикосновения к собственной душе, а значит, и прикосновения к Богу, ибо «Царствие Божие внутрь вас есть».

Пост, в плавание по волнам которого мы вступили, называется Великим не только потому, что он особенно строгий, продолжительный и напряженный. Великий он потому, что велика его цель! Встреча со Христом Воскресшим! Поэтому давайте отправимся в странствие к этой великой цели не унылыми и ленивыми гребцами, не рабами на галерах, а свободными людьми с радостной светлой душой!

Пост — это не траур. И Бог ждет от нас не просто изменения пищевого рациона, не перемены гардероба на серые или черные тона, не только выдернутого из розетки телевизора. Господь ждет от нас самого главного, самого ценного, самого прекрасного и удивительного. Чего же?

Изменения нашего сердца!

Игумен Тихон (Борисов)