Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Пох­ва­лам о се­бе не вни­май и бой­ся их, пом­ни – кто-то из свя­тых от­цов го­во­рит: ес­ли кто хва­лит те­бя, жди от не­го и уко­риз­ну.

прп. Иларион

Долж­ны нас уст­ра­шать вся­кая сла­ва и пох­ва­ла че­ло­ве­чес­кая, ибо, по уче­нию свя­тых от­цев, „не толь­ко при­ем­ляй сла­ву от че­ло­век, но да­же и слы­шай шум сло­вес сих с ус­лаж­де­ни­ем, ли­ша­ет­ся веч­но сла­вы". Не по­пус­ти, Гос­по­ди, нам ув­лечь­ся ус­лаж­де­ни­ем здеш­ней су­ет­ной сла­вы!

прп. Макарий

Не сле­ду­ет до­би­вать­ся че­ло­ве­чес­кой прав­ды, ищи толь­ко прав­ды Бо­жи­ей.

прписп. Никон

«Крест - красота Церкви»Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня святая Церковь стоит у Креста Господня. Крестопоклонная Неделя — это живительный, долгожданный оазис в знойном великопостном шествии. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Крест Христов — это самое главное, самое таинственное, самое непостижимое свидетельство Любви Божией. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3, 16).

Вся земная жизнь Спасителя, от Вифлеемских яслей и до славного Вознесения имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва — это центральное событие Искупления. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, — говорит ап. Петр, — дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Петр. 2, 24).

«Свет Христов просвещает всех!» Этот Свет сегодня льется с Креста, на котором распят наш Господь. И руки Его Любви, прибитые гвоздями человеческой ненависти, обнимают весь мир, всю Вселенную. «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34). Он — Создатель всего мира, но этим миром Он к злодеям причтен. И не нашлось ему другого места, как только на Кресте между двумя разбойниками. Апостол Павел говорит, что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5, 8). Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2, 8). И, казалось бы, что весь мир должен слышать молчаливое страдание Сына Божия на Голгофе. И в каждое сердце должна упасть капля Его жертвенной крови за мир. Ведь «Он изъязвлен был за грехи и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).

Игумен Тихон (Борисов)

Но человек часто проходит мимо Христа! И мимо Креста! Его увлекает жизненный успех, поиск новых наслаждений, желание самоутверждения. Его чарует фантастическая скорость технического прогресса. Он пытается убежать от старости и болезней. Человек верит в свою праведность и безгрешность.... Он хочет занять место Бога!

Румынский старец о. Рафаил (Нойка) говорит, что ад — это отказ принять Бога. Бог есть Жизнь, и если мы не принимаем Его, мы не принимаем Жизнь. Человек живет без Бога и восклицает: «Ну и что из этого?» Он ненавидит, ворует, блудит, гневается, лжет, обманывает и удивляется: «Ну и что? Ну и что из этого?» И вот это «Ну и что?» — замечает о.Рафаил, — и есть ад!

«Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). Сколько раз мы слышали эти евангельские слова Спасителя. Но как непросто исполнить их на деле! А ведь, по существу, в них заключена вся тайна нашего спасения. Взять свой крест это значит принять всю боль, всю скорбь, все тесные обстоятельства, все испытания и искушения, которые посылаются нам для нашего спасения. «Крест есть воля, готовая на всякую скорбь», — говорит преподобный Исаак Сирин.

Сколько бы мы не готовились, боль всегда нас обжигает, но она не должна раздавить нас. Жизненный крест, украшенный ожерельем скорбей и страданий должен научить человека смиренному принятию воли Божией, а не заставить его роптать и бросаться камнями в Небо. А отвергнуться себя — это значит дать Богу главное место в нашем сердце. Не своей самости, самоутверждению, эгоизму, самонадеянности — а самому Богу.... И еще ближнему.

Преподобный Иустин Сербский говорит: «Если человек живет только для себя и самим собой, т.е. не испытывает потребности в Боге, то он — не человек. Это лишь одни обломки человека, начищенная до блеска, татуированная скорлупа, одетая в униформу земля, ходячий гроб из глины». Великий Пост — это замечательная возможность для каждого из нас разобрать эти духовные обломки нашей души. Чтобы наше сердце перестало быть скорлупой и гробом, а уподобилось прекрасному сосуду, вмещающему Божию благодать.

«Будьте святы, потому что Я — свят», — говорит Господь (1Пет. 1, 16). Человеческая жизнь предназначена только для одного — для встречи с Богом! Только ради этой таинственной встречи созданы мириады звезд. Только ради нее беспокойно стучит хрупкое живое человеческое сердце. А Церковь — это вдохновенное, светлое, глубокое радостное пространство встречи человеческой души с Богом.

Священномученник Игнатий Богоносец говорит, что всем людям Церкви нужно находиться в «созвучии любви», созвучными, как струны в кифаре. В созвучии любви прославляется Христос! «Составляйте из себя все до одного хор, — восклицает святой, — чтобы согласно настроенные в единомыслии заданным от Бога тоном единства, вы бы единым гласом возносили песню Отцу через Иисуса Христа». Необыкновенно важно, чтобы у нас было это «созвучие любви», этот «тон единства». Но это очень непростая задача. Диавол делает все, чтобы помешать встрече человека с Богом и ближним. Он делает все, чтобы человек растранжирил, исковеркал, изуродовал свою жизнь. Чтобы человек всю свою бесценную жизнь обратил к земле, к плоти, к греху, к тлену. Чтобы «погубил ума красоту», как говорит преподобный Андрей Критский.

В святые дни Великого Поста Святая Церковь постоянно делает акцент на том, чтобы наше сердце сосредоточилось на видении своих грехов, своих пороков, а не немощей ближних. «Даруй мне зрети моя согрешения и не осуждали брата моего». Эти слова молитвы преподобного Ефрема Сирина рефреном проходят через весь Пост.

«Свет Христов просвещает всех». И, если мы хотя бы немного просветимся этим Божественным, неотмирным Христовым светом, то может быть искорка этого света, этой любви упадет из нашего сердца в сердца людей, окружающих нас, но еще далеких от Бога. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего иже на Небесех» (Мф. 5, 16).

Сербский Патриарх Павел говорил: «Я не знаю, было ли так важно для святых апостолов, кто из них будет сидеть рядом с Иудой, а кто не будет, однако знаю, что для них было важно, кто станет Иудой, а кто нет. Принцип этот должен быть важен и для меня и для Вас; а с кем рядом будем мы сидеть в трамвае, троллейбусе или самолете, у нас не всегда есть возможность выбирать. Но кем будем мы сами, людьми или нелюдями, это зависит от каждого из нас».

В мире, который становится похожим на тотальный лабиринт безысходности и скуки, в мире, где бомбы сыплются на головы стариков и детей, в мире, в котором человек сам по своей прихоти меняет себе пол, или сам решает, когда ему уйти из жизни, в мире, где любовь и взаимопонимание становятся огромным дефицитом, христиане должны быть людьми любви, людьми ответственности, людьми молитвы.

Хочет человек этого или не хочет, но посреди Вселенной стоит Крест Христов! И от него не спрятаться и от него не отвернуться. «Радуйся Кресте, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!» — восклицает святитель Софроний Иерусалимский. А у Креста всегда смиренно стоит Матерь Божия! Сегодня мы празднуем память Ее иконы Державныя. «Славь, Россия, — говорит праведный Иоанн Кронштадтский, — славь, каждый верный сын Церкви небесной Заступницу свою, Матерь Божию, за Матерние непрерывные милости Ее к России и к тебе. Только ее ходатайством Россия доселе цела, могущественна, славна!»

Крест — это всегда выбор. С Богом или без Него. Крест — это самое великое свидетельство Любви Бога к человечеству. Крест хранитель всея Вселенныя, Крест красота Церкви, Крест Царей держава, Крест верных утверждение, Крест ангелов слава и демонов язва!

Аминь.

Игумен Тихон (Борисов)