Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Во вре­мя су­хос­ти и том­нос­ти не долж­но па­дать в ров уны­ния и от­ча­я­ния, не ис­кать в се­бе то­го, че­го мы не­дос­той­ны,– ве­ли­ких да­ро­ва­ний Бо­жи­их, а упо­ко­и­вать­ся на сми­ре­нии, счи­тая се­бя не­дос­той­ным оных.

преп. Макарий

Уны­нию и ле­нос­ти в плен се­бя не от­да­вать, но мо­лит­вою крат­кою: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную – оные от­ра­жать.

преп. Антоний

При­чи­ною упад­ка ду­ха и стра­ха, ко­неч­но, суть на­ши гре­хи.

преп. Макарий

Неделя 4-я Великого поста. Память сорока Севастийских мучеников

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В прошлое воскресения, когда на аналое посреди храма лежал крест, мы поклонялись ему и славили его как оружие победы Христовой над адом и смертью. За Божественной Литургией читалось Евангелие о том, что каждый, кто хочет идти за Господом, должен взять крест свой, смириться пред волей божественной и принять все жизненные испытания, как от руки Его (см. Мк. 8, 34). А дальше читались слова таинственные и утешительные о том, что некоторые из тех, кто стоял в этой толпе вокруг Господа, еще не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1). И после того Господь оставил большинство учеников Своих у подножии горы Фавор, а троих из них, Петра, Иакова и Иоанна Зеведеевых, взял с Собой и возвел их на вершину горы (ст. 2).

И там произошло великое и страшное событие – Преображение Господа. Предание говорит, что было оно перед самым рассветом. Ученики задремали по немощи человеческой, пока Господь молился. И пробудились они от того, что прежде рассвета осиял их свет ярче солнечного света, свет, которого нет в земной природе нашей и во всем мироздании. Свет божественный, нетварный, свет Фаворский (ст. 3). Господь явил ученикам Своим славу Божества Своего, чтобы они, зря Его на Кресте, знали, что это тот самый Господь, Который явился им на Фаворе, Господь и Бог, волею принявший Крест нас ради человек и нашего ради спасения.

Фавор гора высокая, и с нее видно пол Палестины. И Господь, сходя с горы, еще издали увидел толпу, окружавшую оставленных внизу учеников. В толпе были книжники. Они о чем-то яростно спорили с учениками. Приблизившись, Господь спросил, о чем идет такой горячий спор? За всех ответил простой не книжный человек, один из народа. Дух нечистый завладел его сыном и уже много раз пытался погубить его, а ученики Господа, к которым он пришел с такой надеждой, не смогли помочь отроку. И в ответ на слова несчастного отца о неспособности учеников справиться с духом нечистым вырвались у Господа слова: «О род неверный! Доколе буду Я с вами, доколе буду терпеть вас! Приведите его ко Мне» (ст. 19).

Он сказал это не только галилеянам, окружавшим Его в тот день и ждавшим от Него чуда, не только Своим ученикам, которых укорил за немощь и маловерие. Столько лет Он с ними, но они так и не научились верить в Него так, чтобы горы низвергались в море, и сатана бежал от них в страхе, потому что они Его ученики. Он сказал это всем нам своим маловерием, своей расслабленностью, своей боязливостью, нерадением, недоверием, оскорбляющим Его любовь безмерную великую к нам.

Вот так и в жизни каждого из нас бывает свой Фавор. Каждого из нас Господь возводит на Фавор, когда дарует Свой великий дивный дар веры. Когда Он призывает нас в Свою божественную вдохновенную жизнь, Он погружает человека в несозданный нетварный свет Своей любви и заботы. Мы не видим этого света, как ученики на Фаворе, потому что дебелые наши сердца и очи сердца закрыты из-за множества грехов и страстей. Но в этот благословенный период, когда Бог призывает человека к себе, жизнь его совершенно изменяется. Ему открывается другая реальность, подлинная настоящая жизнь. Он всех любит и легко прощает всякие обиды и неправды по отношению к себе. Он научается молиться, и молится долго без устали и вдохновенно. И всякое самое малое его прошение исполняется с мгновенной скоростью. Он готов на любые подвиги, сугубый пост, малый сон и всецелое отдание себя Богу и ближнему.

Человек обретает мир в своем сердце, потому что знает, что он не одинок в этом космосе, что с ним великий мудрый заботливый Отец, Творец вселенной, Который все держит в Своих руках. Он всему миру хочет поведать о своей радости и о чудесной находке, поделиться своим богатством. И жизнь обретает истинный глубокий и несомненный смысл. И человек подобно Петру готов устроить кущи и пребывать всегда в этой атмосфере радости и покоя. Но вот приходит время спуститься с Фавора. Постепенно исчезает свет, отступает и благодать. Спускаясь с горы, Господь слышит крики, шум, споры и нестроения. Так и душа, потеряв благодать, попадает во мрак человеческих страстей. И все, что было раньше радостно, вдохновенно, становится невероятно трудным, совершенно не желанным. Всякое доброе движение дается с великим понуждением. И порой состояние человека бывает как у того бесноватого отрока, которого бес повергает то в огнь, то в воду, бросает на землю, а он скрежещет зубами и цепенеет. То есть бросает человека из одной страсти в другую.

И здесь очень важно знать закон духовной жизни. Есть три этапа духовного пути человека. Первый – это призывающая благодать, когда мы на Фаворе, когда все радостно и вдохновенно. Это то время, о котором мы только что говорили, когда Бог показывает, какую жизнь готов Он даровать человеку, если он будет искать Его всем сердцем, всею душою, всею мыслью и будет исполнять Его божественные животворящие заповеди. Этот период он очень сложный и самый длительный.

Второй период – отнятие благодати. Это подножие горы Фавор. Господь показал ученикам Свою славу, чтобы укрепить их веру перед крестными страданиями, чтобы увидев Его в поругании, они не усомнились в Его Божестве, в том, что Он Спаситель и истинный Бог. Так и нам в начале пути Бог дает Свою благодать, чтобы потом, помня о ней, мы не опускали рук, не унывали, но мужественно несли скорби жизни. Это время поста и молитвы, которыми изгоняется дьявол, поселившийся в нашем сердце. Мучитель и завистник, он будет всеми силами мешать нам восходить на Фавор. И нам предстоит нелегкая борьба и тяжкий труд, чтобы победить его в своем сердце. Бог никуда не делся. Он с любовью и заботой следит за нами, но Он хочет, чтобы мы доказали, что действительно хотим быть с Ним, что готовы претерпеть все скорби и искушения ради этой благодатной ни с чем не сравнимой жизни в Его любви, жизни, исполненной глубокого мира и радости. Это похоже на то, как мать следит за малышом, который учится ходить. Когда она отпускает его, он делает несколько неуверенных шагов и падает. И она бдительно тут же подхватывает и прижимает его к себе, утешает, если он ударился и плачет, и снова ставит его на ножки, чтобы он учился шагать самостоятельно.

С нами добрый Бог поступает точно также. Он погружает нас в скорбные обстоятельства, чтобы мы научились просить Его о помощи, научились терпению и труду. Так разнообразна Его работа с нами. Один современный подвижник замечательно сказал: «Бог знает, как ударить, чтобы не нанести рану, а исцелить ее». И поэтому муж, который пьет и ругается, не дает ходить в храм, требователен и капризен, не Божие ли это оружие, для того чтобы научить жену терпению, сердечной молитве и смирению. И хорошо ей вспомнить тогда крестные страдания Господа, Его, Великого Бога, пришедшего спасти человека, взявшего на Себя грехи всего мира. Люди и ругали, и били, и клеветали, и истязали. И нет ли здесь сходства с этой женой, которая терпит подобное от своего мужа? И вспомним, как Господь относился к этому. «Прости им, Господи, – говорил Он, – не ведают, что творят» (Лук. 23, 34). И, несомненно, такая жена обретет милость у Бога за свое мученичество и освятит своего неразумного мужа.

Также и родители, у которых непослушные неуправляемые дети. В первую очередь они показывают ваши ошибки и согрешения, поскольку дети – это плод родительский. Они могут открыть вам путь к сердечному покаянию за ваше прошлое нерадение, за невнимание к ним и к себе, и научить пламенной молитве за детей, которая привлечет Бога. А Он, как мы слышали сегодня в Евангелии, с царственной властью и силой абсолютно непререкаемо скажет: «Дух немый и глухий, Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк. 9, 25). Есть бесчисленное множество примеров, когда молитва матери спасала из глубины адского падения.

Или, к примеру, болезнь. Как она всегда бывает некстати, как мешает жить, мешает делать добрые Божьи дела, как нам кажется. Но так ли это? Болезнь вырывает человека из его безудержнего бега по дорогам жизни, где он не в силах оценить, осмыслить, увидеть близких, события, а главное, себя. Все мелькает, исчезает, смешивается в один неразборчивый поток, как картинки за окнами скорого поезда. Болезнь останавливает человека, как бы говоря: остановись, взгляни, куда ты бежишь, за чем, и с кем? И он вдруг обнаруживает, что дети выросли, жена стала чужой, родители состарились и скоро перейдут в вечность. А сам он уже прожил свои лучшие годы, а внутри пустота. И вот с этого и начинается выздоровление души. Боль умягчает сердце, исполняет его сострадание и милосердия. И как ни странно это она, боль, открывает сердце для Бога. И она не мешает. Она помогает жить.

Старец Паисий Святогорец говорил, что за время своей предсмертной болезни (он болел раком) он получил больше, чем за всю свою подвижническую жизнь. А подвизался он в очень великих подвигах. И старец Амвросий всю жизнь нес крест тягчайших болезней, но через немощь плоти дух его был бодр, и сам он был исполнен благодати, которой врачевал тысячи страдающих душ. И блаженная Матрона, возможно, не была бы той Матроной, которая помогает всей России, если бы была зрячей, ходячей и здоровой. Страдания очистили ее душу от всего земного, чтобы она помогала людям обрести небесное. Поэтому болезнь, страдание и боль это благословение доброго Бога, это горькое и порой очень изнуряющее и длительное лечение душевных болезней.

И часто человек страдает от себя самого, как от какой-то страсти, пьянства например. Это может быть наказанием за более страшный недуг: гордость, высокоумие. Чтобы он, видя свое свинское состояние, смирился сердцем и через это обрел спасение. Как-то к преподобному Серафиму Саровскому приехал купец, благочестивый, щедрый, любящий Церковь Божию. А старец сказал ему, что он станет алкоголиком, но перед смертью освободится от недуга и умрет христианской кончиной. Хотя ничто не предвещало этого, купец не страдал этой страстью, но все так и произошло. Через такую болезнь он обрел смирение, потому что Бог, как сказал ему старец, не принимает высокоумного.

Мудрый Бог посылает нам строгого раздражительного начальника или нерадивого лукавого подчиненного, чтобы мы научились великодушию и милосердию, терпению и молитве. Старец Силуан Афонский пишет: «Что делать подчиненному, если у него начальник злой и раздражительный человек? Подчиненный должен молиться за начальника, чтобы Господь смягчил его нрав. И тогда все изменится. А что делать начальнику, если у него люди непослушные? Начальник должен молиться за людей, любить своих подчиненных. И они изменятся».

Часто Господь посылает нам людей, которые всячески провоцируют нас на гнев, осуждение, раздражение. И мы должны понять: не люди виноваты в том, что мы такие, а наша страсть, которую они задевают, и она начинает действовать. Одна мамочка сетовала на исповеди, что раньше, когда она была одна, она была мирна, с благоговением молилась, часто ходила в храм, всех любила, ко всем была добра и терпелива. А теперь, когда у нее трое детей, она стала злой и раздражительной, нетерпеливой, мало молится, и совершенно потеряла мир. На что ей ответили, что детки выявили ее внутренних постояльцев, которые уютно устроились в ее сердце, потому что раньше их никто не трогал. А теперь добрые детки, посланники Бога, расшевелили их, и они начали жалить подобно тому, как змеи тихо сидят в норе, но стоит их затронуть, они испускают свой смертоносный яд.

Так и той мамочке и всем нам, когда выползают из нашего сердца ядовитые змеи - раздражение, гнев, осуждение, обиды и прочие постояльцы, надо тут же отрубать им голову, и уж, конечно, не кормить тем, что давать им волю и силу действовать. Вот у тебя не получается устроиться на столь желанную работу. Чтобы ты не предпринимал, у тебя ничего не получается. Ты отчаиваешься, печалишься, унываешь, а того не знаешь, что она выжмет из тебя все соки. И ты вообще не сможешь жить и работать. А добрый Бог ведает это и милостиво сдерживает тебя от этого. Смирись, и обретешь покой.

А вот ты желаешь, жаждешь выйти замуж за любимого, и на все готова ради этого, но все разрушается. А добрый Бог знает, что твой избранник лентяй и мерзавец, что твоя жизнь с ним станет адом, и мудро уводит тебя от этого неразумного шага. Часто дьявол, мучивший отрока, о котором мы слышали сегодня из Евангелия, действует тоньше, через мысль. Сербский старец Фаддей Витовницкий говорит: «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя». И поэтому мы внимательно должны следить за мыслями, потому что все начинается отсюда.

Святые отцы называют демона великим живописцем. Он представляет нам вначале соблазнительную сладкую картину греха. Это называется прилогом. Человек может отвергнуть его или принять. Если он отверг грех, он победил. Но если человек замедлит в нечистом помысле, то его душа сочетается, как бы соединяется с ним. Затем возникает так называемое сложение с помыслом, это решимость исполнить грех на деле. Затем включаются наши чувства, и грех становится страстью. Человек ищет случая, представляет и обдумывает как совершить грех. Затем, когда грехопадение уже состоялось, грех, раз, за разом повторяясь, переходит в привычку. А привычка, укореняясь в душе, становится ее второй природой.

Легче всего победить грех, когда он еще только в мысли. Так легче выдернуть молодое растение, нежели дерево, глубоко пустившее свои корни в землю. В Книге Иова грех назван мравольвом (муравьем и львом). Вначале он мал, как муравей, почти незаметен. Но когда вырастает, становится мощным и грозным словно лев. И подобно этому страшному хищнику терзает душу, и мы без помощи в его адски х когтях. По слову святых отцов нет лучшего средства для борьбы с помыслом как Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Всем нам, и монахам и мирянам, совершенно необходимо молиться этой молитвой. Надо усердно защищать сердце этой молитвой. Старец Анатолий Зерцалов говорит: «Молитву Иисусову всеми силами старайся держать, ибо она вся наша жизнь, вся краса и утешение».

Вот мы кратко с некоторых точек зрения рассмотрели второй период духовного пути, самый долгий трудный скорбный, порой мучительный, но благословенный. Потому что в каждое мгновение этого пути рядом с нами мудрый любящий Бог. Все Он видит и знает. Всякая слеза и печаль, боль и страдание в сердце ведомо Ему. Все это ступени, по которым душа восходит на Фавор, в Царство непоколебимое, в радость неизменную, в глубокий покой. Но путь этот всегда через скорбь. Путь этот всегда через Голгофу.

И пройдя этот тернистый путь, душа вступает в третий период духовной жизни, самый короткий, но самый благодатный. Бог возвращает благодать, которую отнял в начале, но уже в преизбытке большую. И она остается с человеком навсегда, навечно. И поэтому мужественно и с несомненной верой и доверием Богу будем нести скорби жизни, трудности пути, немощи свои и ближних. Будем довольны всем, и это умирит нашу душу.

Сегодня мы еще вспоминаем подвиг Севастийских мучеников. За отказ принести жертву идолам целая дружина воинов-христиан, 40 человек, загнали зимой в озеро, а на берегу, соблазняя их, затопили баню. Но они мужественно терпели муку от мороза и холодной воды, поддерживая друг друга. И только один не выдержал и побежал в баню в ее манящее тепло. И едва он переступил порог, как умер. В это время воину, который сторожил их, открылось дивное видение. Сорок сияющих венцов спускались с неба на мучеников, и один из них был как бы в стороне. И когда стражник спросил: чей он? ему был ответ: того воина, который не дотерпел до конца. Этот воин тотчас сбросил одежду и бросился в озеро, чтобы умереть за Христа. Мученики вдохновляли себя на мужество, как поет сегодня Церковь словами: «Люта зима, но сладок рай. Болезнен лед, но сладко восприятие. Не уклонимся, о воини, мало притерпим, да венцы победными увяземся от Христа Бога и Спаса душ наших».

Так и мы будем помнить, что люта зима нашей жизни, холодно от испытаний и болезней, тяжело нести стужу искушений и проблем. И лед обид сковывает сердце, а злые ветры собственных страстей вымораживают душу, но сладок рай. И венцы прекрасные сияющие небесные уже приготовлены добрым любящим Богом. А нам надо только дотерпеть.

Аминь.

Иеромонах Афанасий (Серебренников)