Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Вхо­ди в цер­ковь, как в дом Бо­жий. И на­хо­дись в хра­ме, как в до­му Бо­жи­ем, с соз­на­ни­ем при­су­т­ствия Бо­жия, уда­ля­ясь вся­кой воль­нос­ти и раз­вяз­нос­ти.

преп. Никон

По­се­щай­те ча­ще храм Бо­жий. Хо­ро­шо встать в ка­ком-ни­будь тем­ном угол­ке, по­мо­лить­ся и по­пла­кать от ду­ши. И уте­шит Гос­подь, неп­ре­мен­но уте­шит. И ска­жешь: „Гос­по­ди, а я-то ду­мал, что и вы­хо­да нет из мо­е­го тя­же­ло­го по­ло­же­ния, но Ты, Гос­по­ди, по­мог мне!"

преп. Варсонофий

Стоя в хра­ме, не на­доб­но ис­чис­лять свои не­дос­тат­ки и тем ум отв­ле­кать от вни­ма­ния чте­ния и пе­ния, а прос­то счи­тать се­бя греш­ною за все свои гре­хов­нос­ти и за рас­се­я­ние по­мыс­лов, се­го и до­воль­но.

преп. Макарий

Пятница 5-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, за Божественной Литургией читалось Евангелие от Матфея, в котором Господь сказал Своим ученикам, услышавшим притчу о семенах (Мф. 13, 3-9). Казалось бы она у нас на слуху. Сам же Господь истолковал нам, дал объяснение того, что означает тот или иной образ. Но, к сожалению, мы, слушая слова Священного Писания, порой теряем его смысл, оно от нас ускользает, то, что на самом деле сказал нам Господь каждому из нас, сказал нашему сердцу прежде всего.

И вот эта сегодняшняя притча дает возможность заглянуть в самих себя. Собственно это суд над нашей совестью, суд над нашей душой. Как мы живем, возрастает ли в нас слово Божие, которое мы когда-то приняли, и которое вновь и вновь падает на нашу почву нашего сердца. Какой плод приносит оно и приносит ли вообще? Не является ли наша почва тем камнем, на котором птицы сразу выклевывают эти семена, или же тем местом, где очень мало земли и влаги. Где едва вырастя ростки добродетели, ростки стремления жить с Богом, у нас засыхают и прекращают свой рост. Или же они подавляются всевозможными терниями, хотя и обильно росли, но потом не имеют возможности произрастать и развиваться дальше.

И вот Господь поставляет нас перед этой притчей как бы наедине с самим собой и одновременно перед Ним Самим. Потому что одному Ему мы дадим ответ, Ему мы дадим отчет о нашем уповании, о нашем жизненном поприще, о том, как мы смогли эту свою жизнь прожить, как мы прошли это время взращивания наших с вами семян. Того семени, которое доверил каждому из нас Господь, как драгоценность, залог вечности. Но не нужно унывать, не нужно отчаиваться. Нужно, слышать окончание этой притчи о том, что иные приняли слово Божие и принесли в плод одни тридцать, другие шестьдесят, иные в сто раз (ст. 8).

Господь готов каждому из нас даровать это приплодование, даровать этот прирост, иметь возможность приносить плоды Небесного Царствия. В этом есть наша надежда. И как бы не заглушались эти семена, как бы они не выклевывались всевозможными птицами, если мы все-таки будем все-таки иметь произволение, когда бы мы не проснулись, когда бы мы не очнулись. Если мы уготовим почву своего сердца для принятия этих семян, для их возрастания, Господь умножит настолько, насколько это желание наше будет подлинным, насколько оно будет сильным. Не мерою Господь дает Своего Духа (см. Ин. 3, 34), но тому, кто взыскует благодатный Дух духовной жизни, кто стремится не свое лишь искать здесь на земле, свое «Я» поставлять выше Божьего, но Бога ставя выше всего. Именно поэтому Господь и дал нам заповедь: «Возлюбиши Бога своего всем сердцем своим, всей душою твоею, всем помышлением твоим, всею крепостью твоею» (Мф. 22, 37). Без этого невозможно угодить Богу. Наивно, если мы будем желать как-то: то о Боге думать, то решать какие-то свои земные проблемы.

Мы должны их решать, но даже в решении насущных земных проблем, наших вопросов житейских мы никогда не должны забывать, что все мы это делаем с памятью о Боге. Все это мы делаем перед лицом, перед очами Божьими, и должны это делать по-христиански, не по-язычески, не безбожно, но как нам это Господь в Евангелии заповедал. Только тогда мы будем иметь надежду, что наше семя возрастет и принесет обильный плод, которого Господь желает даровать каждому, лишь бы мы с вами этого хотели, и коего да сподобит нас с вами.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)