Аудио-трансляция

Ес­ли кто-то, на­де­ясь на свой ра­зум, ду­ма­ет не иметь нуж­ды в ру­ко­во­ди­те­ле, та­ко­вой вско­ре за­блу­дит от пу­ти пра­во­го. По­че­му и долж­ны мы со сле­за­ми мо­лить Гос­по­да Бо­га, что­бы да­ро­вал нам нас­тав­ни­ка или нас­тав­ни­цу не­заб­луд­ную, ибо по гни­лос­ти не­ду­гов ну­жен и врач или ле­кар­ка опыт­ная и бла­го­ис­кус­ная. По­то­му и долж­но хво­ро­му ис­кать не столь­ко обиль­ную и по­кой­ную боль­ни­цу, сколь­ко вра­ча ис­кус­но­го.

преп. Антоний

Неделя 5-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь, дорогие отцы, братья и сестры, нам предлагает рассказ из Евангелия об исцелении двух бесноватых (Мф. 8, 28-34). Поразительная картина. Люди, потерявшие человеческий облик. Люди, которые стали полностью подвержены демонической воле, утратившие образ человека. Они жили во гробах и были настолько страшны для всех тех, кто проходил мимо, что многие уже старались тем местом не ходить, зная об этих лютых человекоподобных существах, хотя безусловно это были люди. Но Господь показывает нам, до чего доводит человека жизнь без Бога, к чему может прийти создание Божие, венец творений божественных человек, созданный по образу и подобию Божества, если он не будет стремиться сохранить в себе это богоподобие. Точнее, сохранить в себе образ Божий и восставить себя в борьбе со страстями богоподобие.

Нам мало что известно о жизни этих двух человек. Мы знаем лишь о том, что никто не мог ни связать их, ни удержать путами. И вот Господь, проходя через это место, прибыв туда на лодке, увидел их. Евангелие показывает нам, что никакая сила человеческая не смогла связать этих людей, удержать эту демоническую силу в них, которая обитала в них во множестве. Из Евангелия от Луки мы знаем, что там был легион этих бесов, но они сами прибегают ко Христу, склонившись перед Ним, исповедуя Его всемогущество, Его божественную силу. Никакая человеческая демоническая сила не может не только устоять, но даже в какой-то мере сравниться перед силой Божества.

И вот бесы, обитавшие в этих людях, трепетно, потому что они осознают и знают, перед Кем они предстоят – перед своим Судией, от Которого они отреклись, на Которого восстали, но Которого безумно боятся. Боятся, потому что Он будет вершить суд над ними. Он повелит им пребывать в гиене огненной на веки. И они в ужасе, но в тоже время мучимые своим злом, которое обитало в них, говорят: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (ст. 29).

Действительно, нет ничего общего у Христа с велиаром. Так и мы, если мы хотим быть подлинными христианами, не должны иметь ничего в части демона. Но, увы, наши дела бывают часто не таковы. И жизнь этого мира, она течет, но течет, к сожалению, чаще всего не в жизнь вечную, но по инерции она все далее и далее утекает от Бога и клонится в преисподнюю. Этот мир преизобилует всевозможными страстями, преизобилует теми страстями, о которых даже смрадно и стыдно вслух говорить. И все это насаждается, особенно на западе, но проникает к нам как норма, якобы единственная норма поведения человека.

Но ни библейское сознание, ни здравый человеческий смысл никогда не может смириться с этим безумием, как с нормой. И если это станет нормой отношений, то этот мир очень скоро прекратит свое существование, потому что люди станут подобны демонам. Потому что если любовь уходит из общества людей, жизнь среди них становится несносной. Люди, служащие страстям, не имея любви, начинают ненавидеть друг друга, враждовать друг с другом. И предела удовлетворения этих страстей уже нет, и нет понятия ни чести, ни совести, ни страха какого-то, не Божьего даже уже давным-давно, а человеческого.

И от этого предостерегает нас Господь в сегодняшнем Евангелии. Он показывает нам, что жизнь с демонами есть мука, потому что они говорят: Ты пришел мучить нас прежде времени. Одно явление Христа, божественной благодати для них является страшным мучением. Они не могут находиться, сопребывать рядом или как-то поблизости с Богом. Также как для верующей души бывает мучением пребывать вне Бога, потерять, утратить благодать. Но, так или иначе, мы должны понимать, что эта мука, она страшна. Страшна мука, когда человек не терпит света, не может явиться к свету (ср. Ин. 3, 20). Этот свет слепит его, терзает его омраченную страстями душу. От чего да избавит нас Господь. Мы должны стремиться к этому свету, творить дела света, являть этот свет, если мы только Христовы в своем сердце, своими делами и обликом, своими словами, чтобы наша с вами жизнь была тем светом, который светит миру. Говорит Сам Господь: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела, и прославят Отца вашего, Иже на Небесех» (Мф. 5, 16).

Такова ли наша жизнь? Кому она может реально светить и светит ли вообще кому-то? Это очень важный для нас вопрос, вопрос, одновременно обличающий очень многое в нас с вами, нашу с вами неправоту, наши с вами страсти, которых у нас, конечно же, достаточно. Но лишь бы мы имели желание с ними бороться, не соглашались с ними, не находили им в сердце своем места. И дай Бог, чтобы Господь застал нас с вами в борьбе со страстью, потому что Он готов увенчать всякого, пусть и падающего, пусть ошибающегося человека, лишь бы он не соглашался с грехом, лишь бы он не оправдывал в себе эти страсти. Но падая, вновь вставал и вновь сокрушался и стремился снова и снова к свету.

Никто из нас не может не падать. Свойственно не падать только ангелам и великим святым, хотя и они имели свои падения, не ведомые миру, но ведомые Богу и их совести. Но нам с вами предлежит всегда бороться со страстями, чтобы не быть в этом страстном состоянии, постигнутыми часом смерти или судом Божьим.

И вот далее происходит удивительная вещь. Бесы начинают просить Бога. Говорит по-славянски Евангелие: они молят Его, чтобы Он не послал их в бездну, но послал в стадо свиней, которое было неподалеку (Мф. 8, 31). Оказывается, бесы могут и просить Бога, тоже по-своему обращаясь к Нему. Бесы могут трепетать перед Богом, звать Его, но это не избавляет их от того укоренения во зле, в котором они пребывают. И мы с вами должны приносить плоды доброй жизни, чтобы наша жизнь хоть в чем-то отличалась от демонов. Отличалась на самом деле в очень и очень многом, без чего мы никогда не можем стать Христовыми.

И Господь дает им такую власть, чтобы показать на этих свиньях, насколько демонский род ненавидит человека, ненавидит все живое, всякое творение божественное. Лишь только Господь попустит демонам хоть малую часть, малую власть над живым существом, как это стадо свиней, которое устремилось с крутизны с берега и бросилось в море и утонуло все. Тоже самое произойдет в мгновение ока и со всем человечеством. И лишь только благодать Божия, божественная благость, Его милосердие величайшее хранит человека от окончательной гибели. Поэтому не будем злоупотреблять долготерпением Божьим. Будем стремиться исправлять свою жизнь.

Ведь далее люди той страны побежали возвестить в город. И когда горожане пришли и увидели случившееся, увидели этих людей, похожих на демонов, которых боялась вся округа, одетых, которые не одевались даже в одежду. Увидели этих людей, одетых, осмысленных, тихих и спокойных у ног Христа, они не ужаснулись величию Божию, чтобы прославить Творца, чтобы поклониться Ему, чтобы исповедать Его своим Господом и изменить свою жизнь. Но напротив, они ужаснулись, как от ослепительного света, когда человек пытается от этого света убежать. Не просветиться, не очиститься, но еще более залезть в глубокую тьму. И они, говорит апостол, также молили Христа отойти от пределов их (ст. 34). Оказалось, что слава Божества стала им не сносна, и потеря имущества оказалась им важнее.

Так было всегда, но так с новой силой бывает и сейчас, когда материальные блага становятся важнее души человека. Двух душ, миллионов душ. Когда на вершине управления современным миром стоят люди, в понятийном аппарате которых нет слова «любовь», «сострадание», «человеколюбие». Там есть лишь два понятия – выгодно или не выгодно. Исходя из этих понятий, когда это выгодно, им не важно, сколько погибнет миллионов или миллиардов человек. Важно, чтобы золото и все имущества и материальные были бы у этих людей. Важно, чтобы они остались при своем и еще более и более приумножали свое безумное богатство, безумное по способу его приобретения и безумное по его количеству. И эти люди диктуют современному человеку, как ему жить, а на самом деле ведя его на заклание, пропагандируя те безнравственные вещи, которые развращают большинство людей, уничтожая и нивелируя культуру большинства народов, низводя их до усредненного и совершенно безличного состояния. Они уничтожают институт семьи, прерывая уважение человека к человеку, к старшим, уничтожая совестливость и очень многое и многое другое, когда разжигаются те или иные войны в угоду своим выгодам. Попираются все нравственные устои и традиции, чтобы никто не имел подлинной связи со своим народом, со своей историей, со своими предками.

И это совершается на наших с вами глазах. Тот самый Апокалипсис, о котором предрекал святой Иоанн Богослов апостол по откровению свыше. И от нас с вами зависит насколько этот Апокалипсис быстро или медленно будет совершаться. У Бога на весах каждая молитва, каждая слеза, каждый вздох, каждое доброе дело, которое Он знает и видит. И от нас требуется стоять на страже своих сердец, стоять на страже, как это не прозвучит громко, всего человечества, потому что не только мы спасаемся сами. Мы должны выйти из этих узких рамок бесконечного эгоизма: «только я хочу спастись». Мы есть Церковь Христова, сообщество людей, Церковь первенцев, чад Божьих, поэтому мы все братья и сестры. Здесь нет какой-то обособленности, ее не может быть. Тот, кто обособляется, тот не Христов. Это, безусловно, должен знать каждый из нас. И мы должны стремиться быть единым сердцем, жить одной душой, жить одной семьей и в нашем русском доме и в колыбели вселенского православия.

И Господь Всемогущий, если увидит в нас эту закваску, готов сквасить весь мир. Готов помиловать, если Он увидит в нас это стремление от тьмы к свету и желание изменения в себе от худого к доброму. И пусть эта память и залог благодати хранят нас. И пример, который мы видим у этих бесноватых, вразумляет и нас, чтобы мы от этой преисподней тьмы стремились к Богу живому.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)