Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли де­ла­ешь доб­ро, то долж­но его де­лать толь­ко лишь для Бо­га. По­че­му на неб­ла­го­дар­ность лю­дей и не долж­но об­ра­щать ни­ка­ко­го вни­ма­ния.– Наг­ра­ду ожи­дай не здесь, а от Гос­по­да на не­бе­сех, а ес­ли ждешь здесь, то нап­рас­но и ли­ше­ние тер­пишь.

преп. Амвросий

Ху­лой на Ду­ха Свя­та­го неп­рос­ти­тель­ной и ве­ду­щей к по­ги­бе­ли на­зы­ва­ет­ся упор­ное не­ве­рие и от­ри­ца­ние бы­тия Бо­жия, нес­мот­ря на во­очию со­вер­ша­ю­щи­е­ся чу­де­са, нес­мот­ря на мно­же­ст­во фак­тов, не­оп­ро­вер­жи­мо до­ка­зы­ва­ю­щих су­ще­ст­во­ва­ние Бо­га. Упор­ное от­ри­ца­ние и не­ве­рие яв­ля­ют­ся ху­лой на Ду­ха Бо­жия, не про­ща­ет­ся ни в сем ве­ке, ни в бу­ду­щем, и че­ло­век, умер­ший не по­ка­яв­шись в сво­ем не­ве­рии, по­гиб.

преп. Варсонофий

Хо­ро­шее жи­тейс­кое об­ще­ние мож­но иметь и с не­ве­ру­ю­щи­ми, толь­ко мо­лит­вен­но­го об­ще­ния с ни­ми нель­зя иметь и спо­ров о ре­ли­гии нель­зя за­во­дить, что­бы имя Бо­жие в спо­ре не ос­ко­рб­ля­лось.

преп. Нектарий

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы с вами празднуем память святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, его преславное рождество. Какой же человек родился, какой человек пришел в мир, и в какое время он родился? И отличается ли то время, от того времени, в котором мы здесь живем сейчас? Изменились ли обстоятельства жизни?

Все мы знаем, что святой Иоанн Предтеча родился во времена язычества, когда в народе очень было мало веры. Но что мы можем сказать про нас? Неужели сейчас что-то изменилось? Неужели вокруг нас не осталось язычников или людей, совершенно не верующих в Бога? Нет, мы этого сказать не можем. И если как в те времена родился святой Иоанн Предтеча и проповедовал миру о пришествии в мир Спасителя, то и сейчас ничего не изменилось. Точно так же вокруг нас находится языческий мир со всеми своими страстями страшными, и даже не имеющими никакого человеческого описания, что сейчас творится. И вот мы живем сейчас в этом мире и делаем то же самое, что делал много лет назад святой пророк.

Мы говорим всему миру те же самые слова, своим близким говорим, своим друзьям и знакомым: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (Мф. 3, 2). Ничего не изменилось с тех времен. Все, как и было. И нас тоже можно назвать в какой-то мере провозвестниками пришествия Спасителя. Господь в Священном Писании дал прямое послушание всем: проповедуйте все, не молчите, ибо молчанием предается Бог. Мы не должны молчать. Мы должны говорить всем людям, чтобы они оставили свои грехи, что-то делали сами с собой, со своими страстями.

Первые христиане были в своем мире первыми людьми, которые заговорили о Боге Любви. Их проповедь была многим непонятна. Как это так – покайся, смиряйся, будь кроток, послушлив, и все у тебя будет, и Царство Небесное и покой и мир в душе. Трудно было принять людям проповедь эту. Но и сейчас тоже ничего не изменилось. Людям и сейчас тяжело слушать эти слова. Постоянно люди говорят: а как же так вот войны, а сколько творится злобы, греха. Как же нам быть, как же нам не мстить за это, за то? Как нам все это переносить? Ничего не изменилось, тяжела проповедь. Тяжело людям слушать проповедь Христову. Но есть же люди, которые могут слушать эту проповедь, значит, это могут слышать и все, любой человек. Кому-то нужно один раз сказать, и он все поймет, а кому-то нужно много раз говорить, чтобы он что-то понял. Поэтому не молчите, проповедуйте слово Божие.

Сегодня праздник, и каждый сам спроси у себя, какой же подарок мы с вами подготовили святому Иоанну Предтече. Что мы принесли сегодня? Уже заканчивается Петров пост, мы уже должны были чему-то научиться, что-то исправить в себе. И что мы сегодня, вот именно сегодня святому Иоанну Предтече можем сказать: это мой подарок тебе. Что вы можете подарить ему сегодня? Ну, хотя бы покаяние.

Святитель Иннокентий Херсонский уподоблял душу человеческую заржавелому железу, которое становится уже более хрупким, то есть оно теряет свои свойства. Так и мы с каждым грехом, который входит в нашу душу, теряем свои свойства, теряем сами себя. И от нас зависит, к какому концу нашей жизни придем ли мы совсем заржавелыми или чистые и обновленные. Это все зависит от нас самих. Почему мы повторяем грехи? Может быть потому, что мы не верим в таинство покаяния? Или может быть, мы верим в то, что нам Господь простит все? Но это уже какое-то бесчувствие души. То есть мы надеемся на что-то, но не имеем на это никакого основания.

Мы идем на исповедь, говорим и вообще не исправляемся. То есть мы приходим к таинству исповеди, говорим грехи, но у нас нет даже мысли о том, что мы готовы исправиться. Вот это очень плохо. Таинство покаяния заключается в том, что вы дома каетесь перед Богом, а перед священником на исповеди только говорите о совершенном преступлении. Но вы уже дома решили, а не на исповеди, стоя у священника, что вот вы исправите свою жизнь. Вы должны решить это уже дома, когда вы готовитесь к исповеди. Потому что покаяние человека происходит не на людях, а дома в таинстве, в глубине его души. Священник на исповеди уже должен видеть пришедшую раскаявшуюся душу. А получается, что священник пытается из исповедника сделать за три-пять минут раскаявшуюся душу. Это же очень трудно и бывает даже невозможно.

Насколько важно покаяние для человека, потому что происходит необъяснимое чудо: человек меняется, и весь мир вокруг него меняется. Наш враг рода человеческого знает это и ни на что более не направляет свои силы, как именно на борьбу с этим, чтобы люди не каялись. Потому что именно это преображает и самого человека и весь мир вокруг.

Поэтому в сегодняшний день праздника святого Предтечи Господня Иоанна каждый пусть сам в своем сердце найдет, что же сегодня он принес в подарок святому Предтече и Крестителю Господню Иоанну.

Спаси всех, Господи.
Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)