Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гор­дых Сам Бог ис­це­ля­ет. Это зна­чит, что внут­рен­ние скор­би (ко­то­ры­ми вра­чу­ет­ся гор­дость) по­сы­ла­ют­ся от Бо­га, а от лю­дей гор­дый не по­не­сет. А сми­рен­ный от лю­дей все не­сет, и все бу­дет го­во­рить: дос­то­ин се­го.

преп. Амвросий

Гор­дость страш­на тог­да, ког­да не за­ме­ча­ем ее, а ес­ли за­ме­ча­ем и ка­ем­ся и сок­ру­ша­ем­ся, то Гос­подь не пос­та­вит в грех.

преп. Анатолий

Не вдруг лезь­те на не­бо, но сми­рен­но пос­ту­пай­те, а то ху­же всех гре­хов, ког­да гор­дость и мне­ние об­ла­да­ют ва­ми.

преп. Макарий

День памяти обретения мощей преподобных Оптинских старцев

Во имя отца и Сына и Святаго Духа.

«Восславятся преподобные во славе и возрадуются на ложах своих». Вот мы с вами, дорогие о Господе братья и сестры, собрались сегодня в сей святой храм, чтобы восхвалить наших преподобных отцов, старцев Оптинских. И они, слыша наши с вами восхваления, этому весьма радуются, радуются и человеческой похвале, радуются тому, что в них прославляется Бог, дивный во святых своих.

В 1998 году совершилось событие, которое мы с вами нынче празднуем. В этот день были обретены святые мощи преподобного отца нашего Амвросия, старца Оптинского, и преподобных Льва, Макария, Иллариона, Анатолия, Варсанофия и другого Анатолия. Это событие имело огромное значение для всех нас. Теперь мы имеем возможность поклониться их святым мощам и испросить у них молитвенно вразумления, помощи, укрепления в нашей многотрудной христианской жизни. Наша любовь к старцам всегда проявляется. Проявляется в том, что мы все время обращаемся к ним с молитвой, их почитаем. Но главное в том, что стараемся по мере наших немощных сил подражать их жизни.

Преподобному Анатолию старшему, который, по словам преподобного Амвросия, имел такую Иисусову молитву, которая дается одному из тысяч, кто ей занимается. Вот мы с вами стараемся ему подражать в том, чтобы по возможности всегда пребывать в молитве. Преподобному Иллариону мы, конечно, подражаем в его беспримерном трудолюбии. Кроме своих священнических старческих обязанностей он огромные силы посвящал физическому труду. Когда богомольцы приходили в скит, их просто поражало необыкновенное благолепие скита. Цветники, которые были делом рук одного отца Иллариона, делали скит подобием преддверия рая. Это настолько радовало и одухотворяло приходящих, что ясно было, что эти труды, о Бозе сделанные, имеют свой великий плод. И вообще физический труд весьма способствует духовной жизни.

Мы с вами знаем и читали, что схимонахиня Сепфора, эта прекрасная дивная наша современная старица говорила сестрам о необходимости физического труда. У одной сестры она спросила: какое у тебя послушание? Та ответила, что она вышивальщица. И она ей на это сказала: разве это послушание? Сделаешь свои обязанности и беги на грядки пропалывать. Вот как важен физический труд, и как нам без помощи старца Иллариона этот труд предпринять.

У отца Льва мы преимущественно учимся его необыкновенному подвижничеству и самоотвержению, которым старец отличался с самых первых годов монашеской жизни. Поступил он в Оптину Пустынь юношей еще в конце 18-го века. И он, потрудившись здесь два года в Оптиной Пустыни и будучи богатырем, человеком, спокойно понимающим мешки по 12 пудов (это почти 200 кг) здесь за два года потерял свое здоровье в этих беспримерных трудах по восстановлению обители под началом отца Авраамия.

Отец Макарий преимущественно обладал глубоким смирением. И он нас в первую очередь поучает именно смирению. Вопрос о смирении, о том, что причина всех грехопадений заключается в нашей гордыне, тщательно, глубоко, более подробно, чем у любого другого нашего старца освящен в его прекрасных письмах.

Отец Варсанофий отличался особенным даром прозорливости, пророчества. Как-то у него спросили: батюшка, а правда, что вы все старцы – прозорливцы? А он вопрошающему из Петербурга, его духовному сыну, дал вот такой ответ: «Ты от меня живешь за тысячу километров, а я вижу все движения твоей души. Даже малейший помысел распознаю в тебе раньше, чем ты сам его осознаешь». И это-то за тысячу километров, когда мы сами в своей душе, в мраке греховном не можем ничего толком распознать, определить сложность вот этих наших внутренних движений. И понятно, что отец Варсанофий, обладая таким дивным даром, мог дать наставление глубокие, точные, направленные против греха, которыми более болен, которые он видел. А самое главное, дать уровень борьбы, соответствующий силам каждого, в силу своей прозорливости. И ведь недаром Господь сказал, что слепой аще слепца водит, оба в яму впадут.

А наши старцы были не слепые. Можно один пример привести. Отец Варсанофий этим даром служил ближним. Вот тут на фреске этот эпизод изображен. К нему как-то пришла женщина с больным сыном, который был нем, глух и вообще очень болен. И отец Варсанофий сразу же своим прозорливым оком увидел, что причина этой болезни в его нераскаянном грехе, совершенном в раннем детстве. И он начал говорить об этом вот этому мальчику. А мать его ему сказала: «Батюшка, да он же вас не слышит». Отец Варсанофий на это ей ответил: «Это он тебя не слышит, а меня слышит прекрасно». И действительно, по виду мальчика было понятно, что он понимает все, что сказал ему старец, и он знаками подал согласие, что он кается в этом содеянном грехе. И после прочтения разрешительной молитвы он сразу же получил исцеление.

Отец Анатолий, чьи мощи здесь, отличался особенной сияющей божественной любовью, подобно той любви, которая, как мы читали, была у Серафима Саровского. Каждый приходящий к нему видел, что старец готов свою душу ему отдать, положить душу за любого пришедшего к нему человека, которого впервые видит. Конечно, этот высокий пример любви, хотя возможно нам сейчас не вполне пока посилен, но назидателен и достоин в какой-то мере подражания. Потому что мы очень мало внимания даже можем уделить нашим ближним. Мы всегда бываем безучастны, если когда мы поможем какому-либо человеку, первому, даже второму, то на третьего и четвертого у нас не хватает сил и терпения. И мы от него уже отворачиваемся, вроде бы мы и так уже потрудились в милости. А отец Анатолий с раннего утра до глубокой ночи принимал народ, забывая о еде и об отдыхе. Такова была у него любовь к ближнему. А любовь к Богу ему не позволяла вечером идти и отдыхать. В Оптиной, когда были ночные службы, которые начинались в два часа. И отец Анатолий после вот этого целого дневного приема шел на ночную службу молиться с братией. И когда на кафизмах можно присаживаться, он садился и поневоле погружался в дремоту, чем некоторые смущались. А потом выяснилось, что это было единственное время за все сутки, когда отец Анатолий смыкал глаза.

Что говорить о преподобном Амвросие. Здесь мы видим беспримерный подвиг крестоношения. Когда отец Амвросий еще в молодости был везен в Калугу в санях (на автомобилях тогда не ездили) рукополагаться в священника, была зимняя пора, и он очень сильно простыл и получил тяжелое осложнение на внутренние органы. И его недуги с годами так развились, что состояние его здоровья пришло в такое расстройство, что когда из Москвы приезжал на осмотр какой-то знаменитый врач к нему, как к уже именитому всероссийскому именитому старцу, после такового осмотра люди у него спрашивали с тревогой: «Как здоровье батюшки?» А врач говорил обычно так: «Что вы хотите от меня услышать? Если бы это был обычный человек, я бы ему не дал и полчаса жизни». Вдумайтесь в эти слова. Полчаса жизни – это же состояние агонии. «Но ведь это Амвросий», – прибавлял врач. И действительно, батюшка Амвросий с таким здоровьем жил многие годы. Его жизнь была постоянным терпением тяжелейших мученических недугов, которых только одних хватило бы, если их с благодарением принимать, чтобы сделаться святым.

Такие примеры мы знаем — в Печорах Пимен Многоболезненный, проболев 30 лет, cделался великим чудотворцем; никаких подвигов он не нес. А отец Амвросий кроме этого своего болезненного креста нес еще другой не менее тяжелый крест, крест старческого служения. Да и какой! Он ежедневно принимал народ по 12 часов в день. Старческий прием – это не просто выслушивание посетителей. Не обольщайтесь никто. Это есть полагание души за други своя, в чем высшая любовь (см. Ин. 15, 13). Об этом нам свидетельствует преподобный Нектарий Оптинский, который раскрывает внутреннюю суть старческого служения. Он говорит такие слова: «Старцу людям иначе не помочь, не облегчить их скорбь, как только если он эту скорбь возьмет на себя, на свою душу.

Вдумайтесь. Вот отец Нектарий вам описывает процесс, если так можно выразиться, старческого приема. Приходит один человек, гнетет его скорбь, лица на нем нет, а уходит от старца радостный, веселый, как на крыльях летит. Куда девалась его скорбь? Не куда-то, а старец взял ее на свою душу. Приходит второй, третий, четвертый, и скорбь на душе старца постепенно возрастает доколе, пока даже ему привычному, мужественному, терпеливому становится просто нестерпимо. И тогда приходит Божья благодать и разметает эту гору скорби, как горсть осенних листьев. И тогда, говорит отец Нектарий, старец может принимать снова. То есть это ежедневное многократное внутреннее умирание за людей, только бы чтобы им помочь. И не за близких родных и любимых нами людей, а за людей, которых старец просто впервые видит.

Любовь Христова в том и заключается, что любить не по лицеприятию, а любить всех равно. И отец Амвросий, будучи столь болен, нес такой, казалось бы, непосильный крест. И только Господь совершенно чудесным образом его укреплял. А сократить этот 12-часовой прием было невозможно, потому что и так всех приходящих к скиту удивляла огромная толпа людей, которая ежедневно ожидала приема старца. Людям приходилось по месяцу жить в гостинице, ожидая этого приема. И как можно было что-то сократить, когда многие просто бы не попали. И отец Амвросий, принимая с утра людей, час от часа, как любой человек утомлялся, особо учитывая свое здоровье, утомлялся и с каждым часом все больше. А к вечеру он настолько уже изнемогал, что просто порой он лишался чувств и лежал в обморочном состоянии. И как поступал пришедший посетитель, который попадал в подобную ситуацию? Он, казалось бы, дождался своей очереди, пришел к старцу. И старец при нем лишился чувств. Он не говорил: ой, батюшка занемог, не буду его больше беспокоить со своими пустяками. Да какое-там, он же столько ждал. Посетитель дожидался, пока старец откроет глаза и сразу же набрасывался на него со своим вопросом, который его беспокоил. Вот какой ценой отец Амвросий нес свое старческое служение.

И вот сейчас старцы уже не присутствуют с нами на земле, только своими мощами, это нисколько не затрудняет той пользы, которая по их молитвам нам подается. Приезжая в Оптину, а сейчас приезжает такое количество паломников, что просто невозможно, чтобы какие-либо старцы справлялись с таковым приемом. Приезжают тысячи, десятки тысяч людей. И, тем не менее, посещая Оптину, каждый уезжает из нее не бесплодно. Обойдя молитвенно все мощи старцев, с душой, со вниманием, обратясь со своей личной просьбой к каждому из старцев, он обязательно получает не только вразумление в беспокоившем его вопросе, но в лице старцев получает небесных покровителей, друзей, которые всегда своими молитвами, своими наставлениями, умудрением с ними будут.

И вот поэтому, братья и сестры, восславим преподобных старцев Оптинских, возблагодарим за то, какую они нам пользу и благодать приносят. Будем им молиться и будем верить, что по их молитвам мы получим не меньшее назидание, чем получало прекрасное Оптинское братство и их современники.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)