Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нель­зя про­жить так, что­бы ник­то нас не опе­ча­лил или не ос­кор­бил, а Апос­тол го­во­рит: яко мно­ги­ми скорбь­ми по­до­ба­ет нам вни­ти в Царствие Бо­жие (Де­ян. 14, 22), и тя­го­ты друг дру­га но­си­те, и та­ко ис­пол­ни­те за­кон Хрис­тов (Гал. 6, 2). Бу­дем по­э­то­му про­сить, что­бы нам с са­мо­у­ко­ре­ни­ем и сми­ре­ни­ем нес­ти скор­би, не быть по­беж­ден­ны­ми от зла, но бла­гим по­беж­дать злое и с Про­ро­ком ска­зать: с не­на­ви­дя­щи­ми ми­ра бех ми­рен (Пс. 119, 6).

преп. Иларион

Ког­да бу­дут скор­би и вы бу­де­те не в си­лах пе­ре­нес­ти их, тог­да от все­го серд­ца об­ра­ти­тесь к Гос­по­ду, Ма­те­ри Бо­жи­ей, свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю, свя­то­му, имя ко­то­ро­го но­си­те, и скорбь об­лег­чит­ся.

преп. Нектарий

Ошиб­ка и заб­луж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва про­ис­хо­дят от­то­го, что мы не по­ни­ма­ем как сле­ду­ет на­ме­ре­ние Бо­жие и во­лю Бо­жию о нас. Гос­подь, по бла­гос­ти Сво­ей и ми­ло­сер­дию Сво­е­му, хо­чет да­ро­вать нам веч­ное бла­же­н­ство на не­бе, в Царствии Не­бес­ном, а мы, по сле­по­те сво­ей, бо­лее же­ла­ем, ищем счас­тия и бла­го­по­лу­чия вре­мен­но­го на зем­ле. Вот Гос­подь, по бла­гос­ти Сво­ей и по люб­ви к ро­ду че­ло­ве­чес­ко­му, и вра­зум­ля­ет нас раз­ны­ми скор­бя­ми, и бо­лез­ня­ми, и дру­ги­ми бедстви­я­ми.

преп. Амвросий

Неделя 6-я по Пятидесятнице Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вот, дорогие о Господе братья и сестры, прошел святой апостольский пост. Мы дожили по милости Божьей до светлого праздника памяти первых верховных апостолов Петра и Павла, светильников Божьих, которые для нас свершили огромнейшее ни с чем не сравнимое дело. Сегодня праздник совпадает с воскресным днем, и поэтому несколько слов надо посвятить сегодняшнему воскресному чтению, которое мы слышали за Божественной Литургией.

В этом чтении повествовалось о том, как Господь Иисус Христос в одном городе, как всегда окруженный большим числом народа, в каком-то из домов беседовал, благовествуя святое Евангелие. И вот к дому приблизились четыре человека, которые несли на одре расслабленного. Из-за не имея возможности проникнуть в дом из-за многолюдства, они влезли на кров, прокопали крышу. Крыши делались соломенные. И свесили одр перед Иисусом Христом (Мк. 2, 1-4).

У евангелистов Марка и Луки этот эпизод повествуется более подробно. И когда Господь увидел свешенный перед Ним одр с расслабленным и, как написано в Евангелии, «видя веру их», Он сказал такие слова: «Отпущаются тебе грехи твои» (ст. 5). Но, во-первых, «веру их» Господь увидел. Кого «их»? Мы знаем из Евангелия, что зачастую Господь подавал исцеление по вере за просящих за больного. Как мы знаем, Иаир испросил исцеление своей умершей дочери – воскрешение (см. Мк. 5, 22-43), сотник испросил исцеления своему слуге (см. Мф. 8, 5-13), хананеянка просила исцеления своей дочери (см. Мф. 15, 22-28). Все это было сделано по вере самих просителей. А о вере, воспринявших исцеление, мы ничего не знаем по тексту.

Здесь же эта вера касалась, конечно, не только принесших расслабленного, но и самого расслабленного, потому что он был уже взрослый зрелый человек. И он естественно мог бы выразить недовольство, несогласие с тем, что с ним делают. Но легкое ли дело затащить расслабленного на крышу, да еще потом и вниз спустить на веревках. Все это было сделано по вере. И мы с вами должны знать, что вот эти обстоятельства, которые были устроены, несомненно, промыслом Божьим, были сделаны специально для того, чтобы еще более укрепить веру.

Вера это не есть что-то постоянное. Вера всегда живая. И она в зависимости он направления нашей воли то усиливается, то ослабевает, если мы живем по вере. Ведь недаром апостол Иаков сказал: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20). И еще сказал: «От дел совершися вера» (ст. 22). Вот если мы своей жизнью подтверждаем нашу веру, то вера от этого увеличивается. И для того, чтобы еще более укрепить веру вот этого расслабленного, ему пришлось решиться на эти трудные действия с ним: затаскивание на крышу, опускание вниз. Вот это казалось бы необходимое было для него обязательно нужное.

И подобный случай мы тоже знаем. Когда Господь исцелил слепорожденного, Он не просто исцелил его словом, хотя конечно легко бы мог это сделать (см. Ин. 9, 1-39). Но Он, во-первых сделал брение от плюновения и помазал ему очи. Затем Он послал его, еще не прозревшего, в купель Силоамскую, чтобы там искупаться, умыться. И только после этого слепорожденный окончательно прозрел. И вот эти труды, на него возложены, потому что идти слепому по горному Иерусалиму было делом не легким. И эти труды опять же были на него возложены для укрепления веры.

Что же происходит дальше? Присутствующие книжники и фарисеи начали роптать на вот эти слова Господа: «Отпускаются тебе грехи». Они говорили: «Кто может отпускать грехи? Только един Бог» (Мк. 2, 7). Действительно это так. И они не имели веры, что Иисус Христос не только человек, но истинный Бог. А апостол Петр, мы сегодня в Евангельском чтении слышали, как апостол Петр исповедовал Его как Христа Сына Бога. А вот книжники и фарисеи этой веры не имели. И чтобы уверить их, об этом Сам Господь нам говорит: «чтобы вы знали, что имеет Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (ст. 10-11). Казалось бы, такой момент был по внешности просто очень простой, но смысл в этом всем глубочайший. Во-первых, что нужно сказать, что в сознании ветхозаветного человека греховность была всегда взаимосвязана с болезнями. Это мы знаем прекрасно из книги Иова. Когда его постигли несчастья, и друзья его приходили и пытались его убедить, что причина этих всех постигших Иова бед, его грехи.

Вы помните из книги Иова, что он утратил всех своих родных, кроме жены. Все дети его погибли, он потерял имущество и сам в страшных гнойных язвах несколько месяцев просидел под открытым небом, терпя такие невыносимые муки, что даже проклял день своего рождения. И вот это все Иова постигло просто по промыслу Божию, а вовсе не потому, как говорили его друзья, за какие-то тайные его грехи. Сознание ветхозаветного человека было взаимосвязано – греховность и болезнь, постигающая за грехи. Конечно, мы из нашей церковной жизни прекрасно знаем, что это не всегда так. И святые люди, да что уж говорить о святых, Сам Господь Иисус Христос за нас пострадал. И апостол Петр в своем послании об этом говорит: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1Пет. 2, 21).

Христос был безгрешный, и Он страдания воспринял совсем не по каким-то грехам. У Него даже в мыслях не было греха. Болезни и страдания всегда человеку необходимы, почему об этом скажем чуть позже. И вот были ли грехи у этого расслабленного, об этом мы не знаем, но, по всей видимости, были. Потому что раз Господь ему сказал: «Оставляются тебе грехи», значит, он имел сознание своей греховности. Возможно, эти грехи были не тяжелые, но, тем не менее, он их осознанавал. Осознавал, что за грехи свои он сейчас страдает расслаблением.

Конечно, сознание грехов совсем не связано с тяжкой греховной жизнью. Как мы видим, многие люди очень тяжко согрешают в своей жизни, совершенно не считая это грехом. Услаждаясь своими страшными смертными грехами, они ни сколько в этом не каются и продолжают эту греховную жизнь. А многие люди, принадлежавшие Церкви, не имеют тяжелых грехов. Однако постоянно впадают в какие-то человеческие немощи, типа необуздание языка, какое-то не всегда мирное отношение к своим близким, какую-то телесную немощь и так далее. Они осознают себя очень грешными, больными, нуждающимися в покаянии и в помиловании Божьем.

И вот Господь объявляет вот этому больному, что оставляются тебе твои грехи. Оставление грехов многие из нас понимают несколько упрощенно, как будто это просто прощение грехов. Прощение в человеческих понятиях, конечно же, у нас сформировалось. Если кто-то против нас согрешил, потом попросил прощение у нас, мы больше не имеем на него душевной тяготы. Но у Бога так не бывает. Бог есть любовь, а любовь всегда и так всепрощающая вне зависимости от того, кается человек или не кается. Все равно Бог всех любит. И если мы говорим об оставлении грехов, здесь речь идет о другом.

Когда человек согрешает, он этим самым, особенно когда это происходит сознательно, свою волю направляет не по воле Божьей. Он направляет по своей страстной греховной воле свою волю. И понятно, что от такого направления воли, то есть нежелания быть в воле Божьей, а, следовательно, с Богом. Вдумайтесь в эти слова: с Богом быть и в воле Божьей – это совершенно одинаковые по смыслу понятия. Потому что как можно быть с Богом соединившись, и не покорившись Его всепремудрой, вселюбящей, всесильной, всеобъемлющей воле. Естественно это не возможно. И вот когда человек свою волю направляет не по воле Божьей, что происходит? Он естественно Бога лишается, от него отступает Божья благодать. А отступление Божьей благодати приводит душу в еще более худшее страстное состояние. И это часто взаимосвязано с состоянием тела, хотя, еще раз говорю, не всегда. Об этом говорит очень хорошо апостол Петр: «Христу пострадавшу за ны Плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся: зане пострадавый плотию преста от греха, во еже не ктому человеческим похотем, но воли Божией прочее во плоти жити время» (1Пет. 4, 1-2). Видите какая взаимосвязь. Болезни посылаются именно ради того, чтобы человека отвратить от пути следования своей греховной воли, не чтобы его наказать, а чтобы отвратить и направить его по воле Божьей.

Но здесь очень сложный духовный механизм действует. Если бы было все так просто, то, конечно же, нам бы нечего было беседовать и объяснять. Дело в том, что болезни сами по себе в какой-то степени отрывают человека от его греховной жизни. Ну подумайте, вот живет мирской человек, ест, пьет, веселится, стяжевает имущество, ну пусть без тяжелых смертных грехов, но живет не по Бозе. И вот постигает его болезнь, и все – никакого тебе чревоугодия, никакой тебе суеты, никаких страстей, сильные мучения, страдания. И только лежать и терпеть страдания. Конечно, само по себе это и многоценно и способствует спасению человека.

Но здесь еще такой момент. А если человек получит исцеление от этой болезни, как получил сегодняшний расслабленный? Ну, он встал и опять взялся за свое же. Поэтому такого упрощенного механизма быть не может. Здесь все глубже. Когда человек заболевает, ему конечно, если болезнь тяжелая, неизмеримо тяжело. И вот он, если не ропщет, если благодарит Господа Бога за все, что Он ему пошлет, в этом случае он этим самым смиряется пред волей Божьей, смиряется, понимает, что он без воли Божьей не может ничего. И вот поэтому, когда человек смиряется, в его смиренное сознание входит то, что если он что-то доброе сделает по благодати Божьей, то это не он, но благодать Божия в нем это осуществляет. То есть добро, добрая жизнь уже проявляется не по принуждению и не в гордыне, а по смиренному сознанию.

И вот апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении нам прекрасно это разъясняет в таких вот словах. Он описывает свои неимоверные труды, сколько он потерпел: и в пучине морской тонул и бесчисленные побои, побиение камнями и всякие досады и беды от лжебратии (см. 2Кор. 11, 26). Более того по премножеству откровений божественных, какие ему дал Бог, ему дан был ангел сатанин, делающий ему пакости (см. 2Кор. 12, 7). И апостол Павел в своей апостольской дерзновенной молитве просил Господа, чтобы Он избавил его от этого ангела сатанина, а Бог ему ответил: «Довольно для тебя благодати Моей», чтобы он не превозносился, потому что сила Божия, как он сказал, в немощи совершается (см. ст. 8-9). Ему дан был этот крест терпения вот этих пакостей от ангела сатанина, кроме всех прочих бесчисленных бед, скорбей и болезней, которые апостол Павел претерпел.

Поэтому дорогие о Господе братья и сестры, будем с благодарностью всегда относиться ко всему скорбному, болезненному, что нам Бог пошлет, потому что этой благодарностью мы будем следовать за Христом. Еще раз повторю слова апостола Петра, что Христос пострадал за нас, нам оставил образ, да последуем Его стопам. И вот этим благодарным терпением скорбей и болезней мы последуем по стопам Христа, станем истинными учениками Христовыми и, конечно, получим нескончаемый венец жизни.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)