Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не тог­да мы по­чи­та­ем­ся сми­рен­ны­ми, ког­да толь­ко са­ми се­бя уни­чи­жа­ем, но ког­да, быв уни­чи­же­ны от дру­гих, без сму­ще­ния при­ем­лем, яко до­стой­ные то­го. Так же ду­шев­ное на­ше бесп­ло­дие не­воль­но долж­но нас низ­во­дить в глу­би­ну сми­ре­ния, и страс­ти, му­ча­ю­щие нас, та­кое ж про­из­во­дят действие.

преп. Макарий

Тщес­ла­вие бы­ва­ет от не­дос­тат­ка сми­ре­ния. Че­ло­ве­ка сми­рен­но­го ни­ка­кие скор­би не по­бе­дят, не па­дет он, так как, сми­ря­ясь, на­хо­дит, что за гре­хи свои дос­то­ин еще и боль­ше­го на­ка­за­ния. Сми­рен­ный упо­доб­ля­ет­ся че­ло­ве­ку, пост­ро­ив­ше­му дом свой на кам­не: и сни­де дождь, и при­идо­ша ре­ки, и воз­ве­я­ша вет­ри, и на­па­до­ша на хра­ми­ну ту, и не па­де­ся, ос­но­ва­на бо бе на ка­ме­ни (Мф. 7, 25).

преп. Варсонофий

Сми­ре­ние есть од­но неп­ре­о­бо­ри­мое ору­жие про­тив всех коз­ней вра­жи­их, но дос­ти­же­ние до оно­го не­бе­ст­руд­но, а па­че в ми­ре жи­ву­щим и не­пос­тиж­но. Вы же хо­тя и уко­ря­е­те се­бя сло­ва­ми, но оным нель­зя дать ве­ры, ког­да не стя­же­те ис­тин­но­го сер­деч­но­го сми­ре­ния.

преп. Макарий

НЕДЕЛЯ 6-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца и сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, святая Церковь торжественно прославляет своих первоверховных апостолов Петра и Павла. Эту двоицу, обтекшую весь мир, возвестившую слово благовестия, Евангельскую весть, радость о воскресении Христовом, об освобождении от плена дьявола и рабства страстей всю поднебесную, возрадовавши человечество появлением Христа, явившегося во плоти в этот мир для спасения человека.

И вот, казалось бы, вся вселенная того времени собралась у их ног пусть не сразу, пусть не в полноте. Но это великое дело, заложенное ими благодатью и содействием Святаго Духа, благословением Христа Господа и благоволением Небесного Отца, умножилось в веках и соделало этот мир христианским, когда практически все народы узнали весть о Христе, покорились послушанию Христу. И вот мы чествуем этих двух светильников, этих необычайных людей, мы чествуем людей удивительно счастливых. Их счастьем был, прежде всего, Сам Христос, то, что они видели и были самовидцами Христа.

Прежде всего, апостол Петр, который с первых дней проповеди евангельской Христа Спасителя шествовал вслед за ним, был свидетелем многих преславных чудес, Его страшной позорной казни, смерти и действительным воскресением. И апостол Павел, который хоть и не был изначально учеником Христа, был более того, противником Христовым. Но веруя согласно ветхозаветному учению всем сердцем в Бога, лишь только ему явилась истина Христова, он отверг свое заблуждение и всецело, не сообразуясь с плотью и кровью, как он говорил об этом, последовал за Христом. Последовал настолько, что, как он сам говорил, больше всех апостолов потрудился в благовествовании Христовом содействием Святаго Духа. Хотя, как он говорил, я меньший из апостолов (1Кор. 15, 9).

Но самое большое их счастье – это то, что они отдавали самих себя Церкви святой, всем тем церквам, которые насадили они по лицу всей земли, по лицу поднебесной. Казалось бы, в чем же это счастье? Но их радость и их благословение в том, что они, отдавая себя, обрели весь мир, обрели огромное количество душ, приобщивши их ко Христу, приобщив их к жизни вечной, к радости нетленной, к источнику бессмертия – к живому Богу. Их радость и счастье в этом служении. И в этом тайна спасения и радости человека. Казалось бы, они растрачивали себя. День и ночь, как говорит апостол Павел, учил везде и всегда и по домам и в церкви всякого, кто вопрошал и жаждал услышать слово истины. Наставлял, увещевал, утешал. Всем был для всех, лишь бы только кого-то привести ко Христу. «Да всякие некие спасу», – говорил он сам (1Кор. 9, 22).

Это тайна для человека, потому что если мы уподобляемся Христу Спасителю, расточая себя ради других людей, то мы становимся подлинными учениками Христовыми. Если мы не бережем себя, то мы по слову Христа Спасителя обретаем спасение своей души. «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее», – сказал Христос Спаситель (Мф. 10, 39). И вот мы с вами чествуем этих святых апостолов. Но их чествование должно быть не только в этих церковных песнопениях, не только в нашем радостном настроении. Но мы должны их чествовать, прежде всего, своею жизнью, являясь их последователями, вчитываясь в слова, которые они благодатью Божьей оставили нам в своих апостольских посланиях, стараясь исполнять это по мере своих человеческих немощных сил, но уповая на всемощную помощь Божию. Ведь это открывается нам и в наших простых бытовых отношениях.

Когда человек современный хочет быть счастливым, он хочет обрести счастье. Но чтобы стать счастливым на самом деле, нужно пожелать делать счастливыми других, нужно стараться делиться собою с другими. И тогда только подлинно и в нашем кругу и в семейной жизни мы сможем обрести подлинное счастье. Но если мы будем гоняться эгоистически, желая лишь этого счастья лишь для себя, оно будет всегда убегать от нас, и мы никогда не встретим его. И святые апостолы Петр и Павел являют в этом явное свидетельство.

Апостол Павел говорит нам удивительные слова: «Подражайте мне, якоже и аз Христу» (1Кор. 11, 1), возводя нас на ту высоту, на которую был способен только этот святой. Он имеет такое дерзновение, говоря, подражайте мне, как я подражал Христу. Мы должны шествовать его стопами. И апостол Петр говорит: «Пасите стадо, не как обладающее причту, но подавая пример стаду. И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Пет. 5, 2-4). Это касается не только пастырей Церкви, но каждого из нас на своем месте. Каким бы маленьким начальником мы не были, либо главой семьи, мы должны понимать, даже матери, которым доверены чада от Бога, что мы не обладаем ими. Это доверено нам Богом для того, чтобы возрастить, воспитать этих детей и стать подлинными христианами, научит их Царствию Божию.

И апостол Петр предостерегает нас от этого опасного соблазна что-то присвоить себе, что-то считать своим. Об этом очень четко сказал ему Христос, восстанавливая его в апостольстве после трехкратного отречения, говоря: «Любишь ли ты Меня?», «Паси агнцы Моя» (Ин. 21, 15). Не твои агнцы, но Мои, говорит Христос, давая ему понять, что Церковь Христова, все стадо, вся паства христианской Церкви есть достояние Божие. И никто не в праве считать кого бы то ни было в этой пастве своим. Все мы принадлежим Христу, так или иначе. И нам нужно помнить о том, что, в конечном счете, от того, как складываются наши отношения с ближними и со всеми, кого мы встречаем на своем жизненном пути, как это не удивительно, выстраиваются наши отношения с Богом. Казалось бы, Господь, пребывающий на небесах, непостижимый в неприступном свете. Тем не менее все, что мы относим к ближним, как мы с ними поступаем, любая наша несправедливость, любое наше невнимание, какое бы то ни было проявление злобы, раздражительности, неуважения по отношению к ближнему, нежелание уступить, проявить какую-либо снисходительность, покрыть какие-то немощи другого, наше самооправдание или превозношение над ближним – все это нарушает и разрушает наше отношение со Христом.

Если мы не можем поступать по любви и по христианским заповедям с ближним, то никогда никаких подлинных отношений со Христом у человека не будет. Мы должны об этом знать, и не только знать, но и помнить. Как говорил преподобный Силуан Афонский: «Ближнему есть Христос». И как это ни удивительно, именно так это в нашей жизни происходит. Будем помнить об этом, чтобы совершая память этих удивительных святых апостолов, этих светильников вселенной, первоверховных апостолов Петра и Павла, нам подлинно быть подражателями их веры. И не только подражателями, но и сонаследниками Царствия Небесного, которое Господь уготовал любящим Его, слушающим Его, исполняющих Его святой закон. И только тогда мы имеем надежду, будучи учениками Христовыми, последователями апостолов, наследовать это Царствие.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)