Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ду­ма­е­те, что сы­ну по­лез­нее всег­да быть при вас, но кто это зна­ет? И при вас, ес­ли Бог по­пус­тит, он мо­жет ис­пор­тить­ся, и на чу­жих ру­ках — сох­ра­нить­ся без вре­да. Но где бы ни бы­ли де­ти ва­ши, с ва­ми ли или в ка­ком-ли­бо за­ве­де­нии, вну­шай­те им хрис­ти­а­нс­кие пра­ви­ла и по­ру­чай­те их Бо­гу и зас­туп­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри.

преп. Макарий

Те, ко­то­рые на нас не­го­ду­ют, они нас на­у­ча­ют лю­бо­му­д­р­ство­вать в ис­пы­та­нии се­бя: точ­но ли мы хрис­ти­а­не? лю­бим ли вра­гов на­ших? — и поз­на­нию в сем на­шей не­мо­щи.

преп. Макарий

Мы во­и­ны ду­хов­ные и име­ем неп­ри­ми­ри­мых вра­гов не­ви­ди­мых, бод­рых, злоб­ных, ста­ра­ю­щих­ся ра­зо­рить град ду­ши на­шей; не долж­но и нам про­дол­жать жизнь на­шу в ле­нос­ти и дре­мо­те гре­хов­ной, но, при­зы­вая в по­мощь Бо­га, про­ти­вос­то­ять вра­гу на­ше­му. Он тог­да толь­ко име­ет си­лу про­тив нас, ког­да мы са­мо­на­де­ян­но и гор­до ду­ма­ем о се­бе, а ес­ли сми­рен­но­муд­ри­ем во вся­ком слу­чае во­дим­ся, то вся си­ла и се­ти вра­жии сок­ру­ша­ют­ся.

преп. Макарий

Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Среди лета запоют Пасху». Так было сказано одним человеком в Саровой Пустыни давным давно. Протекло уже много времени с тех лет, и Русь действительно в 1903 году огласилась этими хвалебными песнями, потому что было прославление великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского. Вся Русь ликовала тогда, как в день святой Пасхи. Но потом наступили страшные дни, но не умерла, не ослабла память о преподобном Серафиме Саровском. Также как и тогда сейчас люди притекают в святую обитель и прославляют его не только у нас в России, нашей терзаемой всеми врагами родине, но и во всем мире.

Живя на земле, святой старец Божий всех исцелял, приходящих утешал, наставлял с любовью и кротостью, подкреплял и вразумлял всех тех, кто приходил к нему за духовным советом. Он говорил так: «Умру, и в могилке буду лежать, но вы приходите ко мне на могилу. Здесь как живому расскажите мне все свои беды. И я, как живой, из могилки услышу вас». Так он говорил всем своим близким перед смертью. Но не всем людям, особенно бедным, труженикам или больным даже при глубокой вере молитвенная помощь старца трудна, и не удается прийти к нему. Но зато это могут делать и прочитать в многочисленных книгах, оставленных после святого старца.

Вот почему в этот святой день хотелось бы напомнить некоторые слова, которые оставил нам в свое назидание и в память о нем святой старец. Приходит как-то к нему человек и спрашивает: «Батюшка, учить ли детей языкам и прочим наукам?» Он отвечает просто: «Что же худого вы в этом видите?». «Я же грешный подумал, рассуждая по-мирскому, впрочем, что если самому быть ученому, чтобы отвечать на это». На что старец ответил: «Где мне, младенцу отвечать на это против твоего разума, спроси кого поумнее». Или спросили его: «А что же мне, батюшка, читать?» И получаем такой ответ: «Каждый день Евангелие по четыре зачала в день, каждого евангелиста по зачалу, и еще святого праведного Иова, как назидание всем терпящим бедствия. Хотя жена Иова говорила ему, что лучше умереть, а он же не послушался жены в этом случае и терпел, и спасся, и жену свою спас. Так и не забывай и ты дары посылать обидевшим тебя.

Как важно нам не только прощать людей, которые нам сделали зло, но еще и дары посылать им, как заповедал святой старец. Спрашивали его, а можно ли лечиться в болезнях, и как вообще проводить свою жизнь. На что он отвечал так: «Болезнь очищает грехи, однако же, воля твоя. Иди средним путем, выше сил не берись – упадешь, и еще враг посмеется, аще юнцы держись. Однажды дьявол предложил праведнику прыгнуть в яму. Тот было согласился, но Григорий Богослов удержал его. То есть, вот как живи: укоряют – не укоряй сам, гонят – терпи, хулят – хвали. Осуждай сам себя – так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней, никогда не льсти никому и познавай в себе добро и зло. Блажен человек, кто знает это и идет по этому пути. Люби ближнего твоего, ибо ближний твой плоть твоя. А если по плоти живешь, то и плоть и душу погубишь. А если по Божьему, то и душу, и плоть спасешь».

Спрашивают у старца: В Евангелии сказано: «Молящеся же, не лишшее глаголите, весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего» (Мф. 6, 7-8). На что батюшка ответил так: «Молитесь просто: «Отче наш, иже на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя яко не небеси и на замли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наши, яко и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Тут благодать Господня. А что приняла и облобызала святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. И не забывай праздничных дней».

Вот какие простые советы давал преподобный старец людям, которые приходили к нему. Ничего сложного. И все опираясь на слова Священного Писания. Спрашивают его о браке и о посте. Батюшка отвечает: «Царствие Божие не брачное питие, но правда, мир и радость о Духе Святом. Только не надо ничего суетного желать, а все Божие хорошо». То есть все, что мы пожелаем по Евангелию, а не для нашей суеты, для употребления, для усложнения наших потребностей. Все, что Божие, оно действительно спасительно. И девство славно, и посты для побеждения врагов телесных нужны, и брак благословен Богом. Но только враг все смущает. Так не надо слушаться врага.

Надо действительно всем нам открывать Священное Писание и поучаться говорить с Самим Богом. Как говорится, когда человек молится Богу, это его личное, это монолог. А когда мы открываем Священное Писание и читаем эти слова, это уже диалог с Богом. Мы слушаем Его и выполняем. Получается, что мы находимся в самом близком общении с Богом. Какие мы счастливые, православные! Никто в мире не может похвастаться тем, что он может говорить с Богом. Только мы, потому что нам Господь оставил Свое слово.

Недавно смотрели, что же такое слово «лампада», и с удивлением обнаружили такую вещь, что оказывается «лампада» это символ, который уничтожает все злое. И что самое интересное, что лампада используется только в православном мире. Уже у католиков вместо лампады появились горящие огоньки. Приходишь, платишь деньги, и огонек для тебя включают. До такого безумия уже дошел мир. Только у нас лампада. Мы одни в мире, которые храним это. То есть лампада это символ человека, светоч жизни и правды во Христе.

Спрашивают у батюшки о духе мнительности и о хульных помыслах. Он отвечает так: «Неверного ничем не уверишь. Это от себя. Псалтирь купи, там ответы на все вопросы». Спрашивают батюшку, а можно ли есть скоромное по постам, если кому постная пища вредна и врачи приказывают есть скоромное? На что батюшка ответил просто: «Хлеб и вода никогда никому еще не повредили. Как же люди по сто лет жили с хлебом и водой. Да и в Священном Писании написано: «Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяко глаголе, исходящем изо уст Божьих» (Мф. 4, 4).

И вот Церковь святая на Семи Соборах положила, чтобы были эти самые посты, — то и исполняй. Господь призывает: «Приидите ко Мне все труждающие и обремененние, и Аз упокою вы. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 28-30). То есть то, что Господь говорит, оно не тяжело. То что Он оставил нам заповеди в Евангелии, они не тяжелы. Старец говорил: «Мы, на земле живущие, много заблудились от пути спасительного и прогневляем Господа, и среды и пятницы не сохраняем. А Церковь имеет правило: не хранящие святых постов и сего лета и святые пятницы, много грешат. Но Господь не до конца прогневается. Он всех милует, ибо наша Церковь православная, не имеющая никакого порока».

Все беседы старца заканчивались одним. Он всем обязательно говорил, что необходимо заботиться о своем спасении пока не пришло еще благоприятное время. А про Россию он говорил так: «Сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, ибо и она имеет веру и благочестие. А этого врата адовы не одолеют». Из всей истории нашей страны мы видим, что есть соответствие внешней судьбы нашей родины с внутренним состоянием нашего народа. Народ грешит – страна погибает. Народ кается – страна встает из пепла.

События 20-го и уже 21-го века нам уже показывают, что мир стоит перед лицом погибели. И дай Господь нам всем мужество очнуться хоть когда-нибудь. И чем быстрее, тем лучше, чтобы понять, что заблудились люди во мраке обольщения. Вот тогда-то понадобятся всему миру, а не только нам, но всей вселенной Русь святая, ибо без нее не возможно выбраться из трясины. Россия за многие свои согрешения идет путем огненного и скорбного очистительного подвига. И это чувствуют все люди нашей страны, вся Церковь, каждый человек.

Сегодня вспоминая заветы преподобного, особенно хочется вспомнить его поистине удивительные слова. Он обращался ко всем людям «радость моя». Он встречал этими словами каждого человека. В наши дни стоит только в город выехать, смотришь на людей. В машинах люди злые, в метро люди злые, на улице люди злые. Очень трудно встретить доброе радостное лицо. И несмотря на это в каждом человеке, хотя нас враг призывает видеть врага, соперника, помеху, нам нужно относиться совершенно по-другому, так, как нам заповедовал Господь. Никогда ни один человек не уходил из кельи преподобного не утешенным. Надеюсь, и сегодня он донесет до Престола Небесного и наши с вами молитвы. И дай нам всем стать причастниками Серафимовской радости.

Владыко Антоний Воронежский говорил о нем так: «Он, как пудовая свеча, всегда горит перед Господом как прошедшей своей жизнью на земле, так и настоящим своим дерзновением Пресвятой Троице. Именно в те дни, когда оскудела в сердцах людей любовь, когда стала остывать в народе вера, зашел в 19-м веке в ореоле любви и святости преподобный отец наш Серафим Саровский. Преподобный всех всегда призывал своим примером следовать по пути, указанным Христом. Он всегда звал бороться с грехом и своими недостатками, ибо тяжел путь в Царство Небесное, потому что грех овладел нашей человеческой природой и испортил ее. У нас есть грехи личные, и есть и грехи общественные, когда грешен весь народ. Было время, вы все знаете, когда весь народ отрекся от помазанника Божия, оставил благочестивую жизнь. Но преподобный Серафим, зная все это, уже тогда все это предвидел и говорил, что все равно и это пройдет и будет всем спасение. Он как маяк и светильник в нашей жизни на этом пути.

Молитвами преподобного Серафима Саровского, отца нашего, Господи, даруй нам покаяние и победу над грехом, нам грешным, и введи нас в Царство Небесное.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)