Аудио-трансляция

Ког­да вам ди­а­вол ука­зы­ва­ет на чу­жие не­дос­тат­ки и не­мо­щи и по­буж­да­ет вас к осуж­де­нию, вы го­во­ри­те се­бе: „Я ху­же всех, я дос­то­ин веч­ных мук. Гос­по­ди, по­ми­луй мя", и ес­ли да­же бу­де­те го­во­рить это без чувства, то все-та­ки нуж­но так го­во­рить.

преп. Варсонофий

Неделя 9-я по Пятидесятнице Память Пророка Илии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшний воскресный день и день памяти пророка Божия Илии, дорогие отцы, братья и сестры, святая Церковь предлагает нам евангельское повествование о укрощении бури Христом Спасителем на море Тивериадском.

Господь посылает Своих учеников плыть на другую сторону моря, этого озера, Сам остается, чтобы отпустить народы, а далее поднимается на гору, чтобы помолиться. И вот уже на исходе ночи, когда на море поднимается сильное волнение, бурный ветр и волны, и ученики, находясь в беде, продолжают плыть туда, куда сказал им Господь. И Господь, превышая, превозмогая естество этого мира, идет им навстречу по волнам. Удивительное событие — Творец мира идет на помощь Своим ученикам. И Он избирает самый короткий путь, какой для Него доступен. Он идет по морю, как по суху напрямик, чтобы утешить Своих учеников, ободрить их. До того они тоже были в волнении, были в буре.

Евангелие тоже повествует нам об этом событии. Их Учитель спал на возглавнице, на корме, поэтому они так не волновались, хотя тоже тревожились, пытаясь разбудить Его, говоря о том, что мы погибаем, а Тебе как будто бы нет дела.

Но тут Христос оставил как будто бы их. Но, тем не менее, ученики показывают послушание своему Учителю. Господь знал об этом волнении, и, тем не менее, Он посылает их, зная, что они попадут в эту бурю. Мы должны как бы об этом тоже знать, что Господь посылает каждого из нас в этот мир, посылает на то поприще, которое каждому из нас уготовано, посылает с тем, чтобы мы оказали послушание Богу и чтобы мы научились уповать на Него. Потому что в жизни каждого из нас случаются эти треволнения, эти бури, эти невзгоды, несчастья, какие-то беды, в которые мы, так или иначе, впадаем. Но мы не должны не унывать, не малодушествовать, не отчаиваться. Потому что этот отрывок евангельский показывает нам ясно, что Господь знает, куда посылает нас, и не отступает от нас, но вскоре идет вслед за нами самым коротким путем, самым быстрым способом, чтобы прийти нам на помощь, на выручку, чтобы укрепить нас, поддержать в наших скорбях, невзгодах и немощах.

И вот Господь приближается к лодке. Но как страшно бывает смятение в человеке, когда человек поддается панике, когда он боится не только волн, этого моря, этого бурного дыхания ветра, но боится Самого Господа, потому что увидев Его, ученики в страхе закричали: это призрак! Нельзя поддаваться этому смятению, потому что в панике человек порой совершает безрассудство. Как часто тонущий вместо того, чтобы собрать свой разум, свою волю, свой рассудок и выплыть, начинает тонуть сам и пытается утопить того, кто пытается его спасти. Так и здесь ученики испугались Самого Христа, потому что они потеряли это спокойствие, рассудительность. Не должны и мы никогда паниковать, если мы хотим быть с Богом, если мы хотим узнавать Его и познавать в наших скорбях, горестях и невзгодах. И далее Господь говорит удивительные слова: «Дерзайте, это Я. Не бойтесь!» (Мф. 14, 27). Этот глас слышит святая Церковь на протяжении уже более двух тысяч лет, слышит этот ободряющий голос, чтобы каждый из нас осознавал, что Господь говорит не только в уши, не только в разум, но прежде всего, в сердце каждого из нас: дерзай, это Я. Не бойся! Не бойся, потому что это Я, Кто пришел спасти человека, умертвить дьявола, разрушить ад, лишить смерть ее власти, Тот, Кто даровал тебе воскресение в жизнь вечную, воскресение из мертвых, мертвых духовно, чтобы ты воскрес для вечной жизни с Богом. Дерзай и не бойся, потому что это Я. 

И вот апостол Петр, как самый не только ревностный, но и горячий духом, на протяжении Евангелия всего он чаще всего имеет дерзновение отвечать на те или иные вопросы Христа или сам обращается к Нему с дерзновением. И вот здесь, ободрившись голосом Христовым, обращается к Нему: «Если это Ты, Господи, повели мне прийти к Тебе по водам» (Мф. 14, 28). И Господь ему говорит: «Выйди и ходи». Выйди из лодки и приди ко Мне. И Петр, исполненный дерзновением и ободренный Христом Спасителем, выходит из лодки и идет навстречу Христу, превозмогая законы естества, превышая эту физическую природу. Он идет по воде, как по земле навстречу своему любимому Учителю, но увидев крепкий ветер и высокие волны, он стал сомневаться. И лишь на мгновение утратив доверие к Богу, утратив эту простую веру ко Христу, он начинает утопать, потому что сомнения одолели его душу. Он увидел эти волны — они страшны. И он забыл о бесстрашии Того, Кто победил и физическое естество и духовную природу, и начинает тонуть.

Так некогда произошло и с пророком Божьим Илией, память которого мы сегодня празднуем. Он также дерзновенно призвал Бога в помощь. Господь попалил эту жертву, которую он уготовил, и камни, на которой она лежала, и дрова и даже воду, которая во множестве была возлита и наполнила ров вокруг жертвенника. Все это Господь истребил небесным огнем, утверждая Израиль в истинной вере. И дерзновенно пророк Илия изрубил четыреста пророков Вааловых, чтобы научить израильский народ благочестию искоренить это нечестие. И вот он после этого великого страшного чуда, этого ведения духовного, явления Бога Израилева Своему народу и непосредственно пророку Илии в его молитве, начинает малодушествовать и боится простой женщины, хотя она и была царицей. И бежит в трепете и страхе, говоря, что, Господи, и моей души ищут. Хотя Господь утверждает и говорит ему, что семь тысяч душ, не поклонившихся Ваалу, сохранил в Израиле.

Так бывает зачастую и у нас с вами, чаще всего с каждым из нас, когда мы, получив помощь Божию заступление от Христа Спасителя, начинаем сомневаться, начинаем тонуть. И наша с вами жизнь это и есть христианская жизнь и есть это хождение по водам, когда мы всякий раз должны совершить этот акт веры, совершить это доверие ко Христу, исполниться этим доверием, которое невозможно без любви к Богу, невозможно того, чтобы не откликнуться на Его божественный призыв, откликнуться на Его любовь, и осознав ее, в этом доверии жить перед Богом.

Так бывает и с нами, но Господь говорит Петру: «Зачем ты усомнился, маловер?» (Мф. 14, 31) и протягивает ему руку, чтобы достать его из этой воды. Так и мы, в каком бы смятении и скорби не были, в каких бы скорбях, обуреваемых нас не находились, путь даже мы возмалодушествовали, потеряли эту надежду, потеряли какое-то дерзновение перед Богом, будем просить Бога, умолять Его, о том, чтобы Он не дал нам погибнуть. И Господь утвердит нас, восставит и не даст утонуть ни одной душе человеческой, лишь бы мы совершали свое шествие за Христом.

Господь, через пророка Илию явил и нам удивительное чудо, когда он, находясь на горе Хорив, видел страшное горе о том землетрясении, потом огонь, а потом тонкое дыхание ветра, в котором явился его Господь. Господь, как тонкое дыхание ветерка, как легкое, утешительное ласковое прикосновение к душе явился этому бесстрашному мужественному ревностному пророку, научая его и кротости и смирению и любви к ближнему. Также и апостолам Господь явился в этом бурном волнении моря, явился среди этой стихии бушующей, появился, чтобы утешить их души, исполнить их упования, надежды и тихой радости.

И мы с вами в своей христианской жизни будем стараться совершать это шествие за Христом, совершать и в лодке, которая порой бывает сотрясаемая волнами жизненных обстоятельств, совершать и хождение по водам, когда, казалось бы, это совершенно невозможно. Наш опыт христианской жизни показывает, как часто Господь из невозможного творит совершенно возможное, как естественное и обычное порой. Но это есть чудо Божие. Мы не можем к этому привыкнуть и не должны к этому привыкать. Но мы должны об этом помнить, содержать это в своем сердце, в своих тайниках души и при малодушии, немощи, каких-то скорбях об этом вспоминать, как Господь неоднократно каждого из нас низводил и восставлял и утешал и укреплял утопающих, намокнувших, озябших и погибающих, чтобы нам снова восставать и идти ко Христу. Как и Петр встал и оказался уже в лодке. И улеглось волнение бури, и настала тишина.

И именно в этой тишине ученики удивительно познали окончательно Христа. Чтобы и мы в тишине своего сердца, которую дарует Господь, если только мы веруем Ему, бываем послушны Ему и стремимся жить по Его заповедям с Ним, произнести эти слова учеников Христовых: «Во истину Божий Сын еси!» (Мф. 14, 33). Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)