Аудио-трансляция

Внеш­ний мир с его кра­со­та­ми бла­гот­вор­но действу­ет на че­ло­ве­ка, и ду­ша, спо­соб­ная нас­лаж­дать­ся кра­со­тою ми­ра, есть ду­ша воз­вы­шен­ная, но че­ло­век, дос­тиг­ший со­вер­ше­н­ства, со­зер­ца­ет в ду­ше сво­ей та­кую кра­со­ту, пе­ред ко­то­рой ви­ди­мый мир ни­че­го не сто­ит. Гос­подь ска­зал про ду­шу че­ло­ве­ка, лю­бя­ще­го Бо­га: к не­му при­дем и оби­тель у не­го со­т­во­рим (Ин. 14, 23). Не­пос­ти­жи­мо, как это в ма­лень­ком серд­це по­ме­ща­ет­ся Сам Гос­подь, а где Гос­подь, там и рай, там и Царство Бо­жие. Царство Бо­жие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

преп. Варсонофий

Вся жизнь про­хо­дит в су­е­те. Ум идет пос­ре­ди су­ет­ных мыс­лей и соб­лаз­нов. Пос­те­пен­но он на­вык­нет пом­нить о Бо­ге так, что в су­е­те и хло­по­тах, не ду­мая, бу­дет ду­мать, не пом­ня, пом­нить о Нем. Толь­ко бы шел не ос­та­нав­ли­ва­ясь. По­ка есть это стрем­ле­ние впе­ред – не бой­ся, цел твой ко­раб­лик и под сенью крес­та со­вер­ша­ет свое пла­ва­ние по жиз­нен­но­му мо­рю, цел он, и не на­до бо­ять­ся мо­гу­щих слу­чить­ся бурь. Без не­по­го­ды не обой­дет­ся и ни­ка­кое обык­но­вен­ное пла­ва­ние, тем па­че жиз­нен­ный путь, но не страш­ны жиз­нен­ные невз­го­ды и бу­ри шест­ву­ю­щим под прик­ры­ти­ем спа­си­тель­ной мо­лит­вы: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную,– не страш­ны они, толь­ко бы не впасть в уны­ние, ибо уны­ние по­рож­да­ет от­ча­я­ние, а от­ча­я­ние уже смерт­ный грех.

преп. Варсонофий

Ес­ли и слу­чит­ся сог­ре­шить – верь в ми­ло­сер­дие Бо­жие, при­но­си по­ка­я­ние и иди даль­ше, не сму­ща­ясь.

преп. Варсонофий

Любовь, готовящаяся взойти на Крест

В этот день радость выплеснулась из человеческих сердец и заполнила узкие улочки Иерусалима. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» — восклицает пророк Захария.

Святитель Епифаний Кипрский говорит, что у Христа не было ни скипетра, ни труб... Его не окружали вооруженные солдаты, хоругви, почетное сопровождение, золотые гербы и оружие, как это было присуще земным вождям того времени.

Христа сопровождали кротость, незлобие и смирение. И еще Его сопровождала любовь! А вернее сказать, Сама Любовь входила в этот день в Иерусалим-град! Осанна, вайи, воздетые в восторге руки, постеленные по дороге одежды, глаза, полные надежды и счастья! «Благословен Грядый во Имя Господне!»

Неужели всего через несколько дней все изменится? Вайи сменятся на копья и дреколья?! А Осанна — на Распни?! И Христос из земного триумфа шагнет в Свое полное, звенящее, глубокое одиночество? Один на один со смертью! Когда одни ученики заснут, а другие разбегутся.... И кровавый пот зальет Его пречистое лицо.

Они ожидали Его как земного царя, и не поняли, что Он — Царь Небесный. Думали, что Он освободит их от римских оккупантов, а Он пришел, чтобы освободить их от греха и смерти. По этим улицам, застеленным одеждами и вайями, залитым хвалою «младенцев и сущих», ступала Сама Божественная Любовь, готовящаяся взойти на Крест!

Миллионы глаз холодно скользят по красоте мира и не видят за этой красотой Художника и Творца. Миллионы сердец липкими щупальцами чувств стремятся к удовольствиям, но не знают Того, Кто Сам есть Любовь. Миллионы душ плачут и страдают, но не взывают к Тому, Кто может их утешить и облегчить их боль...

Господь не обещает и не гарантирует нам земного счастья. Даже напротив, Он говорит: «В мире скорбны будете». Как бы мы не украшали свою жизнь искусственными цветами удовольствий и утех, все равно она будет кровавым криком боли из золотой клетки!

Наше сердце намного более страшно, коварно и отвратительно, и намного более удивительно, прекрасно и глубоко, чем нам самим кажется... Там, в глубине нашего сердца — ад и рай, ужасающая темнота и Свет Неизреченный.

А святая Церковь, юная, нестареющая, Церковь, в которой всегда весна, хранит в своих недрах и дарит всему страждущему миру свою вечную Осанну! Она открывает человеку самую главную тайну — тайну его призвания. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу», — говорит апостол Павел.

Свобода не может распространяться вширь, мол, можно и то, и это, без оглядки на заповеди Божий. Эту модель предлагает современный секулярный мир. Настоящая свобода — это всегда вглубь. Свободу нашему сердцу дает исполнение воли Божией. Настоящая подлинная свобода обретается только через любовь! Поэтому, как божественные рудокопы, мы всю нашу жизнь должны добывать любовь! Возделывать и хранить те добродетели — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» — над которыми потешается мир и которые считает за слабость и сор.

И каждое слово, исходящее из нашего сердца, каждая мысль, каждое внутреннее движение, должны стать гимном Богу, солнечной искрой, прикосновением любви, а не сонной зевотой разочаровавшейся и уставшей от жизни души! Для этого — Пост. Для этого — наши многочасовые молитвы в храме. Для этого — поклоны и каноны.

«Кому предстоит пройти по узкой тропинке над пропастью, — восклицает святитель Иоанн Златоуст, — тому не придет в голову разразиться громким смехом или пуститься в путь в опьяненном состоянии. Нет! На такую тропу он вступит во всетрезвении, с ясным рассудком. И ничего лишнего он с собой не возьмет: чем меньше тяжестей в котомке, тем лучше!»

Сегодняшним днем, сегодняшним событием — Входом Господним в Иерусалим — мы встаем на узкую тропинку Страстной седмицы. Давайте выбросим из нашей сердечной котомки все лишнее, что нам мешает — суету, многозаботливость, духовную вялость. Святитель Кирилл Александрийский призывает христиан не только держать вайи в руках, но и стяжать душевные вайи — отречься от всякой гордости и самодовольства, сбросить с души ветхий и кожаный хитон омертвения.

Сам воздух скоро наполнится страданиями Христовыми! И мы все будем среди толпы, окружающей Его... С какими мыслями? С какими чувствами? «На сей час Я и пришел», — говорит Господь. Но за Крестом обязательно будет Пасха! И вербы, которые мы сегодня держим в руках, эти хрупкие веточки, проснувшиеся от земной спячки, свидетельствуют о самом главном — наступает духовная весна! Наступает пробуждение!

И скоро Пасха, Жизнь Вечная, Воскресение Христа из мертвых!

Игумен Тихон (Борисов)