Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нам не на­доб­но ув­ле­кать­ся со­бою, что мы луч­ше дру­гих, но счи­тать се­бя пос­лед­ней­ши­ми из всех; в сем-то сос­то­ит и ра­зум ду­хов­ный, и ду­хов­ное обу­че­ние.

преп. Макарий

По­ма­лень­ку на­чи­най, се­бе не до­ве­ряй, на свой ра­зум не по­ла­гай­ся, во­ли сво­ей от­вер­гай­ся, и Гос­подь даст те­бе ис­тин­ный ра­зум.

преп. Макарий

К со­жа­ле­нию, нын­че так сво­бод­но вез­де го­во­рят и пи­шут о ре­ли­гии, не к со­зи­да­нию, а к сом­не­нию; чувствен­ность ов­ла­де­ва­ет, и юное по­ко­ле­ние склон­но бо­лее к сво­бо­де, а не к обуз­да­нию чувств, и ра­зу­му да­ет сво­бо­ду, хоть он и пом­ра­чен.

преп. Макарий

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и сына и Святаго Духа.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как в этой жизни увидеть Христа Бога на примере событий праздника Сретения Господня.

Мы, христиане, знаем, что самая великая веха мировой истории, самое важное чудо – это явление в мир Богочеловека Христа. Этот день, который мы сегодня с вами празднуем, навсегда вошел в историю человечества и всего мироздания как встреча, Сретение Господне.

История ожидания этой встречи, а значит, и история сегодняшнего праздника начинается буквально с первых дней бытия, от Адама и Евы.

Изгнанным из рая Адаму и Еве Господь обещал, что придет некогда на землю Мессия (Мошиах), Который спасёт людей от проклятия и смерти и снова приведет их в рай. 5,5 тысяч лет человечество ждало этого дня, и Господь готовил род человеческий к этому дню встречи, многократно через пророков напоминая о ней. Он неоднократно говорил об этом в священных пророческих книгах.

Например, у пророка Малахии было написано: Вот Я посылаю Ангела Моего и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете и ангела Завета, которого вы желаете. Вот Он идет, говорит Господь Савваоф. И кто выдержит пришествие Его?

Единственный храм на земле, где поклонялись истинному Богу, был у еврейского народа в Иерусалиме, где народ Божий напряженно молитвенно ждал этого пришествия, и это было главным содержанием его ветхозаветной религии.

Ожидал этого, казалось, и сам храм. Очень знаменательно, что ветхозаветный храм был обращен алтарем на запад. Прот. Сергий Булгаков: «Встреча Господа должная была произойти в храме. Ему должна была поклониться ветхозаветная церковь, которая вся только и жила ожиданием грядущих благ. Его должно было узнать ветхозаветное человечество, должен был принят и признан человеческим родом. И эта встреча Его совершилась!»

Наши христианские храмы всегда обращены алтарем на восток, а вход в них бывает с запада. В соломоновом храме, наоборот, вход с востока. Храм как бы ожидал своего Владыку, своего Бога и Господа, Который должен был прийти с востока, из небесной страны света, ибо пророки часто сравнивали грядущего Мессию с восходящим солнцем, или даже просто светом.

Очень символично, что после пришествия Христа наши храмы, прямые наследники соломонова храма, развернулись алтарем на восток.

Храм Соломона исполнил свое предназначение, дождался Мессии и Господа, и храмы Божии развернулись на 180 градусов, и христиане теперь уже молятся лицом не на запад, а на восток.

Иисус Христос принял все последствия Воплощения (Вочеловечения) и подчинился предписаниям Закона, исполняя Закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с Законодателем (Воплотившимся Богом). Святитель Василий Великий говорил, Она не была повинна закону очищения, как и Сам Господь говорил, Он пришел не разорить Закон, но исполнить его и возвести к лучшему разумению.

Приведем одно интересное свидетельство по этому вопросу, изложенное прот. Олегом Стеняевым. Один известный еврейский раввин сделал исследование всей жизни Иисуса Христа по 4-м Евангелиям и нигде не нашёл случая, чтобы Христос нарушил какой-то галахический принцип, связанные с исполнением Божественных мицвод, т.е. заповедей. На основании данного исследования он выпустил огромную книгу, получившую название «Кошерный Иисус», т.е. правильный Иисус. И хотя автор не христианин и противник христианства, он не смог придраться ко Христу, проанализировав Его действия и Его поведение. Оно не противоречило галахическим принципам иудаизма. Книга была переведена на английский, немецкий и французский языки и оказалась очень популярной. Он, Христос, даже одевался по закону. И делал это ради нас, неспособных исполнить Закон. 613 мицвод – заповедей Моисея, и только Христос был тем, Который исполнил все.

Евангелие от Луки гласит (Лк. 2, 23-24): как предписано в Законе Господнем, чтобы каждый младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящаем Господу, и чтобы принести в жертву по реченному в законе Господнем две горлицы или двух птенцов. Смысл этого установления касался исключительно пророчества Исаии о рождении Мессии от Девы.

Христос родился, произойдя от Приснодевы Марии, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл, не разбивает и не портит его, но еще более освящает.

Матерь Божия была Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая. Исполняя Закон Господень, Богородица пришла с Законодателем (Воплотившимся Богом). Она благоволила подчинить Себя обрядовым предписаниям из уважения к Закону. Не превозносясь Своей чистотой, Она по чувству высокого смирения включила Себя в число обыкновенных жен и, придя к вратам храма, стала на месте, предназначенном для родивших.

Принесла и жертву не как богатые, приносившие непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух горлиц или двух птенцов голубиных, во всем проявляя смирение и любовь к нищете и избегая гордыни богатых. Ибо из золота и богатств, принесенных волхвами, Она взяла немного, только самое необходимое на дорогу в Египет, а остальное раздала нищим и убогим. После из рук архиерея Она выкупила Его 5 священными сиклями серебра, знаменовавшими 5 язв Христовых при распятии на кресте.

В раннехристианской символике горлица знаменовала Христа, а также была символом супружеской верности и чистоты.

Священник совершал две краткие молитвы: первую – за закон о выкупе, вторую – за дарование перворожденного сына. По окроплении жертвенной кровью родительниц объявлял их чистыми и отпускал домой. По закону не требовалось для совершения выкупа приносить младенца в храм, равно как и мать могла не присутствовать лично в храме. Но женщины благочестивые сами приходили в храм.

Если кто не знает, интересен и порядок жертвоприношения птиц. Одну птицу закалывали и кровь ее клали в новый глиняный сосуд. Потом оба крыла другой птицы обмакивали в кровь и отпускали на волю.

Итак, Господь пришел в Иерусалимский храм, исполнив этим ветхозаветные пророчества. Встретился жених с невестой – Господь с земной Церковью, в храме, где каждый день возносились молитвы о его скорейшем приходе целым сонмом священнослужителей и народом, приносившим установленные жертвы, которые были прообразом Голгофской жертвы спасения рода человеческого от греха, смерти и диавола.

Но, как ни странно, Он не был бы узнан, если бы не одно обстоятельство. Евангелие упоминает только двух людей, встретивших Господа. Это Симеон Богоприимец и Анна Пророчица из колена Асирова, дочь Фануила.

Тот самый святой старец Симеон, один из 70 переводчиков свитков Ветхого Завета для Александрийской библиотеки при царе египетском Птоломее II из македонской династии, за 200-300 лет до Рождества Христова. Тот, который усомнился, переводя книгу Исаии. Се Дева зачнет во чреве и родит сына Эммануила, что значит с нами Бог, – когда он хотел исправить слова «Алма» (дева) на «Иша» (женщина), ангел Божий остановил его и предсказал, что он не умрет, пока собственными глазами не увидит Спасителя. Ему было тогда 60 лет, и около 300 он ждал этого момента, переселившись в Иерусалим, к храму Господню.

Казалось, что смерть забыла о нем. Уже умерли все его родственники и знакомые, заканчивались 70 седмин Данииловых, скипетр от Иуды перешел к Ироду, Палестина попиралась языческой Римской империей, происходило падение духовности, священники насаждали ложное толкование о Мессии как о земном царе победителе. Но он терпеливо ждал, каждый раз всматриваясь в каждого первенца мужского пола, приносимого в храм. Анна пророчица 84 лет, вдова, из которых только 7 лет была замужем и 60 лет жила при храме, вела строгую воздержанную жизнь в посте и молитве, ожидала утешения Израиля.

Произошла встреча Ветхого Завета в лице старца Симеона, Анны Пророчицы, Иосифа Обручника и Нового Завета в лице Богомладенца и Богородицы.

Симеон берет в свои объятия Богомладенца, долгожданного Мессию, и произносит известные слова: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже уготовал пред лицем всех людей свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля.

Причем Симеон обращается к Младенцу как к Ветхому днями (деньми), не как к человеку, а как к Богу. «Спасением Твоим», т.е. спасением Божиим, в книгах Ветхого Завета часто называли Мессию. Под «спасением Твоим», по толкованию святых отцов, следует понимать Самого Христа, т.е. принесенный Младенец есть долгожданный Мессия.

На иврите имя Спасителя Иисус происходит от слова «иешуа» – спасение, т.е. буквально «видели» очи мои Иисуса Твоего.

Потом, обратившись к Богородице, старец Симеон произнес: Сей послужит на падение и восстание многим в Израиле и Тебе Самой оружие пройдет душу. Анна много пророчествовала о принесенном в храм Господень Младенце ко всем ожидавшим избавления в Иерусалиме. Многие из находившихся в этот момент людей в храме возрадовались радостию великою, услышав об исполнении их ожиданий.

Протоиерей Олег Стеняев: «Хотим обратить ваше внимание, что святой старец Симеон настолько был праведен и благочестив, что до сих пор почитается в еврейском народе. А его высказывания входят в разные части еврейского талмуда. А еврейские дети до сих пор заучивают его высказывания, чтобы мудрость его нести в своем сердце».

Его слова о предмете пререканий, о восстании и падении многих в Израиле тут же стали подтверждаться. Вопрос, а как повели себя сонм священнослужителей храма, фарисеев и саддукеев, призванных Богом представить народу грядущего Мессию?

Как повели себя священники? Слыша и видя все сие, книжники и фарисеи распалялись в сердцах своих и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельство об Отроке. Они не умолчали, но, образно говоря, наперегонки обо всем случившемся и сказанном в храме известили царя Ирода. Тотчас он послал воинов с приказанием отыскать Божественного Младенца Христа Господа и убить Его. Но святое семейство уже было на пути в Египет.

По сказанию св. Димитрия Ростовского, только св. пророк Захария, родитель Предтечи, не участвовал в этом, а пришедшую во храм для очищения Пречистую Деву с Младенцем поставил не на месте жен, приходящих для очищения, но на месте девиц, на котором женам, имеющим мужей, становиться не позволялось. И когда книжники и фарисеи при виде сего начали выражать негодование, Захария, став пред ними, возвестил, что сия Матерь и по рождестве есть Дева чистая. Когда же они не поверили сему, Захария сказал, что человеческое естество, как и всякое создание, должно служить Создателю своему, и в Его всесильных руках находится устроение того, чтобы Дева родила и по рождестве пребыла Девою. «Посему и я сию Матерь не устранил, – сказал он, – с места, назначенного для девиц, потому что Она превыше всех дев».

Почему?! А ведь фарисеи, саддукеи и священники настолько хорошо знали писания, что, образно говоря, с закрытыми глазами могли попасть иглой в нужную букву текста. Оказывается, знать о Боге и знать Бога – большая разница. Как в самый яркий солнечный день невозможно увидеть солнце через закопченное стекло, так и страстное сердце не дееспособно видеть Бога даже при наличии каких-либо знаний о Боге.

Как же так, что только два человека вместе с прор. Захарией встретились с Богомладенцем Мессией и прославили Бога? Почему иная реакция у сонма служителей храма фарисеев и саддукеев? Увидеть Бога могут только праведники, только люди высокой жизни способны к сретению с Богом. И на этот вопрос: как увидеть Бога, встретить Его в своей жизни, отвечает Сам Христос словами Евангелия: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

А псалмопевец Давид говорит: Сердце чисто созижди во мне и дух правый обнови во утробе моей (50 псалом). Святой Соломон: В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху.

Богослов, кто чисто молится. Священник Павел Флоренский говорил: «Бога не доказывать нужно, а показывать: Бог не доказуется, а показуется. Но показуется Он только тому человеку, который выполняет условия, при которых возможно видеть Бога. Поэтому профессор Осипов, известный современный богослов, говорит, что более правильно познавать предмет не «богословие», а «боговидение».

Вот что святейший патриарх Кирилл Московский и всея Руси и священноархимандрит Оптиной пустыни говорит в проповеди на этот день: «Встреча и Иерусалимском храме была неслучайной. Мы говорим о встрече Пресвятой Богородицы с праведным Симеоном и Анной. Но разве только они были в храме? Всегда в Иерусалимском храме было множество народа. Не знаем, сколько – десятки или сотни, а может быть, и больше. Эти люди приходили в храм для того, чтобы помолиться, принести жертву или просто поговорить, потому что храм был самым важным местом для иудейского народа. Но никакой встречи не произошло для десятков, сотен или, может быть, даже тысяч людей, которые были там и проходили через этот храм. То была неслучайная встреча неслучайных людей. Мы знаем, что речь идет о праведном Симеоне и Анне Пророчице, которые всю свою долгую жизнь жили в благочестии, в чистоте и молитве. Состояние их души было таково, что они могли встретиться со Христом и с Его Пречистой Матерью – в отличие от всех остальных, включая, может быть, первосвященника и священников, левитов и огромное количество паломников. А если спросить на улице какого-нибудь человека: вы с Богом встречались, – он не поймёт, о чем вы его спрашиваете. И если у верующих людей спросить: а вы с Богом встречались, – многие тоже не поймут этого вопроса. Потому что встреча с Богом есть особое состояние души».

И если в духовной жизни мы полагаемся только на полученные умом знания, игнорируя состояние своего сердца, то обязательно столкнемся с проблемой, о которой говорит свт. Игнатий (Брянчанинов): «Ум человеческий не в состоянии отличить добра от зла; замаскированное зло легко, почти всегда, обманывает его. И это очень естественно: ум человеческий юн, а борющие его злыми помыслами имеют более, чем семитысячелетнюю опытность в борьбе, в лукавстве, в ловитве душ человечьих. Различать добро от зла принадлежит сердцу, – его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельного от вина поддельного… Доколе сердце не стяжет навыка отличать добро от зла, очень полезен опытный совет ближнего – воспитанника Восточной Церкви, единой святой, единой истинной, – ищущего и нашедшего в повиновении ей блаженную свободу… Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума: там обширная область, темное царство лжи и производимого ею самообольщения!»

Каждому живущему на земле сама наша временная жизнь дана для того, чтобы эта встреча с Богом состоялась, и человек, встретив Христа, прилепился к Нему, благодатью Духа Святаго возрос в Нем и пребыл в Нем до скончания века. Горе человеку, достигшему всех высот и благ временной жизни, но так и не познавшему Христа.

Мы, люди Нового Завета, можем встретиться с Богом через молитву, благодать, через причастие Тела и Крови Христовой.

Преподобный Силуан Афонский, говоря об очищении сердца, напоминал нам простую истину: «В этой жизни кто земледелец, кто повар, кто кузнец, кто священнослужитель, кто патриарх, кто царь, но всех любит Господь. И самую большую награду получит тот, кто больше возлюбил Бога».

Очистим свое сердце покаянием, чтобы, угодив Христу, в конце нашего земного пути мы могли бы сказать: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».

Богу нашему слава всегда ныне и присно и во веки веков.

Иеромонах Серафим (Панич)