Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­рен­ные не вни­ка­ют в глу­би­ну не­до­ве­до­мых, но сми­ря­ют свой по­мысл, и по вре­ме­ни Бог вра­зу­мит их.

преп. Макарий

В слу­чае ка­ко­го-ли­бо по­по­лз­но­ве­ния в де­лах, сло­вах и мыс­лях не­об­хо­ди­мо тот­час рас­ка­и­вать­ся и, поз­на­вая свою не­мощь, сми­рять­ся и по­нуж­дать се­бя ви­деть свои гре­хи, а не исп­рав­ле­ния; от рас­смат­ри­ва­ния гре­хов при­хо­дит че­ло­век в сми­ре­ние и серд­це сок­ру­шен­но и сми­рен­но стя­жа­ва­ет, ко­то­ро­го Бог не уни­чи­жит.

преп. Иларион

Чи­тая уче­ние свя­тых от­цев, не па­ри вы­со­ко, но, ви­дя свою ни­ще­ту, нис­хо­ди во глу­би­ну сми­рен­но­муд­рия; оно и еди­но спас­ти мо­жет, а без оно­го и все на­ши де­ла и доб­ро­де­те­ли не при­не­сут поль­зы.

преп. Макарий

Проповедь в 6-ю неделю по Пасхе, о слепом

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры, сегодня шестая неделя после Пасхи, последнее воскресенье перед праздником Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. И мы по-прежнему в песнопениях славим воскресшего Христа. И мы слышим слова о Нем, о Христе, «во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». Потому что где Христос – там жизнь, там свет, там истина, там рай. И когда Господь сошел во ад, ад на некоторое время стал раем, так как там находился Христос. Для нашего спасения мы должны иметь правую, живую веру, приводящую к неложному познанию Бога. И сегодняшний евангельский пример об исцелении слепорожденного, невиданного доселе чуда, дает нам возможность объяснить некоторые понятия сути нашей веры, о которых одни знали, но забыли, другие не обратили должного внимания, а для третьих это будет даже, может быть, и откровением.

Итак, шел завершающий период земного служения Христа. Совсем немного времени оставалось до входа Господа в Иерусалим, Страстной седмицы и Голгофы. Однажды в субботу, день покоя, спускаясь со ступеней храма вместе со своими учениками, апостолами, они увидели слепорожденного. И Христос, по вниманию апостолов, совершает чудо: плюнув на землю и сделав брение из плюновения, помазал глаза слепому и отправил слепого в источник Силоам, что значит «посланный», который дан был Богом во время осады Иерусалима 700 лет до Рождества Христова. Когда осажденные изнемогали от жажды, пророк Исаия своей молитвой извел из-под горы этот источник. И неслучайно Господь послал слепого исцелиться в этот источник, данный Богом через пророка Исаию. Ведь именно он, Исаия, с особенной ясностью и подробностью пророчествует о пришествии Мессии. Пророк именует Мессию Богом и человеком одновременно, Учителем всех народов, Основателем царства мира и любви, предсказывает рождение от Девы, страдания за грехи и смерть, и воскресение, и именуется не иначе как ветхозаветным евангелистом. Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Исцеление не обязательно значит возвращение к физическому здоровью, исцеление – это возвращение цельности, которую человек потерял. Цельность может включать в себя и физические изменения, но не обязательно».

В чем же глубинный смысл происшедшего события? Ведь Христос и ранее совершал бесчисленные случаи исцеления – и в Вифсаиде Он тоже исцелил слепого. Предваряла данное исцеление беседа с иудеями в храме, где Христос убеждал начальников народа, книжников и фарисеев, в Своем божественном достоинстве и показывал пагубное состояние их души. Это было на следующий день после праздника кущей. В память огненного столпа, выведшего иудейский народ из Египта, во дворах храма в праздник кущей возжигались большие светильники, свет которых разливался с Храмовой горы по всему Иерусалиму, напоминая народу о чудесном покровительстве Божием. А Христос, указывая на этот свет, говорил: Я свет миру. Как глаза без света не видят, так и человек без Христа не может познать истину и понять суть происходящих вещей – о чем говорил Христос. Духовные очи иудеев настолько ослепли, что они не видели за человеческим образом Мессии Его Божества, не могли видеть ничего высшего, только лишь плотское. В состоявшемся диалоге на вопрос: Кто же Ты? Он прямо им сказал: От начала Сущий, – то есть Бог. Взращивая в себе греховные страсти, всеваемые дьяволом, иудеи не вмещали слово воплотившегося Бога. Они стали уже не чадами Божиими, но чадами дьявола. Посему Христос говорит им: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. В конце беседы Господь подтвердил им еще раз Божество, сказав: Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Аз есмь, – то есть Я, Бог.

Снисходя к немощам падших сынов Адама, Иисус всегда подтверждал величие Своего учения величием знамений. Так же Он поступил и теперь, когда возвестил людям во всеуслышание, что Он – Сын Божий, Вечный Бог. Почему в этот раз Христос не только словом, но и брением совершил чудо из земли? Ведь Бог – Творец, Который создал одним словом всю Вселенную. Зачем Он это сделал? Дело в том, что у слепого не просто не видели глаза от рождения, но вместо них были зияющие пустоты. Глаз физически просто не было от рождения. И святитель Феофилакт Болгарский говорит, что это брение при умывании в источнике совсем не отпало, но превратилось в глаза. Такого не было никогда от момента человеческого рода. Таким образом, Господь наш Иисус Христос прямо показывает: «Я – Тот Самый, Который создал тебя, человек, Адама из персти земной. Если не верите словам Моим, то посмотрите на дела Мои и знамения. Какие вам нужны еще доказательства?» И – о, чудо! Слепой получает не только телесное зрение, но, что более важно, духовно становится зрячим, исповедуя Христа, даже будучи отверженным фарисейским сообществом. А ведь уже тогда, в это время, кто признавал Христа за Мессию – отлучался от синагоги, исключался из числа богоизбранного народа. То есть он не мог посещать храм, синагогу, никто, кроме членов семьи, не мог приближаться к нему ближе, чем на полтора метра, и, даже если он умирал, ему чашу воды не подавали, потому что он – отверженный. Фактически, это означало, что перед обществом он был полностью испорченным, порочным, не заслуживающим никакого прощения и никакой милости. Даже родители в беседе с фарисеями отступились от него, боясь данного правила.

И сказал Иисус: На суд пришел Я в мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: «Он показал миру, что они глубоко-глубоко заблуждаются, считая себя видящими, что они, на самом деле, совершенно слепы». Преподобный Антоний Великий говорил: «Не те умны, которые изучили изречения и писания мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассуждать, что добро и что зло». Так сегодня люди, превозносящиеся своей ученостью и рассуждающие о высоких материях, порой не понимают в жизни главного – истины о Христе и Его Церкви. И в духовном смысле продолжают быть слепорожденными. «Внешние академические знания, образованность и эрудиция – всё это хорошо и важно, – говорит проповедник, отец Димитрий Шишкин, – но только в том случае, если это помогает человеку в деле служения Богу и людям; в обратном случае мудрость человеческая превращается в безумие».

Сказал безумный в сердце своем: несть Бога, – как говорил пророк Давид. Человек может быть одновременно и интеллектуалом, и одновременно быть дураком. Он может решать сложнейшие задачи, знать много языков и при этом в мировоззренческих вопросах высказывать себя полным профаном. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом, – как говорят апостолы. Протоиерей Владимир Вигилянский говорит: «Я когда-то прочитал поразившие меня слова Бориса Раушенбаха – это академик РАН, герой соцтруда, один из основателей современной космонавтики, который уверовал во Христа, стал специалистом по русской иконописи, богословом и читал лекции в Московской духовной академии. Он сказал мне, что количество дураков среди академиков примерно такое же, что есть среди дворников». Я напомню вам слова святого Симеона Нового Богослова, который, отвергая уже много веков господствующую европейскую мысль, основывающуюся на человеческом знании, говорит так: «Знание – это не свет, а вот свет – это знание». В этом европейском заблуждении и родилось новое идолопоклонство – жизнь как стремление к удовольствиям и наслаждению. Именно поэтому на фронтоне старого здания МГУ в Москве, что стоит напротив Кремля, начертаны известные слова: «Свет Христов просвещает всех».

Ум, удаляющийся от Бога, становится либо скотоподобным, поскольку поддается сладострастию, либо звероподобным, сражаясь с людьми и за обладание материальными благами. И мы с вами вспомним, что однажды протоиерей Димитрий Смирнов спросил у человека слепого от рождения в нашем XXI веке: «Как ты считаешь, что значит иметь глаза?» Тот говорит: «По-моему, как я себе представляю, это значит ощущать вещи без помощи рук». И вот, к примеру, мы спросим у вас: «А блаженная Матрона – она была слепая или нет?» Формально – да. А фактически, она видела то, что мы не видели, и даже консультировала, как мы читали ее житие, при написании дипломных работ по архитектуре. Итак, если у тела есть глаза, а у души глаза есть или нет? Есть у души, да. А что это такое? Как они выглядят?

Святитель Николай Сербский говорит: «Ум есть око всей души, ум есть окно души к Богу». Согласно учению святых апостолов и живому познанию Церкви, ведомый Святым Духом ум человека – око души. Когда ум есть и находится в своем естественном состоянии, входит в сердце, он видит Бога подобно тому, как первозданные люди до падения в раю видели Бога своим умом, созерцали Его и могли беседовать с Ним, опять же, посредством ума. Ум, находясь в сердце, диктует мозгу, а тот, в свою очередь, описывает то, что способен понять. Ибо ум – это разумная сила души, то есть энергия. В рамках православной догматики, догматического богословия, ум признается не продуктом функционирования мозга, а высшей принадлежностью души. Царь Соломон говорил про себя Богу: Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы различать, что добро и что есть зло.

А теперь зададим сами себе вопрос: «А вот мы с вами – я, вы – мы слепые или зрячие?» Каждый же захочет задать себе такой вопрос: «А вот я, интересно, с точки зрения православия, я – слепой или зрячий?» И мы в ответ на этот вопрос обратимся к архимандриту Иоанну (Крестьянкину), который говорит интересную фразу. Он говорит: «Любовь – это та проба, по которой проверяется слепы мы или зрячи, больны или здравы». И главное бедствие нашего времени заключается в исключительной духовной слепоте. Господь говорит в Евангелии: Светильник тела есть око, итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если око твое будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

Святой Лука Войно-Ясенецкий, продолжая эту мысль, предупреждает нас: «Не думайте, что если крестились во имя Святой Троицы, если исповедуете грехи свои, если причащаетесь многократно Тела и Крови Христовых, если исполняете все обряды Церкви, если часто молитесь – не думайте, что вы уже не во тьме, не будьте самонадеянны. Смотрите пристально в сердце свое, нет ли там какой тьмы. И если увидите там хоть малейшую тьму, тотчас же слезами, горькими слезами разгоните эту тьму». Святой Николай Сербский говорит: «Любовь делает меня Богом, а Тебя, Господи, человеком». И чтобы быть зрячими, будем помнить, что «Христос – свет наш, Христос – око жизни нашей. Кто хочет познать жизнь и увидеть путь жизни истинной, тот должен смотреть оком сим. Всякое другое око в большей или меньшей степени испорчено», – говорит святитель Николай Сербский.

Итак, как всегда повествование мы закончим словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священноархимандрита нашей обители. Он говорит: «Но вот что действительно ужасно: когда человек слеп и глух духовно, когда он слышит человеческие голоса и видит человеческие лица, но ему не дано слышать голос Божий в своем сердце, чувствовать Божие присутствие в своей жизни. Таких глухих и слепых, – говорит Святейший Патриарх, – намного больше, чем людей, ограниченных по физическому зрению и слуху. Поэтому наша главная задача как Церкви Божией – помочь нашим современникам обрести тот слух и то зрение, без которых нельзя войти в Божественное Царство, нельзя стать по-настоящему счастливыми».

И как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Берегите себя от этой слепоты, от всякой слепоты, от которой рождаются греховные страсти». Да поможет нам в этом Господь Бог наш, Которому слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Христос Воскресе!

Иеромонах Серафим (Панич)