Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Гор­дость че­ло­ве­чес­кая го­во­рит: мы сде­ла­ем, мы дос­тиг­нем, и на­чи­на­ем стро­ить баш­ню Ва­ви­лон­с­кую, тре­бу­ем от Бо­га от­че­та в Его действи­ях, же­ла­ем быть рас­по­ря­ди­те­ля­ми все­лен­ной, меч­та­ем о за­об­лач­ных прес­то­лах, — но ник­то и нич­то не по­ви­ну­ет­ся ей, и бес­си­лие че­ло­ве­ка до­ка­зы­ва­ет­ся со всею оче­вид­ностью горь­ким опы­том. Наб­лю­дая опыт сей из ис­то­рии и древ­них, дав­но ми­нув­ших дней, и сов­ре­мен­ных, при­хо­жу к зак­лю­че­нию, что не­пос­ти­жи­мы для нас пу­ти Про­мыс­ла Бо­жия, не мо­жем их по­нять, а по­то­му не­об­хо­ди­мо со всем сми­ре­ни­ем пре­да­вать­ся во­ле Бо­жи­ей.

прписп. Никон

Нам всег­да на­до го­во­рить: по во­ле Тво­ей, Гос­по­ди, да бу­дет то или дру­гое. По­сы­ла­е­мое все на­доб­но при­ни­мать, как от ру­ки Гос­под­ни: скорб­ное ли — к тер­пе­нию, при­ят­ное ли — к бла­го­да­ре­нию.

прп. Моисей

Пос­ти­же­ние во­ли Бо­жи­ей дос­туп­но чис­тым по жиз­ни сво­ей. Они по­лу­ча­ют дар ду­хов­но­го рас­суж­де­ния, а оно вы­ше всех доб­ро­де­те­лей.

прписп. Никон

Проповедь в Неделю 7-ю по Пятидесятнице
Память мученика Каллиника (III‑IV)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали Святое Евангелие, где нам Господь поведал притчу о двух слепцах. И вот вспомним слова святого пророка Исаии, много-много лет назад он предрек, что придет Господь и будет проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение.

То есть святой Пророк говорил не о том, что Господь придет и будет лечить весь народ, а он говорил о самом главном. То есть в этой притче о двух слепцах нам Священное Писание говорит о чем? Что мы не должны забывать о том, что наши болезни, наша близорукость на земле – это не самое главное. Самое главное – это не забывать о вечной жизни, о нашем спасении.

Да, Господь исцелил этих слепцов, но, вспомните, что Он им сказал никому не рассказывать о том, что с ними произошло, чтобы не было это главным, чтобы человек не зацикливался на решении своих житейских, мирских проблемах, а думал о том, что же его жизнь представляет на этой земле, откуда он пришел и куда он идет.

Все на этой земле знают, да, как-нибудь сами себя обманывают, но всё равно у людей есть, у всех, чувство – и у безбожников, и у атеистов – у всех, что что-то происходит после смерти. Что не просто так они уходят на тот свет: кто мечтает в Вальгаллу попасть, кто-то в царство Аида – кто куда, и только православные знают, что их дом – это Царство Небесное, там, где пребывает Бог.

И вот эта притча как раз нам говорит о том, что мы должны работать над самим собой. Да, нам очень легко осудить какого-то другого человека, осудить какие-то события, осудить что-либо, но почему-то, когда нам что-то говорят про нас самих – нас это задевает, оскорбляет, разгневает, и еще даже добавляется и злость, и ненависть, и месть. А вот надо жить так, чтобы что ни говорили люди про вас, надо говорить: «Достойное по делам своим приемлю. Раз мне люди такое сказали, значит я есть такой на самом деле, значит мне надо много работать над собой и не обижаться на того человека, который сказал эти слова про меня», – надо самому себе говорить.

Это мужественный поступок – признать: «Да, я такой, какой есть. Да, действительно, я – трус, я – нерешительный, я такой». Ничего страшного в этом нет, это наоборот мужественный поступок. Кто в армии служил из мужчин, знает это, когда ругает начальство, а потом это же самое начальство, когда ты исправляешься, говорит о том, какой ты прекрасный воин, и никакого слова не было о том, что ты был плохим воином. Всё это забывается.

Почему мужчинам нужно в армии служить? Как раз вот там юноша превращается из юноши в мужчину, потому что он как раз перестает обижаться на тех людей, которые его учат жизни, учат выживать. Жаль, что не все проходят эту школу, она очень полезна.

И вот мужчина становится мужчиной, и поэтому абсолютно совершенно спокойно принимается им всё, что принесет ему жизнь: и скорби, и болезни, и неустроения – всё он переносит с силой, с решимостью, с мужеством, как бы тяжело ему не было. А это и есть повеление Божие, которое дал Господь.

В первой книге Бытия так и написано, что, когда Адам с Евой пали, было им дано наказание Божие – жене рожать в муках детей и воспитывать их, а мужу в поте лица добывать хлеб свой. То есть не просто – Господь сразу же сказал, это будет очень непросто – добывать хлеб и кормить жену и детей. И вот поэтому мужчина должен быть решительным, мужественным. А если его не воспитывать... Мы уже воспитываем детей с детства, и вот если мужчину не воспитывать, как же он будет защищать, как же он будет кормить, как он будет тем самым человеком, на которого может опереться жена?

И беда нашего современного общества, что очень мало таких мужчин. Это вопрос к нашим матерям, которые нас так воспитали, но это вопрос ещё и к идеологии, которая была последние 70 лет. Она всё испортила: уничтожила семью, сделала всё это, убрала Бога, убрала всё. Но милость Божья всё это превозмогла, сила Божья всё это превозмогла: опять храмы открыты, опять воскресные школы открыты, опять Закон Божий проповедуется, священники в школах говорят о том, как нужно жить, о чем нужно думать, что нужно делать.

И вот эта сегодняшняя притча нам говорит о силе веры. Вот, смотрите, какая у них вера… Он спросил, Господь, у этих слепцов: «Верите ли вы в то, что Я вас исцелю?» – «Да, сыне Давидов». Они исповедовали Его ещё и Спасителем мира и сказали, что, да, они верят. И вот многие сейчас говорят: «Это было раньше, это было тогда, а сейчас такой силы веры нет в людях». Это ложь. Господь сказал: Аз есмь с вами до скончания века. И до скончания века пребудут святые, и до скончания века пребудет благодать Божья в этом мире. И чтобы там не говорили люди, они это говорят по зависти, потому что у них нет силы веры – у них нет этого.

Вот после окончания войны одного человека посадили по навету, по клевете, на 10 лет в концлагеря, и его сын Роман рассказывает такую историю… Отец, когда пришел из концлагеря, рассказывает ему: «Cынок, в Пасху решили нас отправить на работу, а сами пошли праздновать...», – начальство пошло праздновать, а его посадили в карцер, в «ледяной мешок», в «каменный мешок», так называемый, то есть там больше суток никто не выдерживает. Трое! Трое суток находился там человек. Когда они все пришли в себя после пьянки, вспомнили, что они забыли там человека, приходят к нему, и что же они видят? Ну, послали красноармейца, чтобы он вытащил труп из этого «каменного мешка». Выносят человека ледяного, скорлупу эту ледяную сбивают – там живой человек. Они его спрашивали потом: «Как же ты выжил?» А он говорит: «Я молился Богу, читал “Живый в помощи Вышняго”. И в первый день было холодно, потом стало теплее, потом стало ещё теплее, а потом стало жарко». И это было не когда-то, это было сейчас.

А вот совсем недавно, три дня назад, 8 августа, три монаха служили Литургию. Их начали обстреливать из танка, а они знают, что надо закончить Литургию и закончить ее, потребив Дары Святые. И они говорят так, что такой молитвы и такой веры в Бога у них не было никогда, так как они целый час молились под обстрелами. И они закончили Литургию, причастились и вышли из храма, который был тут же разрушен. То есть никуда эта сила веры не уходит у людей, потому что Господь с нами до скончания века.

И любой из нас, кто захочет просить у Господа решимости приобрести эту силу веры – но есть маленький нюанс, как говорят сейчас– сила веры может увеличиться у человека только с приобретением любви, без любви силы веры не может быть. То есть сначала мы прощаем друг друга, потом прощаем близких, потом прощаем врагов, и когда наша любовь становится достаточной, вот тогда у нас появляется сила веры, которая с горчичное зерно, как написано в Священном Писании. И мы можем передвигать горы, менять всю ситуацию, которая вокруг нас происходит. То есть без любви веры не приобрести.

Поэтому наш народ, православный народ, отличается от всех народов мира тем, что наша вера православная основана на любви ко всему человечеству. И преподобный Силуан Афонский, один из «апостолов любви», который проповедовал любовь, как раз говорил, что если бы он увидел, как какой-то человек страдает, и если бы это был бы близкий человек, я, говорит, умер бы от того переживания, которое было.

То есть такая любовь была у человека, что он переживал за каждого человека на планете. Конечно, это трудно достичь, это не все могут достичь, но к этому надо стремиться, потому что любовь – это основа спасения человеческой души, основа спасения нашей Родины и основа спасения всей нашей планеты Земля.

Помоги нам, Господи, молитвами этих двух слепых приобрести эту силу веры, любовь к людям, и спасти наши души вечные. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)