Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ког­да най­дет ханд­ра, не за­будь уко­рять се­бя, вспом­ни, сколь­ко ви­но­ва­та пред Гос­по­дом и пе­ред со­бою, и соз­най, что не­дос­той­на ни­че­го луч­ше­го, и тот­час по­чу­в­ству­ешь об­лег­че­ние.

прп. Амвросий

Ску­ка уны­нию вну­ка, а ле­ни дочь. Что­бы про­г­нать ее прочь, в де­ле пот­ру­дись, в мо­лит­ве не ле­нись, тог­да и ску­ка прой­дет, и усер­дие при­дет. А ес­ли к се­му тер­пе­ния и сми­ре­ния при­ба­вишь, то от мно­гих зол се­бя из­ба­вишь.

прп. Амвросий

Со­ве­тую обод­рять се­бя мо­лит­вою, хо­тя крат­кою, и упо­ва­ни­ем, что как пос­ле зи­мы и су­ро­вой не­по­го­ды при­хо­дит при­ят­ная вес­на, так и пос­ле ску­ки не за­мед­лит по­ка­зать­ся при­ят­ная от­ра­да, а по­се­му этою на­деж­дою и уте­шай­те се­бя.

прп. Антоний

Вход Господень в ИерусалимНеделя 6-я ваий Великого поста (Вербное воскресенье)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с этим прекрасным, замечательным праздником Входа Господня в Иерусалим – Неделя ваий, Цветоносная. Как и 2000 лет назад, и мы с вами точно так же, как и наши с вами предшественники богоизбранного народа, стоим и приветствуем Христа Бога нашего, идущего исполнить обетования, которые даны.

Этот праздник – он уникален тем, что он сочетает, с одной стороны, великое радование и ликование, и с другой – трагизм. Трагизм – с чем сталкивается Христос. В песнопениях этого дня мы слышим: Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних. Протопресвитер Александр Шмеман говорит: «Чтобы почувствовать радость этого каждый год возвращающегося праздника — Вербного воскресенья, нужно вспомнить прежде всего, что этот торжественный вход в Иерусалим был единственным очевидным торжеством на протяжении земной жизни Христа передо множеством людей. На все попытки прославить Его Он решительно отказывал, и все Его учение было учением о смирении и кротости. Он никогда не позволял Себя славословить, всячески уклонялся от человеческой почести». И вдруг Он, ни с того ни с сего, в нарушение как бы Своего прежнего образа жизни принимает человеческую славу ликующего Иерусалима.

Весь практически Иерусалим вышел на славословие Его. А Иерусалим во время подготовки и проведения Пасхи был равен Риму, там находилось такое же огромное количество людей со всех стран мира, люди специально раз в год приезжали, огромнейшее количество людей, как огромный мегаполис. Но, накануне, мы знаем, Христос за 40 дней до своего Крестного страдания возводит учеников на Фавор и показывает им, кто Он на самом деле, чтобы они увидели Его в преображенном виде, в той Славе, которую Он имел до начала мира. Накануне Он прямым текстом уже говорит, как сказано в Евангелии от Иоанна: Я и Отец – одно, – то есть Я есть Бог. Накануне Он уже прямым текстом им говорит, что должно Мне войти в Иерусалим, где Я буду оплеван, унижен, оскорблен, избиен до крови и умерщвлен, чтобы исполнить предначертанное.

И единожды – всегда Он ходил пешком – единожды Он сел на осляти лишь только для того, чтобы исполнить известное пророчество Закхея, которое говорит: Рцыте дщери сионове: се, Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля, сына подъяремнича. Все четыре евангелиста пишут об этом событии. Если первые три пишут более радостно, то евангелист Иоанн более сдержанно и более трагично. Вероятнее всего прибытие верхом на осле было повторением того же события, которые было при помазании Соломона на царство, как вот истинного царя Израиля в Иерусалим. Постилание одежды и пальмовые ветви — это образ въезда императора, то есть Он входил как император римский, как император какой-либо странны, как царь, его приветствовали как царя, но царя, как желая земного царства.

Вход Господень в Иерусалим – это вход Господа в нашу душу, так говорят богословы. И нас, конечно, в этот день не только ликует это событие, но еще и говорит о том, что этот день был трагичным для многих людей. Ведь через четыре дня те же самые уста, которые кричали: «Осанна в вышних!», которых Он благодетельствовал, будут с ожесточением, не просто просить, а требовать: «Распни Его! Мы требуем, мы не уйдем, пока не добьемся этого». Мы христиане с вами говорим, может, кто-то в сердце своем осуждает, скажет: «Ну, как же они так могли? Ну, как же они могли? Они же видели живого Христа, Бога во плоти! Как они могли так поступить?» И вот священник Сергей Ганьковский в своей проповеди говорит: «Вот уже две тысячи лет, мы, христиане, то взыскуем Бога, то бежим от Него. Так вера в наших душах сменяется предательством. Только ликуя и радуясь, нельзя забывать, зачем наш Бог и Спаситель идет в Иерусалим. Он идет туда умирать. Осленок везет Сына Божия на Голгофу, на смерть. До этого Христос в окружении Своих учеников после прямых слов Спасителя о том, что предадут Его на смерть, и поругаются». Он говорит о смерти, а они просят, кто какое место займет в будущем Царстве земном, делят министерские портфели. «Так обратились к Нему Иоанн и Иаков, что просят Его, как мы бы теперь сказали „о теплых местечках“ в будущем веке. „Дай нам сесть одному по правую сторону, а другому по левую“». То есть не повлияли на них слова Христа о том, что: «Я же умру».

И святитель Николай Сербский говорит о том, что характерно каждому из нас по нашим немощам. Он говорит: «Прошение Иакова и Иоанна о славе без мук есть прошение всех потомков Адама». Апостолы Его, как и все прочие люди, желали как-нибудь перепрыгнуть через страдания и впрыгнуть в славу. Сперва надо достойно перенести все муки, и только потом можно войти в славу Божию. Царствие Небесное уготовано всем тем, кто в жизни сей засвидетельствует себя быть достойным Царствия, вне зависимости от звания, внешней приближенности ко Христу или какого-либо родства с Ним по плоти, как это было и у этих братьев. Смирение до самоуничижения и страдание до смерти – вот два урока, которые Господь желает укоренить в сердцах Своих учеников накануне Своей смерти, выполов из них – из учеников – плевелы гордости, самомнения, самопревозношения и тщеславия».

И часто мы сталкиваемся в жизни, каждый из нас, как нам поступать: так поступать или так поступать? Как поступать? И как мы говорим? Мы были честными, мы говорим: «Поступать по совести – и все будет нормально». Да? Так мы говорим, да? Я Вам скажу сейчас страшную вещь. А всегда ли это работает? Ну, вот, у человека спрашиваешь: «Ну, почему ты так поступаешь? Это же мерзко». – «А мне так совесть моя подсказывает (Мне так сердце подсказывает)». Так вот святитель Николай Сербский говорит страшные и удивительные слова: «Совесть, не освященная Евангельским светом, является прямым путеводителем во ад». Совесть, не освященная Евангельским светом, является прямым путеводителем во ад! То есть, если ты будешь думать, что ты поступаешь по совести, но лествица твоя будет вести не в рай, а в ад.

И вот есть такая книга «О тайных недугах души» – Лазарь (Абашидзе), по-моему. Он прекрасно раскрывает, что часто то, что мы называем и думаем, что мы творим добродетель, может оказаться страшными, скрытыми пороками гордости, тщеславия и высокомерия, самоудовлетворения. И поэтому нам нужно очищать нашу совесть. Потому что совесть – это как камертон – будет давать тебе ложный звук. И она не будет голосом совести. И поэтому самое страшное состояние человека, самый страшных грех – это состояние сожженной совести. Всё. Ты уже не можешь покаяться, она тебе не показывает в чем тебе покаяться. А раз-то не можешь покаяться, Царствие Небесное для тебя закрыто.

В этот день, когда мы празднуем эту память, вспомним и слова Силуана Афонского. Он говорит: «В этой жизни: кто – повар, кто – водитель, кто – землепашец, кто – священник, кто – патриарх, кто – первое лицо государства, царь, но всех любит Бог. И самую большое награду, получит кто? Тот, кто больше возлюбил Бога – не по сану, не по положению, не по должности. Самую большую награду!». И по этому вопросу Николай Сербский опять же говорит: «Ни царский венец сам по себе не дает первенства, ни богатство и сила не обеспечивают старшинства в христианском обществе. Звание и положение остается пустой формой, если они не исполнены полезного служения людям во имя Христа». И далее продолжает: «Тот из вас, кто более всего служит братьям своим из любви, есть первый в очах Божиих, и первенство его не прейдет ни в сем, ни в ином мире. Смерть не имеет власти ни над любовью, ни над приобретением того, что приобретает любовь. Только углубитесь в мысль, как жили бы люди, если бы сравнивали и оценивали себя и друг друга по величине служения и любви, вместо того чтобы сравнивать и оценивать по силе, богатству, роскоши, должности и внешним знаниям».

Вот к этому нас призывает Господь в этот день, потому что Вход Господень в Иерусалим часто богословы ассоциируют с входом Бога в наши души. Мы стоим на пороге Пасхи, Страстная седмица, и Бог входит в душу каждого из нас. И что наша душа, что наше сердце, что наша совесть ответит? Последует ли она за Христом? Последует, если она не прилепилась к материальном миру. А если прилепилась, то скажет: «Распни Его!», «Отойди от меня, ты мне мешаешь жить, ты мне помешаешь получать материальные блага». Поэтому Господь и говорит в Евангелии: Кто в этой жизни кого-то или чего-то любит более, чем Меня, тот недостоин Меня. Люби что угодно в этой жизни: и брата, и сестру, и мать, и музыку и так далее, но Христа люби паче, иначе у тебя будет преткновение совести, и совесть не будет тебе подсказывать.

Поэтому братья и сестры в этот радостный и ликующий день, когда мы стоим накануне Святой Пасхи, дня освобождения нашего от первородного греха, когда мы снова становимся и усыновляемся благодатью, становимся дочерьми и сынами Божьими, не будем отчаиваться, возьмем наши пальмовые ветви и воскликнем: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне! Помоги мне, Господи, нести тот крест, который ты Мне дал, чтобы всегда – и в этой жизни, и в будущем веке – следовать с любовью за Тобой».

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иеромонах Серафим (Панич)