Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не уны­вай в мыс­лен­ной бра­ни, на­но­си­мой те­бе от не­ви­ди­мо­го вра­га душ на­ших, аще и ты­ся­щу язв при­име­ши на день, не отс­ту­пай от под­ви­га, от­ре­кись сво­ей во­ли и рас­суж­де­ния. Бог благ есть и ми­лос­тив, не по­пус­тит вы­ше ме­ры те­бе ис­ку­ше­ния, но нуж­ное и по­лез­ное ко обу­че­нию; счи­тай се­бя пос­лед­нею всех.

преп. Макарий

Луч­ше, ви­дя свою ни­ще­ту, всег­да за­зи­рать се­бя и по­вер­гать пред Бо­гом со сми­ре­ни­ем, не­же­ли ви­деть свои исп­рав­ле­ния. Дер­жи­те путь сред­ний, сми­рен­ный, а не вос­хо­ди­те безв­ре­мен­но на вы­со­кий, не ва­шей ме­ры путь. Зря свою ни­ще­ту, ни­ко­го не за­зи­рай­те, не осуж­дай­те, счи­тай­те се­бя по­след­ней­ши­ми всех и, ког­да слу­чит­ся от ко­го при­нять уко­риз­ну или през­ре­ние, счи­тай­те се­бя то­го дос­той­ны­ми.

преп. Макарий

Су­ро­вую жизнь мо­гут про­хо­дить ред­кие и толь­ко креп­кие те­лом, ко­то­рые без вре­да мо­гут пе­ре­но­сить и хо­лод, и го­лод, и сы­рость, и до­лу­ле­жа­ние. А по сло­ву пре­по­доб­но­го Ио­ан­на Да­мас­ки­на, не­мощ­ным те­лом по­лез­нее сми­ре­ние и бла­го­да­ре­ние, не­же­ли те­лес­ные тру­ды и под­ви­ги, к ко­то­рым они нес­по­соб­ны.

преп. Амвросий

Преподобного Анатолия, старца Оптинского (Потапова)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня в нашей обители великий праздник — сегодня день памяти нашего оптинского старца Анатолия младшего (Потапова). Его святые мощи (для тех, кто не знает) находятся во Владимирском храме, если зайти, первые слева.

Отца Анатолия в народе прозвали утешителем. Когда кто-то подходил к старцу на исповедь, ему казалось, что старец каждому, кто к нему подходил, готов отдать всего себя, всю свою душу. Его душа всегда, как бы, сияла великой и светлой пасхальной радостью, одной великой любовью, которая преисполняла его сердце ко всем людям.

Конечно, мы с вами, любя и почитая наших святых, должны стараться по жизни им как-то подражать. Но заповедь о любви, она, вообще, является самой главной заповедью, и мы все о ней прекрасно знаем. И все святые имели это качество. Но, если подумать, рассмотреть житие старца Анатолия, то это жизнеописание, его житие, проливает свет на то, как Великий наш старец Анатолий приобрел такую любовь к людям. Самопожертвование у него было такое, что казалось, что он жизнь за каждого готов положить.

Когда в Оптину приезжали паломники, а их всегда было много, после обеденного часа монастырь обычно был пуст, а во Владимирском храме, тогда это как раз был храм, где отец Анатолий принимал, тогда этот храм был больничным, там находились больничные кельи, где находились недугующие монахи. И вот, Владимирский храм был всегда полон народу. Там принимал отец Анатолий. С самого раннего утра до глубокой ночи он находился в этом храме с людьми, слушая всех, исповедуя, говоря слова назидания и утешения.

И вот, давайте с вами помыслим о том, для чего, из каких побуждений старец нес такие плоды. Казалось бы, что такое быть старцем? Очень почетное, так сказать, с точки зрения мирского человека должность: сидеть, выслушивать там всякие немощи людские, сочувствовать им, но на самом деле это намного несравненно более тяжелый крест. Ну, во-первых, сидеть хорошо, когда сидишь час или, хотя бы, два, но когда с утра до ночи сидеть с народом, лишая себя не только отдыха, не только пищи, бывало покушать ему не удавалось, не успевал он, но даже необходимого для его души пищи — молитвы. Очень много этот прием времени отнимал, не хватало порой времени, даже чтобы достаточно помолиться и почитать.

И вот этого всего старец себя лишал, без конца, целый день, выслушивая скорби приходящих людей. Когда наступала ночь, все люди расходились, старец вместо того, чтобы идти отдыхать, шел на службу. Служба тогда в Оптиной начиналась в 2 часа ночи и, вот, он отстаивал еще всю ночную службу и на кафизмах, когда читают Псалтырь, он присаживался и, практически, сразу же засыпал на все четыре кафизмы, это минут на двадцать. И братья смущались, ну как же так, старец, а спит на службе. А это было единственное время, когда он смыкал глаза.

Анатолий оптинский такой великий подвиг служения ради людей взял ради Христа, ради любви. Ведь недаром апостол Иаков говорил: вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). И еще говорит: от дел совершися вера (Иак. 2, 22). Если не делать дела любви, то любви не будет. Нам батюшка отец Амвросий тоже заповедовал: кто хочет иметь любовь, пусть делает дела любви.

И вот, мы с вами, конечно, в первую очередь, когда мы к мощам старцев подходим, мы, братья ежедневно, или кто-то, может, немножко редко, но, все равно, обращаемся к старцам с молитвами, мы каждого просим о том, чем преимущественно этот старец обладал. Например, отца Иллариона оптинского просим о трудолюбии, Анатолия старшего просим об стяжании Иисусовой молитвы, которой он обладал, а вот отца Анатолия младшего мы просим, чтобы он нам дал немножко бы от своей любви к людям. Чтобы нам быть по самоотверженнее, когда нас кто-то о чем-то просит, чтобы сочувствовать, когда нам хотят рассказать чужую скорбь, не быть безучастным, хотя бы как-то, открыть свое сердце для своих ближних.

И по его молитвам, если мы пламенно и горячо сегодня ему помолимся, мы обязательно получим от Господа помощь, чтобы жить по-новому, жить в любви и милосердии ко всем ближним. А ведь Господь сказал: «кто Меня любит, тот заповеди Моя соблюдет» (Ин. 14, 21). А заповедь любви – это есть самая важная заповедь.

Будем благодарить Господа, что Он нас сегодня сподобил быть участниками столь великого нашего оптинского празднества, причаститься Святых Христовых Тайн, в которых мы во Христе объединяемся со всеми святыми, в том числе и с нашим великим оптинским старцем, старцем любви и утешения, Анатолием. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)