Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ос­мот­рим­ся со тща­ни­ем, не за­пу­ты­ва­ем ли мы се­бя са­мо­лю­би­ем и са­мос­мыш­ле­ни­ем, не нуж­но ли нам, по апос­тольс­ко­му за­ве­ща­нию, от­ло­жи­ти вся­ку гор­дость и с тер­пе­ни­ем те­щи на пред­ле­жа­щий нам под­виг (ср.: Евр. 12, 1).

преп. Лев

Са­мо­лю­бие на­ше при­ме­ши­ва­ет­ся и про­ти­во­дей­ству­ет каж­до­му доб­ро­му де­лу, и пор­тит, и раст­ле­ва­ет оное, осо­бен­но же пре­пя­т­ству­ет при­но­сить чис­тую мо­лит­ву Бо­гу.

преп. Амвросий

От се­бя­лю­бия и са­мо­лю­бия вся бе­да. Они не лю­бят, ког­да дру­гие нас зат­ра­ги­ва­ют, и так рас­ше­ве­лят­ся, что от по­мыс­лов и не обе­решь­ся. От них пло­дят­ся про­тив­ные по­мыс­лы, слов­но са­ран­ча, по­е­да­ю­щая не толь­ко пло­ды ду­хов­ные, но листья и са­му ко­ру.

преп. Амвросий

Неделя 2-я по Пасхе. Антипасха Память апостола Фомы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Этот день Церковь называет Антипасхой. «Анти» не означает противоположность Пасхи, а означает «вместо Пасхи», означает вторую Пасху. Причина такого названия имеется в том событии, которое стало возможным благодаря апостолу Фоме, который усомнился в явлении воскресшего Христа и позволил себе дерзновенные слова о том, что не буду иметь веры, если не вложу персты свои в язвы гвозди́ные (см. Ин. 20, 25).

Часто человека, который не верует, зазывают Фомой неверующим, тем самым показывая, что апостол Фома потерпел своего рода крушение в вере, сказав такие слова. Но неверие апостола Фомы это отнюдь не маловерие, это отнюдь не скрытое неверие, которое мы часто носим под маской веры. Неверие апостола Фомы дерзновенно. Неверие апостола Фомы это сердце, жаждущее веры, сердце, в котором уже горит пламень веры, но которое использует все возможности, чтобы этот пламень еще больше разгорелся. Неверие апостола Фомы, можно сказать, двигает веровзыскательность и требовательность веры, которая не обращает внимание на условности, всяческие приличия, позволяет себе как бы безумные слова. Апостол Фома в этом схож с евангельским Закхеем, который как мы знаем из Евангелия, возлез на высокое дерево, чтобы увидеть грядущего Христа, потому что был мал ростом (см. Лук. 19, 2-10). Он совершил мальчишеский поступок и должно быть опозорился перед другими людьми. Он ни во что изменил их мнение, потому что хотел увидеть Христа. Апостол Фома подобен тем евангельским слепцам, которые сидели при дороге и восклицали непрестанно: Сыне Давидов, помилуй нас! (Мф. 20, 30-34) И сказано в Евангелии, что им запрещали, пытаясь их остановить, считая неприличными их требования, непрестанный крик и вопль их. Но Господь похвалил их за их веру, за их упорство и исцелил их от слепоты. Но слепота апостола Фомы это не наша с вами слепота, это слепота горячего верующего сердца, отнюдь не теплохладного сердца, которое довольствуется той малой верой, которую имеет. Но, собственно говоря, Апостол Фома был лишен того, что имели другие апостолы. Он просто воспользовался этой возможностью, чтобы получить то, что было даровано другим. Ему предстояла проповедь Евангелия, предстояло проповедничество, апостольство в Индии, как мы знаем из церковного предания. И, конечно же, зрение воскресшего Христа было не лишним для его веры. Любопытны слова, которые сказал Христос апостолу Фоме. Он как бы упрекает его и говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Как будто бы в этих словах Христос превозносит всех тех христиан, которые Христа не видели воочию, не видели в телесном облике, превозносит над верою апостола.

Мы с вами также можем поддаться этим словам в кажущейся их простоте и подумать, что да, так и есть на самом деле, ибо, что сложно веровать, когда видел великие чудеса Господни, когда видел исцеление слепых, прокаженных, видел, как вода претворяется в вино, видел воскрешение Лазаря и, наконец, воскрешение Самого Христа. Такая вера кажется нам не сложной. А вот мы с вами не видели ничего этого и довольствуемся рассказами, тем, что рассказали нам апостолы, говорит нам Церковь. И, тем не менее, мы веруем. Однако же какое понимание этих слов Христовых поверхностно, потому что в действительности не все те, которые невидевшие, блаженны. А те, которые продолжают в духе апостола Фомы искать Христа, продолжают искать Бога, стремиться к встрече с Ним. Сам Господь сказал: Се стою у дверей и стучу. Кто отворит дверь, к тому войду и буду с ним вечерять (Откр. 3, 20).

У каких дверей стоит Господь? У дверей нашего с вами сердца и тихим голосом благодати стучится в наше сердце, в нашу душу, желая исправления нашей жизни, желая, чтобы мы подготовили свой внутренний храм для вселения туда благодати Святаго Духа. И ищущие и жаждущие этого вселения это и есть истинно блаженные, те, кто не видел, но веровал. Но веровал уже не потому что кто-то им сказал, а потому что ощутимо чувствуют в душе, в своем сердце наличие благодати Христовой, благодати Святого Духа, и для этого очищают свое сердце, исправляют свои поступки, согласуют их с евангельским духом, стараются об очищении греховных помыслов, стараются быть кроткими, любящими, смиренными. И вот таковые это истинно блаженные. Именно они продолжают как апостол Фома искать Бога. Именно они не довольствуются той формальной верой, которая заключается во внешнем послушании Церкви, в повседневном простом участии в Таинствах. Эта вера, безусловно, является верой, но не достаточной для спасения.

Наша вера должна возрастать день ото дня. Она должна все более воспламеняться, все более очищать нас. Это достигается на пути аскетическом, на пути молитвенного делания. Но, как и молитва должна быть упорной, долговременной, непрестанной, совершаться в духе покаяния, так и скорби, которые Господь посылает нам, они тоже регулярны, по-своему непрестанны, долговременны. Ибо у Господа все точно. И Он недостаток нашего молитвенного делания восполняет скорбями и внешними страданиями. Вот эта истина. Ее понимают и понимали многие святые. Преподобный Силуан Афонский рассказывал, как однажды повстречал одного офицера и сказал, что понравился он ему. И он полюбил его и сказал ему, чтобы он молился, чтобы было меньше скорбей. Действительно молитва способна уменьшит количество скорбей в жизни христианина. Именно потому, что человек очищается либо через молитву, либо через аскезу, либо через внешние скорби. Ибо через добровольную молитву очищается сердце человека либо через недобровольную – скорби. Точно также от страдания, от боли, от скорбей очищается, переплавляется христианин в этом огне страстном, который горит у него в сердце, которое постоянно возводит христианина на крест.

Преподобный Паисий Святогорец точно также говорил, правда, про монахов. Он говорил: Я удивляюсь, что многие монахи пытаются решить какие-то земные проблемы мирскими средствами, пытаются включить какую-то свою земную мудрость, какие-то свои действия, энергию и достичь того, что они хотят. Он призывал, особенно монахов, но и всех христиан как можно больше молиться, призывал к молитве. Именно она очищает сердце, приуготовляет наш храм для вселения туда Христа.

И вот вспоминая об апостоле Фоме, о его кажущемся неверии, Церковь точно также связывает с этим днем обновление всего мира, ибо через Воскресение Христово мы получаем шанс к нашему личному обновлению. Начинается как бы новая эпоха, новая эра, в которой христианин уже способен достичь благодатного соединения со Христом, с Богом и еще на этой земле способен очистить свое сердце и присоединиться к сонму святых. Именно святые и преподобные – это и есть те, которые не видели Христа, которые жили после Него, но уверовали. Именно мы с вами сегодня призываемся к этому подвигу святого апостола Фомы взыскивать, дерзать о том, чтобы Господь снова пришел к нам, явился. Явился, потому что мы были послушны, потому что мы очистили свое сердце. А именно этого Господь в первую очередь и желает.

Христос воскресе!
— Воистину воскресе!

Иеромонах Димитрий (Волков)