Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да ду­ша за­ко­ну Бо­жию по­у­ча­ет­ся, а те­ло бла­го­ра­зу­мию ду­ши по­кор­но, тог­да де­ла ви­дят­ся сии: лю­бовь к Бо­гу и ближ­не­му, мир со все­ми, кро­тость, прос­то­та, бла­го­ск­лон­ность, ми­ло­сер­дие ко всем, скром­ность, воз­дер­жа­ние, це­ло­муд­рие, нез­ло­бие и про­чие. И сии де­ла суть пло­ды Ду­ха Свя­та­го и на­зы­ва­ют­ся се­я­ни­ем в ду­шу.

преп. Моисей

Доб­рое де­ло лег­ко не де­ла­ет­ся, а все с тру­дом и тер­пе­ни­ем.

преп. Моисей

Плод бла­го­го де­ла­ния есть лю­бовь и сми­ре­ние, от ко­их рож­да­ет­ся по­кой и мир со­вес­ти.

преп. Макарий

Неделя 2-я по Пасхе. Антипасха Память Апостола Фомы

Христос воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день, воскресение после Пасхи, именуемое еще Антипасхой, словно бы вновь обновляется Пасха, воспоминается чудесное уверение апостола Фомы святой Церковью. Мы знаем из Евангелия, что Христос в день Воскресения Своего являлся ученикам Своим вечером, когда они были собраны, и ради иудейского страха они боялись преследования иудеев после смерти своего Божественного Учителя за закрытыми дверями. И вот без стука, без предупреждения Господь входит, как воскресший в обновленной плоти, преображенный в плоти, проходит сквозь эти двери и является ученикам Своим, чтобы благовествовать им мир. «Мир вам», — говорит Он Своим ученикам.

Апостола Фомы не было с ними, поэтому, когда он услышал о Христе, он усомнился в том, что это был подлинно Христос. Тот Христос, Которого он знал, Который умер страшной смертью, его Божественный Учитель. И он восклицает, что если не увижу язв на руках и на ногах Его и не вложу туда перстов моих и раны прободенные на Его ребре, и не вложу руку, то не буду иметь веры. Господь не просто благовествует мир ученикам. Он наделяет их благодатью Святаго Духа, пророчествуя о том сошествии Святаго Духа, которое имеет быть в день Пятидесятницы, и говорит им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20, 19). Мы воспринимаем это несколько поверхностно. На самом деле Господь говорит это не только Своим апостолам, но и всем, каждому из нас. Господь посылает нас, как Его послал Небесный Отец, послал не только благовествовать. Но если мы взглянем на жизнь земную нашего Божественного Учителя, то Небесный Отец послал Его, чтобы Он не только благовествовал людям, но учил их Царствию Божию. Но Он был верен Своему служению до Креста, до страшной смерти. И собственно ученики Христовы, святые апостолы, все совершили свое благовествование и завершили его мученической кончиной. Разве что, Иоанн Богослов, по преданию вознесенный плотью на небо, и то преследуемый, заточаемый, ссылаемый также претерпевал гонения и муки. Он лишь не был умерщвлен насильственно.

И вот это же обетование лежит и на нас с вами, чтобы как Господь посылает своих учеников, и Сам Он прежде всего послан Небесным Отцом в этот земной мир научить людей Царствию Божию, явить им пример Своей жизни и умереть за Свою правду, которую Он проповедовал, чтобы подтвердить истинность Своих слов Своим делом, чтобы умертвить саму смерть Своею смертью, чтобы разделить рукописание наших грехов. И вот этой Своей смертью еще дать завет Своим ученикам, всему человечеству Своею Кровью о том, что мы имеем дерзновение к Богу через смерть Христа Спасителя и Его Живоносное Воскресение. Он оправдывает и оправдал нас своею Кровью, чтобы мы имели дерзновенный вход к Небесному Отцу. И каждый из нас должен быть благовестником истины Христовой, проповедовать Евангелие и ближними и дальним своей жизнью, своими делами, нравственным состоянием своей души, которое должно столь сильно отличаться, что Священное Писание говорит нам, что вы как светило являетесь в мире посреди рода строптивого и развращенного.

Именно такими должны быть ученики Христовы, каждый из нас с вами. Если мы не таковы, то это есть повод не только для глубокого размышления, но прежде всего для покаяния нашего, для смиренного предстояния пред Богом. Господь, заботящийся о каждом человеке, видя это колебание Фомы, просвещая своих учеников не только светом познания, своей благодатью, но утверждающий в каждом колебании, в каждом сомнении, желает уверить Фому, чтобы его сомнения были рассеяны, чтобы его вера пребывала на твердом основании. Как собственно эту заботу мы видим и в апостоле Петре, когда Он говорит женам-мироносицам: идите, возвестите братии Моей и Петру, потому что Петр был в наиболее смущенном, смятенном состоянии, как отрекшийся от Христа. И в этом своем глубочайшем покаянии он пребывал в глубоком смятении. И желая утвердить его, Он отдельно упоминает его не только ученикам, но и Петру, как тому, кто имел самую горячую веру, имел особо живой нрав, долженствующий больше иных апостолов потрудиться в благовествовании Евангелия Царствия Божия. Мы именуем Фому порой «неверующим». Это стало именем нарицательным.

Но Фома был глубоко верующим человеком, и он есть благословение Божие всем нам. Его неверие есть не отрицание Бога, нежелание веровать, а есть лишь желание легкомысленно предаваться любому слуху, всему тому, что, быть может, лишь только коснулось наших ушей. Апостол Фома желает опытного познания веры. Собственно наша вера зачастую бывает через осенение нашего сердца благодатью Божьей, через чужие слова. Но утверждаемся мы в вере всегда своим личным религиозным духовным опытом. Наша вера возрастает только по мере того, как человек входит в отношение с Богом. В молитве, в покаянии, в смирении своей души, в участии в таинствах открывается Господь Своей божественной благодатью. Апостол Фома именно такую веру нам и являет, веру опытную. Он желает, чтобы познать Христа Спасителя, как умершего за Него.

И вера наша с вами тоже укрепляется и утверждается только тогда, когда мы опытно познаем нашего Бога, когда Он открывается нам и, как ученикам на пути в Эммаус, в преломлении хлеба, во вкушении этой Тайной Вчери, к которой призывается каждый из нас с вами тела и Крови Христовой. В каких-то обстоятельствах нашей жизни, в чтении Священного Писания или когда душа человека вдруг осознает свою греховность и смиряется, осеняется благодатью божественной. Или в соприкосновении с какой-то бедой или горем другого человека вдруг раскрывается наше сердце и умиляется. Или когда мы видим наоборот величие души и богатство духовных даров в каком-то ином незнакомом нам человеке. Так или иначе, эти отблески благодати бывают многоразличны. И Господь постепенно открывает Себя как любящий Отец, открывает нам Свою щедроподательную десницу. И вот Господь является вновь и призывает апостола Фому. После преподания мира Он говорит ему: принеси перст твой и принеси руку твою, и вложи в Мои язвы и в Мою рану, и не будь неверен, но верен. И для нас с вами предстоит такой же труд познать Христа Спасителя, чтобы через прикосновение Его божественной благодати к нашему сердцу, и мы воскликнули с апостолом Фомой: Господь мой и Бог мой (Ин. 20, 28).

Господь является нам в силе Божества уже не как божественный Учитель, Сын Божий, но Сам Бог воплощенный открывается апостолу Фоме. И не случайно мы воспеваем в эти пасхальные дни божественную песнь: «Воскресение Христово видевши, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе…». Мы именуем Его имя, как воспевает этот гимн. Но видение этого Воскресения есть предмет нашей веры, и веры не как предположения, а веры, как знания, когда воскресение Христово есть плод нашей с вами духовной жизни, когда Воскресение Христа Спасителя открывается нам в величии, силе и сиянии славы Божества. Зачастую это бывает и как плод нашего пощения, которым мы прошли это поприще поста, и как осознание своей греховности, и желание соумереть со Христом, признанием себя умерщвленными согрешениями. Это является поводом для того, чтобы божественная благодать осеевала наши души и воскрешала нас духовно.

И в этом познается нам Воскресение Христа Спасителя. И как некогда апостол Фома уверимся и мы веровать Христу, веровать в то, что Он есть Господь наш и Бог наш. И для того чтобы сораспяться со Христом нужно осознать, что мы порой мертвы, как это было с Лазарем. Мы подобно ему лежим в этом гробе и уже смердим. Смердим своими страстями, своим греховным состоянием души. И никто, кроме всемогущего Бога не может отвалить этот камень от дверей гроба и воззвать нас, подобно Лазарю, говоряще: «Лазаре, гряди вон». Нам предстоит эта внутренняя работа, предстоит это шествие за Христом. И только в этом смиренном осознании своей греховности, в покаянном духе приоткрывается нам Господь наш и Бог наш, Коему поклонимся и мы, умершему за нас, воскресшему из мертвых, с апостолом Фомой, который опытно познал Христа и призывает и нас к этой глубокой осознанной разумной вере. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)