Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бо­язнь смер­ти – от бе­сов. Это они все­ля­ют в ду­шу та­кой страх, что­бы ли­шить на­деж­ды на ми­ло­сер­дие Бо­жие.

преп. Никон

Гос­подь дол­го­тер­пит. Он тог­да толь­ко прек­ра­ща­ет жизнь че­ло­ве­ка, ког­да ви­дит его го­то­вым к пе­ре­хо­ду в веч­ность или же ког­да не ви­дит ни­ка­кой на­деж­ды на его исп­рав­ле­ние.

преп. Амвросий

Дерз­ка и сме­ла от сме­ха,– стра­ха Божь­е­го, ста­ло быть, нет.

преп. Амвросий

Память Св. Апостола Андрея Первозванного Неделя 28-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня наша святая русская православная Церковь празднует великое торжество. Сегодня мы молитвенно чтим и прославляем нашего небесного покровителя святого апостола Андрея Первозванного. Этот угодник Божий является одним из ближайших апостолов Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, родным братом святого апостола Петра. Он один из первых был призван Господом и Спасителем нашим на проповедь для нашего спасения, и поэтому за ним закрепилось это удивительное второе имя – Первозванный, то есть человек, который первым откликнулся на зов нашего Господа и Спасителя. Человек, который первый не только услышал, но об этом сказал своему родному брату и ближайшим своим друзьям, что «мы обрели Мессию».

Какое сердце у него было, какой ум у этого простого Галилейского рыбака. Казалось бы, внешняя простота всегда обманчива, дорогие братья и сестры. Всегда нужно смотреть на душу и на сердце и на поведение человека. Дела показывают суть и дух человека. И поэтому вот дела этого великого угодника Божия. Из простого рыбака Господь его воздвиг быть ловцом человеки. Посмотрите, какой плод поразительный он принес, дорогие братья и сестры. Потому что большая часть Европейского континента и даже частично Азиатского, она является чадом этого святого апостола. Его проповедь, его пречистые слова, обращенные к нашим прапредкам, обратили их, пусть не всех тогда в те времена, но часть, которые услышали слово Божие и обратились к Богу истинному от идолослужения, от прелести бесовской, от того дикого заблуждения, от которого страдало все человечество. Они одни из первых услышали.

И очень важно, дорогие братья и сестры, это отметить, потому что, к сожалению, даже само житие святого апостола Андрея сохранилось только в самой краткой форме. У святителя Димитрия Ростовского оно буквально на полтора листа. Само житие бесследно пропало, остались только обрывки информации. И по ним можно проследить этот величайший труд и подвиг, который он пронес для нашего спасения во славу Божию. В середине девятнадцатого века жил один из крупнейших российских историков – митрополит Макарий Булгаков. Его труд по истории российской Церкви до сих пор считается непревзойденным. Современная Академия Наук подтвердила, когда в 1974-м году издавалась девяти томная история русской Церкви, значимость этих трудов спустя сто пятьдесят лет после их написания.

Так что этот святитель и великий ученый пишет? В течение всей своей жизни более сорока лет он занимался исследованием вопросов не только ранней средневековой историей русской Церкви, но и древней Церкви. И те крупицы, которые он собрал, они вылились в такую информацию, дорогие братья и сестры, что святой апостол Андрей проповедовал от земель Кавказа на весь север Руси и на пол Европы от двадцати до сорока лет. И поэтому, неужели за такой огромный срок он не мог устроить епархию, архиерейство, Церковь. Безусловно, он это сделал. И даже если мы читаем у Димитрия Ростовского, что когда апостол Андрей был на Киевских горах, он воздвиг крест и сказал, что здесь воссияет благодать. Опять же святитель Макарий Булгаков об этом говорит: что значит, что апостол Андрей поставил крест; это не значит, что он просто крест поставил и ушел. Что значит воздвижение креста? Это означает, что это начало основания храма или епархии. Если кто из вас присутствовал, когда совершается обряд закладки основания нового храма, в первую очередь ставится крест. И поэтому не удивляйтесь, что если апостол Андрей, как там написано, поставил крест, этим он не ограничился. И чтобы вы понимали, век апостольства это век величайших даров Святаго Духа. Посмотрите, насколько был харизматический удивительный век, что, например, когда апостол Филипп однажды шел по пути в Гаазу, и ему встретился попутно глава евнухов царицы Кандакии, который читал пророка Исаию. И когда апостол Филипп спросил: понимаешь ли ты, что читаешь? Он отвечает: Нет, не могу понять, мне нужен помощник и советник, чтобы растолковать смысл этого Писания. И святой апостол Филипп стал ему объяснять. И когда по благодатной проповеди апостола открылось у него сердце, апостол Филипп спросил: веришь ли ты? Да, верую. Тогда вот вода, что тебе мешает креститься? И этот начальник евнухов дал свое согласие и был крещен здесь же святым апостолом Филиппом.

И дальше что происходит? Это описано в Деяниях святых апостолов. Дух Святый восхитил апостола Филиппа и перенес его на двести с лишним километров в мгновение ока в Гаазу. Ну представьте себе, неужели этого не было у других апостолов? Было! А представьте себе, что можно было сделать за сорок лет чудес. А так в девятнадцатом веке были такие умники, которые носили профессорские и академические звания, которые просто смеялись над этими фактами, прости Господи, называя себя православными христианами. Какое кощунство и безумие, хотя мы имеем массу исторических и документальных свидетельств. С одной стороны, дорогие братья и сестры, достаточно обратиться к святоотеческой школе. И мы видим, начиная от ближайших учеников апостолов, мужей апостольских, они все пишут и сохранили в своих трудах, что действительно область проповеди апостола Андрея была вся Скифия, часть Азии и часть Европы. Это все записано.

И посмотрите, последующие великие угодники Божии, такие как святитель Иоанн Златоуст, блаженный Иероним Стридонский. Так Иоанн Златоуст, еще более удивительно, пишет. Посмотрите, он почил в начале пятого века, и что он пишет. Когда он произносил проповедь в храме апостола Павла после освящения этого храма, он говорит в проповеди, благословляя Бога, что земля скифов и сарматов полна веры, и они имеют Писание на своем языке и философствуют о божественных словесах христианской веры. Златоуст это говорит. Блаженный Иероним по своему происхождению славянин из города Стридона. Это славянский город. Он то же самое говорит, что и холодскифия — горячей православной веры. Это в четвертом-пятом веке. Блаженный Иероним умер в 420-м году. Чуть позже Патриарх Софроний Константинопольский так же повторяет. До восьмого века до Патриарха Никифора Константинопольского везде не просто сохраняется память и информация, что апостол Андрей Первозванный проповедовал на нашей земле. Более того, у этого Патриарха сказано, что, слышите, дорогие братья и сестры, он в каждом городе построил храм, и в каждом городе поставил епископов и священников при своей жизни.

Вопрос, почему так поздно на Руси утвердилось православие? Как в свое время сказал митрополит Иоанн Снычев: история России это история катастроф. Насколько удивителен, насколько неподражаемый наш народ в своей простоте и чистоте и кротости, уме и таланте, что, посмотрите, с древнейших времен нам никогда не давали покоя. Потому что мы всегда умели трудиться и созидать, и были достаточно успешны и богаты. К сожалению, в школах и даже в вузах не касаются этих вопросов. А дело в том, что в начале нашей эры существовало, и было известно на всю вселенную Анское царство. Оно располагалось на территории от Польши до Волги и до южной Украины. Это Европейская часть России. Это царство возглавляли цари, но, к сожалению, в 345-м году была длительная война с готами, длительная война, в ходе которой царство наше было захвачено. И царь Анский Бож был распят на кресте, и его пять родных сыновей и семьдесят старейшин. Все на крестах были распяты. Это все сохранилось в европейских документах. Готы были язычники, и это была месть христианам. Это говорит о том, что сам Бож и его сыновья и все его окружение было христианское. Кто такие семьдесят старейшин? Это, безусловно, священники и епископы. То есть в 345-м и чуть позднее году был нанесен мощнейший удар, от которого только к шестому веку более или менее Русь в себя пришла.

Какая следующая беда? Гунны. Опять на двести лет урон. Только от гуннов отошли, а там хазары. И тут не только говорить о Церкви православной, тут еле народ собирали после таких нашествий. И это все продолжается, как видите, до сих пор. Живем, никого не трогаем, а о нас всегда помнят почему-то. Потому что чем ближе душой к Богу, видите, Господь говорит: если Меня гнали, и вас будут гнать. Если вы подобны Мне, значит это свидетельство, что какие мы грешные и падшие не были, но если мы хоть на каплю стараемся жить по-христиански, дорогие братья и сестры, вот почему нас ненавидят ни за что. Почему Христа распяли? Ни за что. Пилат в своем безумии говорит: разве Ты не знаешь, говорит, обращаясь к Христу, что я имею власть тебя распять или отпустить. Господь говорит ему: никакой ты власти надо Мной не имеешь; тебе дано свыше. Ты кто такой? Тебе попущено.

Это не несчастный случай, что Христа поймали и распяли. Он Бог. В Евангелии от Иоанна какие слова Спасителя записаны? «Область имам положити ю (душу). И область имам паки прияти ю» (Ин. 10, 18). Он Бог. Он сознательно пришел умереть, чтобы всем нам от первого человека до последнего показать, как Он всех нас любит, до смерти. Разве это шутки? Где вы такого Бога еще найдете? Посмотрите, сколько было богов, и сейчас сколько богов выдумывают. Только настоящий Бог, только родители могут умереть за своих детей. Вот Он, Отец настоящий, родитель не на словах «я вас люблю», — а пришел, сделал народы родственниками. Посмотрите, для чего Он воплотился? Не для того только, чтобы распяться за нас, чтобы вот это заклятие, весь удар на Себя принять, и чтобы мы теперь жили вечной жизнью. Но приняв нашу плоть человеческую, не ангельскую, Он показал, что мы Его дети настоящие.

Он кровный наш родственник. Нет ничего ближе. Он показал, какое родство у нас. Попробуйте, скажите, что Бог опять нам что-то не додал. Адам и Ева поверили сатане, и чем закончило человечество: кровью, слезами, войнами, проклятием. И, в конце концов, все в ад шли. А Христос вывел нас из ада, дал возможность исправиться, быть подобными Ему, и чтобы мы увидели ту честь, которую Он всегда. Это, поверьте, не только с момента Его пришествия Он нам дал такой дар быть подобными Ему. С самого начала создания человека дана, с первой четы дана эта слава быть подобным Ему. Даже апостол говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце Человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9).

Только одно сказал Он, братья и сестры. Надо задуматься, все равно не может охватить наш ум вот это слово: что значит быть подобным Ему. Что мы из себя представляем? А каждый из вас имеет эту славу внутри, потенциально, вот как это зерно пшеницы, зерно любого растения. Оно вроде бы умирает, а посмотрите, всю силу имеет биологическую дать новому дереву жизнь. Тоже самое и мы. Господь, помните, в притче говорит, что кто-то урожай в этой жизни приносит в тридцать зерен в этой жизни, кто-то в шестьдесят, а кто-то в сто в зависимости по усердию, по талантам. Лишь бы что-то человек в этой жизни предпринимал во имя Христово.

Вот, дорогие братья и сестры, величие этой проповеди, которую вел святой апостол Андрей. Поверьте, и до сих пор и до конца мира наша земля будет находиться под его покровительством. Еще хотел бы обязательно привести следующее. Мало кто знает об этих официальных документальных фактах. Это историческое описание, очерки по русской православной Церкви, выпущенные в 1988-м году. Это наша историческая доктрина официальная, опять же признанная и светской наукой академической. Так вот там написано, что на Первый Вселенский Собор, с Первого по Третий, присутствовали епископы Скифии. Это опять же свидетельство, что апостол Андрей Первозванный заложил настоящую автокефальную русскую православную Церковь. Он – апостол нашей Церкви. То, что мы пятьсот лет находились под греками, как дочерняя церковь, это опять же в силу войн. Потом, помните, что после смерти Ярослава Мудрого начались смуты, разделения княжеств. Опять же эти войны, нашествия, междоусобицы. И конечно, безусловно, страдала и Церковь от этого, и вера. И поэтому с большим трудом наш народ опять все это нарабатывал в отношении церковной жизни и православия. Нам нужно это знать. Это официальные документы.

Потом, посмотрите, на Четвертом Вселенском Соборе епископы Великой Скифии отсутствуют, как раз это совпадает с Готской войной. На Пятом Вселенском Соборе появляются так называемые скифские монахи. То есть, епископов там нет, но присутствуют на Вселенском Соборе, пользующиеся всемирным авторитетом скифские монахи. Причем они настолько проявили ярко свою деятельность в защиту православия, что были лично поощрены общением с Папой Римским и Патриархом Константинопольским и с императором Юстинианом. Они присутствовали на этом Соборе. И после окончания Собора, когда были приняты окончательные документы, эти праведные монахи (к сожалению история не сохранила их имен) принесли в дар императору Юстиниану песнь литургическую, которую по его повелению вставили в чин литургии. Его никогда не было и во времена Иоанна Златоуста и тем более в ранние апостольские времена: «Единородный Сыне». Представьте себе, это скифские монахи, наши прапредки. Это их жертва, это литургический вклад, который они принесли. И по повелению императора Юстиниана эта молитва была вставлена в чин божественной литургии.

Еще более интересно. Сам император Юстиниан – чистокровный славянин. Его настоящее имя – Управда. Это официальные документы, это Димитрий Ростовский. В европейских хрониках по спискам византийских императоров из семидесяти четырех императоров, дорогие братья и сестры, двадцать два императора чистокровные славяне. Но что самое удивительное, два самых ключевых человека, две самые уникальные личности – Константин Великий и Юстиниан Великий, они чистокровные славяне. Константин Великий родом из города сербского Ниш. Сейчас город до сих пор сохранился. Он имеет четырех тысячелетнюю историю. Константин Великий, который фактически провозгласил открытие православной христианской эры, славянин. Юстиниан Великий, который сокрушил гидру, змею языческую, потому что представьте себе, мы думаем, что Константин Великий принял эдикт в 315-м году, объявил, что православие является государственной религией. Ну и все, полная победа. Нет, дорогие братья и сестры.

До времен Юстиниана Великого вся власть, все высшие учебные заведения принадлежали язычникам в Европе. Христианство вроде бы являлось официальной религией, но оно находилось в состоянии падчерицы до тех пор, пока Юстиниан Великий силой армии во всей Византийской Империи просто отнял все языческие заведения, разогнал все языческие сборища, отнял все их права. Вот только так в восточной части Империи он остановил язычество. Хотя в западной части Империи язычество торжествовало еще где-то лет двести. Вот в седьмом, в восьмом веках в Риме, можете открыть документы, средь белого дня Папа Римский уже сидит на престоле семьсот лет, а в Риме праздник совершали луперкалий. Не буду говорить, что это такое.

Конечно, на Руси язычество еще очень долго сопротивлялось. Это не значит, что князь Владимир крестил, ура, и со следующего дня все стали православными. Идет страшная война между добром и злом, между правдой Божьей и сатанинской ложью. Поэтому не удивляйтесь, что и в первом тысячелетии нашей эры с таким трудом у нас устанавливалось христианство православное. Но то, что оно устроено святым апостолом Андреем, можно не сомневаться. Наиболее древний сохранившийся письменный документ «Повесть современных лет» преподобного Нестора Летописца конца одиннадцатого века. Он с первых же строк пишет: у нас проповедовал апостол Андрей. То есть начинается «Повесть современных лет» с описания древнего человечества после строительства Вавилонской башни, разделения их на семьдесят два племени. И из этих семидесяти двух народов выделился народ нориков. Норея, Нара. Да представьте себе, Нара река подмосковная. На территории центральной России находится около 180-ти населенных пунктов с таким названием. Нара – это народ. Преподобный Нестор Летописец пишет, что от этого народа и все славяне. Вот удивительно, дважды в первой части этого уникального документа он повторяет для всех нас, дорогие братья и сестры, что славянский язык и русский это одно. Славянский и русский народ – это один народ.

Тысячу лет тому назад они предвидели, что, к сожалению, придут такие времена, когда найдутся сумасшедшие бесноватые хулители Бога и своей истории, которые попирая святых своих и их правду, документы, начинают выдумывать какую-то абракадабру, непонятно какие-то истории. Один народ. Один язык. И то, что опять же труды апостола Андрея Первозванного, посмотрите, уже ближе к средневековью до 17-го века включительно все хронографы и летописи, все подтверждают это. И, в конце концов, когда уже наступило совершенно новое время при Императоре Петре Первом, посмотрите, что он делает. Во утверждение того, что наша Церковь и народ благословлен апостолом Андреем, наша Церковь установлена им, он ввел главный государственный орден – орден Андрея Первозванного. Посмотрите, боевое знамя Военно-Морского Флота – это крест апостола Андрея Первозванного, свидетельство того, что мы имеем благословение этого великого апостола. И он создал нашу Церковь. И знамена, которые реют и поныне, и будут до конца века реять, это его молитвы, его предстательство, его благословение, несокрушимое царство, которое благословил святой апостол Андрей.

Будем молиться, дорогие братья и сестры, этому угоднику Божию. Его память мы совершаем, потому что, поверьте, он всегда с нами, его молитвенная помощь. Потому что никто к нам так не близок, он после Бога второй наш отец. Посмотрите, какую он имеет молитву, к какой славе, красоте и благодати нас он призвал, что мы можем жить не только ради себя. Посмотрите, сколько народностей мы вокруг себя собрали, не оскорбляя, не унижая, не грабя никого. Посмотрите, какое богатство. Это тоже уже знак божественного благословения. Пусть он всегда с нами пребудет.

Будем молиться этому угоднику Божию, чтобы Господь и Матерь Божия Пречистая, все святые нас не оставили.

Аминь.

Игумен Владимир (Милованов)