Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да вме­нишь се­бя в нич­то, то ка­кое де­ло до то­го, что о те­бе го­во­рят и ду­ма­ют? Сми­рен­ный всег­да ми­рен и спо­ко­ен, а по­ка бу­дем дос­ти­гать се­го, то тре­бу­ет­ся боль­шой ис­кус. При вся­ком слу­чае, пот­ря­са­ю­щем те­бя, поз­на­вай свою не­мощь и уко­ряй се­бя, а не дру­гих.

преп. Макарий

Гос­подь все уст­ро­я­ет нам на поль­зу ду­шев­ную. Ибо как бы мы мог­ли сми­рять­ся, ес­ли бы пос­то­ян­но ощу­ща­ли ду­хов­ные уте­ше­ния? Вот Гос­подь и от­ни­ма­ет у нас их, что­бы мы ви­де­ли свою ни­ще­ту и на­го­ту ду­шев­ную.

преп. Иосиф

Кто те­бя бра­нит, за то­го Бо­гу мо­лись, и счи­тай за свою бла­го­де­тель­ни­цу, и ни­как не мсти. Ко­неч­но, по­буж­да­ет ее к се­му враг – вра­га и на­до не­на­ви­деть, а ее лю­бить и мо­лить­ся за нее Бо­гу. Тут-то и учись сми­ре­нию, ког­да млад­шие уко­ря­ют. И счи­тай се­бя сто­я­щей се­го, по гре­хам сво­им.

преп. Иосиф

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла за всенощным бдением

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, в этот великий день Святая Церковь всех нас благословляет и поздравляет, и старается научить тому, о чем возвестил Христос Господь наш и чему мы были научены великими Его учениками — Апостолами Петром и Павлом и другими Апостолами.

Вот, мы читаем Святое Евангелие, однако нам нужно многое уразуметь и услышать разъяснение. И вот, самое лучшее разъяснение, которое мы имеем — это послания и поучения Святых Апостолов, особенно Апостолов Петра и Павла.

Вот, самое главное вообще в нашей жизни, в деле нашего спасения — читая Святое Евангелие, читая послания Апостольские мы должны хорошенько положить в себе, в своем разуме, в сердце, в душе и в духе слова Апостола Павла. Все, что мы читаем и слышим: это есть, беспрекословно, велия благочестия тайна: Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16). Вот, что мы должны хорошенько положить на разум и на сердце, на дух свой: «Бог явился во плоти!». Это необходимо было для нашего спасения, если бы это не совершилось, то все, от Адама и до последнего человека, были бы обречены на вечную погибель, были бы, если не сказать чадами, то рабами сатаны.

Вот и Апостол Петр говорит: «Мы рождены не от семени тленного (т. е.не от плоти), но неистленного (т.е от нетленного семени), но от Слова Божия, пребывающего во веки» (1 Пет. 1, 23). Вот, от чего мы рождаемся в жизнь вечную. И сам Христос говорит: «Слова, которые Я вам говорю, это суть, дух и жизнь» (Ин. 6, 63), т. е. сущность. Вот, мы читаем Слово Христово — это сущность, дух и жизнь.

Для некоего нашего понятия мы могли бы привести такой пример: читаем мы о Владычице нашей Богородице, которая говорит: Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моем (Лк. 1, 46). Слышите? Значит в нас есть душа и еще дух! Да, у животных вот есть душа, но она не такая, как у человека, она обладает у животных только одной энергией, а у человека душа сущностью обладает. Но у животных нет духа, нельзя сказать, что вот у лошади какой-то дух или у собаки дух, нет, они не разумны, у них нет духа.

Из этого мы должны понимать, что? Апостол говорит: вы духовнии, наставляйте человека согрешившего, духом кротости, … блюдый себе, да не и ты искушен будеши» (Гал. 6, 1). Слышите? Есть понятие духа. Откуда мы это берем? Опять же, из учения Святых Апостолов. Вот как это важно для нас — внимательно читать поучения Святых Апостолов. И хорошенько надобно помнить: «елицы во Христа Крестистеся, ... в смерть Его крестистеся» (Гал. 3, 27).

«Много званных, мало избранных» (Мф. 20, 16). И вот это малое число избранных, которым предназначено войти в Царствие Небесное. Господь говорит: «многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное» — «елицы во Христа Крестистеся, ... в смерть Его крестистеся», потому что предыдущее сказано «елицы во Христа Крестистеся, во Христа облекостеся». Если мы облекаемся во Христа, значит и в с скорби Его облекаемся, и в болезни, и в страдания, и в смерть Его, и это нам нужно для нашего спасения. Об этом учат Святые Апостолы. Апостол говорит: «Мне бо еже жити, Христос, и еже умрети, приобретение» (Фил. 1, 21). Если я живу и во мне Христос, то если умру — приобретение, буду со Христом. Так учат нас Святые Апостолы, память которых мы сегодня совершаем.

Внимательно, благоговейно подобает нам читать Слово Божие. Благоговейно, чтобы душою трудиться. Что такое «величит душа Моя Господа», — Матерь Божия говорит? «Величит», т. е. Она своим трудом телесным возвеличивает имя Божие, трудится. И вот, когда это совершается этот труд, душевный труд, связанный с телесным трудом, тогда возрадуется дух в нас. А дух — это Дух, который содержит в себе премудрость Божию, разум, разумение Слова Истины, что самое важное и драгоценное для нас, — (это) надобно уразуметь через учение Святых Великих угодников Божиих, Апостолов Первоверховных Петра и Павла.

Много можно было бы еще говорить… Вот, есть некоторые очень важные места и в Евангении, и в Посланиях Апостольских. Очень важно и ценно было бы, если бы каждый из нас приобрел записную книжечку маленькую и делал бы эти выписки, и запоминал. Вот тогда душою бы мы радовались и духом веселились, разумея Истину и имея в себе Дух и жизнь Христовы.

Вот, дорогие о Господе братья и сестры, еще раз поздравляем вас и желаем всем вам радости и душевной, и духовной, чтобы это было на пользу и всем, кто это исполняет, и на пользу всем другим, окружающим нас. Ибо Апостол Петр говорит о нас, о верующих: «вы — род избранный, царственное священство, ... люди, избранные в удел» (1 Пет. 2, 9), — но все это подобает с трудом совершить. Как Христос трудом и скорбями здесь прожил, взял наши грехи на Себя, так и мы, чтобы быть подобными Христу, должны терпеливо, благодушно, как Христос, терпеть. Его оскорбляли, на Него плевали и всячески издевались, а Он терпел все это и сказал: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Спаси всех вас Христос, Господь.

Архимандрит Венедикт (Пеньков)