Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Чте­ние ду­хов­ных книг со­ве­тую не ос­тав­лять, ибо, бы­ва­ет иног­да, и од­на стро­ка, про­чи­тан­ная в доб­рый час, оце­нит­ся до­ро­же все­го го­до­во­го из­да­ния и ос­та­нет­ся нав­сег­да в па­мя­ти.

преп. Антоний

Про­шу вас, Бо­га ра­ди, чи­тай­те сло­во Бо­жие и оте­чес­кие нас­тав­ле­ния по­ча­ще, об­ря­ще­те поль­зу, най­де­те там, что один путь к спо­кой­ствию – тер­пе­ние и сми­ре­ние.

преп. Макарий

Луч­шим ру­ко­во­д­ством бу­дет для вас чте­ние жи­тия свя­тых.

преп. Варсонофий

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем день святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. И это особое выделение заключается в том, что праздничному дню предшествует специальный многодневный пост. Особый пост бывает только перед некоторыми праздниками: перед светлым Христовым Воскресением мы совершаем Великий пост, перед Рождеством Христовым тоже многодневный Рождественский пост, перед Успением Пресвятой Богородицы православные постятся две недели. Только четыре праздника выделяются таким вот образом в церковном календаре. И остальные двунадесятые, Господские праздники не имеют этого. И также дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла предшествует многодневный пост. Церковный год, церковный календарь – это не хаотичное нагромождение праздников и постов. Церковный год – это целая поэма, повествующая о преображении человеческой души, повествующая о победе над грехом, над смертью, о спасении человеческого рода от власти дьявола, повествующая о вечности. Но чтобы по-настоящему понять эту поэму, ее надо прочитать собственной жизнью.

Так в чем же смысл столь особенного и необыкновенного выделения праздника святых апостолов Петра и Павла? Почему память об этих людях, которые жили две тысячи лет назад, так сильно воздействует на душу христиан и вдохновляет на христианскую жизнь? Кем были эти два человека, оказавшие столь значительное воздействие на мировую историю?

Апостол Петр, которого до встречи со Христом звали Симон, был простым рыбаком, бедным человеком, почти неграмотным. У него была семья. Мы знаем, что у него была жена, можно предположить, что были дети. Он ежедневно занимался тяжким трудом, зарабатывая себе на пропитание. Но в душе его жила пламенная вера и страх Божий, которые позволили ему по первому же слову Спасителя оставить все свое ремесло, дом, имущество и даже свою семью и пойти за Христом.

Совсем другим человеком был апостол Павел, до своего обращения носивший имя Савл. Он происходил из знатной иудейской семьи, был родом из колена Вениаминова, имел почетное римское гражданство, был строжайшим исполнителем иудейского закона, то есть фарисеем. Воспитывался он у знаменитого законоучителя Гамалиила, которого уважал весь народ Израильский. Кроме того Савл был очень образованный, очень сведущий в античной мудрости, был прекрасно знаком с античной культурой. У него была большая власть. Он имел особые полномочия от первосвященника преследовать христиан и даже предавать их на казнь. И все это он делал по своей пламенной ревности к Богу. И поэтому, когда Сам Господь Иисус Христос явился ему на пути в Дамаск, Савл с такой же ревностью стал на защиту нарождающейся Церкви и на проповедь христианства.

Апостолы Петр и Павел претерпели огромные труды и неимоверные страдания. Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу по три, по четыре тысячи человек, исцелял безнадежно больных, даже воскрешал умерших, о чем нам сообщает Священное Писание. Люди настолько почитали апостола Петра, что выносили на улицу тяжело больных, когда он проходил мимо. И от его тени даже исцелялись. Петр первым из апостолов был заключен в темницу, и тем самым стал первым исповедником за веру, перенес поругания, побои от иудеев, но только радовался тому, что смог претерпеть муки за Христа и продолжал безбоязненно проповедовать не только среди иудеев, но и во многих странах.

Апостол Павел тоже проповеди свои совершал в непрестанных путешествиях. Во время своих странствий он написал 14 своих посланий, которые, как говорит святитель Иоанн Златоуст, ограждают вселенскую Церковь наподобие стены, построенной из адаманта. Своей мудростью и красноречием он обращал многих ко Христу, и за это иудеи хотели его убить. Один раз его побили камнями, и почтя умершим, выбросили за стены города. Потом свыше сорока человек поклялись, что не будут есть и пить до тех пор, пока не убьют Павла. Но промыслом Божьим он продолжал свое служение и сохранял свою жизнь. На больных возлагали, платки и пояса апостола, и сразу прекращались болезни, и злые духи входили из них. Нерон велел умертвить Павла мечом, так как тот был Римским гражданином. А апостола Петра распяли за то, что он обратил жену Нерона. И сам апостол Петр, считая себя недостойным умереть так же, как его Божественный Учитель, попросил, чтобы его распяли вниз головой. Апостолы погибли в один и тот же день 29 июня по старому стилю, или 12 июля по новому стилю с разницей в один год. Поэтому Церковь в этот день празднует их память.

«Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум», – поется в стихире сегодняшнего праздника. Петрова твердость – это мужество в исповедании веры и страдании. Имя «Петр», которое дал ему Господь, означает «камень», поскольку Петр исповедовал своего Учителя Сыном Божьим. Именно на этом исповедании, на этом камне, на этой правой православной вере Христос создал Свою Церковь. Павлов разум – это та необыкновенная мудрость, которая вот уже две тысячи лет привлекает к Богу сердца людей. Именно послания апостола Павла наиболее вдохновенны из всех посланий и наиболее полно раскрывают нам евангельскую мудрость. Каждый, кто знаком с этими посланиями, понимает, что апостол действительно имел ум Христов, как говорится в одном послании. При таком обилии благодатных даров в апостолах Петре и Павле при непрестанных чудесах, совершаемых ими – исцелениях, воскрешениях мертвых, при откровениях, которые только им давал Господь, они сохраняли глубочайшее смирение и покаяние.

Апостол Петр всю свою жизнь каялся о своем троекратном отречении от Учителя. И хотя Господь давно простил Петру его грех и при троекратном вопрошании: «Любишь ли Мя» (Ин. 21, 15-17) восстановил его апостольское достоинство, однако Петр никогда не смог забыть о своей той слабости. Есть предание, что каждый раз при крике петуха апостол Петр горько плакал, вспоминая происшедшее. Апостол Петр, который удостоился присутствовать один из немногих на Фаворе во время Преображения Господня, который своими бесчисленными трудами, страданиями за Христа доказал свою полную преданность Богу, свою жизнь отдал служению, до конца оставлял свою память об этой вине уже искупленной. Свидетельством его горячего покаяния является то, что сам апостол попросил перед смертью, чтобы его распяли вниз головой, потому что он считал себя недостойным принять смерть так, как принял ее Христос.

Апостол Павел также по своему неведению, по своей неразумной ревности некогда был гонителем Церкви, но всю свою оставшуюся жизнь каялся в своем юношеском заблуждении. В своих посланиях он называется извергом, наименьшим из апостолов, и даже вообще говорит, что недостоин называться апостолом. Говорил, что все бесчисленные чудеса произвел не он, а благодать Божия. Чтобы никому не быть в тягость совершая свои апостольские труды, странствуя по всему миру, он зарабатывал себе на жизнь своим трудом – изготовлением палаток. И апостол Павел тот апостол, который был восхищен до третьего неба, слышал там неизреченные глаголы, но всегда очень смиренно думал о себе и говорил о себе.

Господь посылает апостолов в мир. Они Его посланники, и они Его свидетели. О чем же они должны свидетельствовать? Конечно, они много рассказали людям. Они рассказали то, что видели и слышали от своего Божественного Учителя. И по их апостольским рассказам мы имеем четыре Евангелия. Но в сердцевине их проповеди слова, произнесенные Петром: «Ты еси Христос, Сын Божий» (Мф. 16, 16). И что такое свидетельство? В чем было свидетельство апостолов? Человек может прожить всю жизнь, и никогда ни при каких обстоятельствах так и не стать свидетелем. У каждого есть свои знания, образование, свой опыт жизненный, отрицательный или положительный, но человека можно назвать свидетелем только тогда, когда он разделяет с другими свои знания, когда разделяет с другими свой опыт, когда он говорит другим о том, чему он был очевидцем, что он узнал. Свидетельство это передача того, чем человек обладает, другим людям. И к апостольскому свидетельству о своей вере, об истине, о благой евангельской вести призван каждый христианин. Каждый христианин в церкви, в своей духовной жизни, получивший опыт, колоссальный свой опыт, положительный, где-то отрицательный опыт, должен делиться этим опытом с окружающими.

Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам, воскрешать мертвых, если мы не можем стяжать такой божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своим словом ко Христу тысячи и иметь ум Христов, то постараемся подражать им хотя бы в их нелицемерном покаянии и глубочайшем смирении. И в этом может быть и будет наше свидетельствование об истине перед лицом мира.

Аминь.

Иеромонах Симеон (Кулагин)