Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ис­тин­ный ра­зум, или рас­суж­де­ние, стя­жа­ва­ет­ся от сми­ре­ния, а сми­ре­ние от скор­бей, по сло­ву свя­то­го Пет­ра Да­мас­ки­на, и кто бе­га­ет скор­бей, тот бе­га­ет сво­е­го спа­се­ния.

преп. Макарий

Чтый от­ца очис­тит гре­хи своя, чтый от­ца воз­ве­се­лит­ся о ча­дех сво­их и в день мо­лит­вы сво­ея ус­лы­шан бу­дет, чтый от­ца тво­е­го, да най­дет на тя бла­гос­ло­ве­ние от не­го. Ча­до, зас­ту­пи в ста­рос­ти от­ца тво­е­го, аще и обе­зу­мит­ся в чем, не заз­ри ему и не уко­ри его всею кре­пос­тию тво­ею, мо­лит­ва бо от­ча не­заб­вен­на бы­ва­ет пред Бо­гом, в ху­ле не ос­тав­ляй от­ца тво­е­го.

преп. Лев

Все гре­хи че­ло­ве­чес­кие тер­пит Бог, а ро­по­та не ос­тав­ля­ет без на­ка­за­ния.

преп. Макарий

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы все празднуем день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Вся их жизнь — это проповедь о Христе и о кресте, на который взошел Господь. И неминуемо каждый из нас тоже взойдет.

Что же такое проповедь о кресте? Это величайший соблазн всего мира. Нас все обвиняют, что это за религия такая, если все уходят от скорбей, уходят от лишений, прячутся за мнимым благосостоянием, говоря, что это милость Божия к ним грешным. А православные, которые живут в скорбях, мечтают о скорбях и спасаются скорбями. Наша вера — это соблазн для всего мира, потому что мы другие, чем весь мир.

Им тяжело нас понять, потому что та благодать, которую получают православные во время Святого Таинства Крещения, её нельзя объяснить словом. Это можно только понять Духом Святым, Который исходит во время таинства. Как маленькому ребенку объяснять законы математики или физики, он вас будет слушать, а вы хоть год объясняйте, он ничего не поймет, пока он не будет научен каким-то простым истинам, началу. Так вот, в таинстве святого крещения закладывается та самая база, основание, на котором зиждется наше понятие все Духом Святым. И не правы те люди, которые отрицают крещение младенцев, или отодвигают это на более поздний срок, говоря: как у католиков, в 12 лет пусть будет крещен, а эти 12 лет пусть живет, как сможет.

Мы, православные, и у нас все право, потому что Сам Господь Управитель всей нашей жизни. И у Господа все правильно, все четко и ясно. Поэтому рождаются дети, они чисты и непорочны, без греха после того, как они будут крещены святым крещением. То есть с них снимается первородный грех. И они чисты и святы и в храмах видят ангелов, и молятся совершенно другими молитвами. И мир для них открыт совсем другим взором. Да, потом они почему-то превращаются в грешных. Но Господь сказал в Священном Писании просто: нет без греха ни одного, все мы согрешили в Адаме. Все! Вот эти маленькие дети становятся грешниками, и всю свою жизнь посвящают на то, чтобы вернуть хотя бы в какой-то момент своей жизни, в тот момент, когда они были еще маленькие и святые. И только Господь решает, кого забрать в какой день — или в момент покаяния человека, или в момент его становления, или в момент его греха. И вот тут как раз участвуют все наши молитвы друг за друга. Как в Священном Писании написано: молитесь друг за друга. Это прямая заповедь нам всем, чтобы мы непрестанно молились друг за друга.

Кто же мы, когда мы становимся грешниками? Мы становимся врагами Божьими, ибо мы становимся рабами греха. Да, много вокруг нас соблазнов. Но, уже начиная с детского возраста эти соблазны обрушиваются на нас всей своей мощью и могуществом, потому что мы находимся в мире, где царит грех. Но, несмотря на это, мы все равно искуплены Его честною кровью. И Господь избирает путь страданий. Ради кого? Ради нас с вами.

Подобно святым апостолам Петру и Павлу до подлинного их просвещения, мы зачастую соблазняемся мыслью о том, что Бог изгоняет из этого мира. Но таков наш Бог, и другого у нас нет. Многие люди ищут истину даже во взрослом возрасте, хотя истина — вот она рядом лежит. Вот она находится в церкви. Пожалуйста, зайди. Как у нас называют нашу веру? Верой бабушек в платочках, как угодно. Как угодно можно над нами издеваться, как угодно можно пытаться обижать Господа. Жалкие потуги жалких людей, потому что жалок тот, кто их на это направляет — враг рода человеческого. Жалок он в своих потугах, потому что невозможно победить народ, людей, которые уповают на Бога. Как говорят у нас на Руси: если с нами Бог, то кто против нас?

И вот путь Христа стал путем первоверховных апостолов Петра и Павла и всех мучеников, и всех святых, и всех апостолов. Ибо путь Христа это единственный путь, каким мы должны идти. «Если кто хочет идти за Мною, — говорит Христос, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Христос требует, чтобы мы не только отверглись себя, но и умерли ради Него.

Вроде бы мы все должны жить, у нас все здравоохранение и все-все посвящено тому, чтобы жить. Миф! Люди говорят: будь здоров. Люди в таком мифе живут, желают друг другу здоровья. О каком здоровье может идти речь. В первую половину своей жизни человек зарабатывает деньги, вторую половину жизни тратит на то, чтобы продлить свою жизнь хотя бы без мучений.

И не таковы христиане. Посмотрите на монахов, на монашествующий род. Сколько в житиях мы читали, с каким терпением несли они скорби без всяких лекарств, а только с упованием на волю Божью, на Его помощь и на терпение, которое просили у Господа, чтобы Он дал им перенести эти неимоверные скорби, которые зачастую переносили. Но это касается не только монашествующих, но и мирян.

Сколько людей простых, абсолютно ни к чему не имеющих талантов таких высоких, но своей чистой детской верой способны перенести любые тяжести. Таких вы наверняка знаете даже среди своих родственников, бабушек и дедушек, потому что наверняка на ваших глазах уходили к Богу ваши родственники. Как мы молимся во время священной Литургии: мирной христианской кончины живота у Господа нашего просим. Да, наш путь креста, но в момент смерти настоящие православные христиане обретают мир во Христе и с этим миром уходят к своему Небесному Отцу.

Казалось бы, что нам грешным, слабым и малым учиться у святых апостолов. Остается прославлять только их подвиг, ибо мы живем в мирной обстановке, и у нас ничего не предполагает к какому-то несению подвига. Но мы можем и должны учиться у них очень и очень многому не только по их посланиям, отрывки из которых мы читаем постоянно во время Божественной Литургии, во время службы, но и их добродетелям. Учиться, как бессмертную душу беречь от искушений, как украшать ее духовной красотой, чтобы предстать перед лицом Божьим. Мы помним, как на Тайной Вечере Господь говорит Петру, готовому ныне умереть за Христа, но не отречься от Него: умереть, ты не сможешь этого сделать сейчас, Петр; ты отречешься от Меня, прежде чем умрешь за Меня. Ты хочешь умереть за Меня, но прежде Я должен умереть за тебя. Ты не сможешь защитить Меня. Моя же смерть защитит тебя и всех, любящих истину, от предательства и отречений, от страданий и смерти, которым ты предашь Меня.

И мы это делаем тоже своей повседневной жизнью. Мы отрекаемся от Христа много-много раз в день. Многие восстают против правила утреннего и вечернего. Да вот, если даже ты предавала сегодня Христа, почему вечером сегодня не встать на молитву и испросить у Господа прощения за этот день? А вдруг этот день, прошедший без утреннего и вечернего молитвенного правила, будет тебе же осуждением. Да, ты согрешил сегодня, ну хотя бы покайся перед Богом в тиши своей клети домашней за все свои грехи, за все свои отступления. Поэтому и существует это простое утреннее и вечернее правило — поблагодарить утром за прошедшую ночь, взять благословение у Господа на следующий день, и вечером после тяжелого дня, после многих предательств, которые мы совершили, попросить у Господа прощения и испросить у Него благодати на ночь. Потому что каждая ночь для христианина — это малая смерть. Кто знает из нас, что он проснется утром живым и здоровым? Никто. Но мы верим.

Слышишь, когда люди говорят: я атеист, я ни во что не верю, я говорю: ты не атеист, ты просто лжец и обманщик, и обманываешь сам себя. Ты же веришь в то, что ты утром встанешь, еще и в банк деньги кладешь и веришь, что тебе еще и проценты будут. Как ты неверующий? Нет без веры никого. И сатанисты верят, что они правы, потому что им затуманили мозги. И всякие фашисты-нацисты тоже думают, что они правы. Но они тоже затуманены. У каждого есть своя истина, так люди говорят. Но есть на земле только одна истина — Христос и Его крест. Другой истины на земле нет.

Святитель Иоанн Златоуст так нас учит: душа очищается, когда терпит скорби ради Господа. Скорбь искореняет высокоумие, отсекает всякое нерадение, приготовляет душу к терпению и научает ее всякому любомудрию. Ей уступают страсти: зависть, ревность, похоть, пристрастие к богатству, плотская любовь, гордость, высокоумие, гнев и весь рой душевных недугов. Что огонь для золота, то скорбь для души. Она стирает с нее скверну, делает ее чистой, светлой и ясной. Скорбь вводит в Царство, а беспечная жизнь — в геенну огненную. В патериках описывается такой случай, как заходит монах в храм. А там стоит перед иконами женщина и безудержно рыдает. И он удивился: о чем же ты рыдаешь? Что же у вас такого плохого? И с удивлением услышал такую вещь: Господь меня забыл, у меня все хорошо, у меня прекрасные дети, прекрасный муж; у меня достаток во всем и вся. И я скорблю о том, что Господь оставил меня Своей милостью, он не дает мне скорбей.

Вот такой бы чистоты, как у этой женщины, такой бы любви, такого желания жить со Христом нам бы всем. Хоть чуть-чуть. Взять крест и следовать за Христом до смерти. Что значит следовать за Христом до смерти? Апостол Павел говорит, что наше крещение соединяет нас с Христовой смертью. Потому что Господь умер из-за нашего греха. Не было бы нашего греха нашего — не было бы крестных страданий. Но все это есть. И для того, чтобы искоренить это, мы должны это пройти. Другого пути у нас нет. Почему апостол Павел и говорит: я сораспялся Христу. Церковное предание гласит, что когда император Нерон воздвиг гонение на христиан в Риме, римские христиане уговорили святого апостола Петра укрыться и уйти из города. И вот он вышел из города, а навстречу ему идет Христос. Он спрашивает: Господи, куда Ты идешь? И Господь отвечает: Иду в Рим опять вторично быть распятым. То есть нельзя нам уйти от креста. И не правы те, кто говорят и пугают из-за зависти и говорят нам: да бросьте все это, живите и радуйтесь жизни. Чему радоваться? Нечему радоваться. Все радости этого мира — это мимолетные дыхания. Оно есть, — и нет его. Наша жизнь и упование только с жизнью во Христе, только с Богом. И из этих слов святой апостол Петр уразумел, что наступил для него час прославить Господа своей смертью. И апостол Петр и апостол Павел были именно сегодня 12-го июля убиты. Один усечен мечем, другой распят, причем святой апостол просил распинателей распять его не как Христа, а в знак смирения головой вниз он был распят. Если мы будем следовать за Господом до самой нашей смерти, как в Писании сказано: претерпевый до конца, той спасен будет. Мы обретем жизнь в Его кресте. Жизнь, даруемая нам в Его теле, ломимым за нас, и в Его крови, изливаемой за нас во оставление грехов.

Сегодня мы часто говорим о возрождении России и русского народа. Но это возрождение возможно только через покаяние Петра и через ревностное стремление к Богу святого апостола Павла. Много сейчас у нас на земле русской и расколов и всяких недругов, и людей, которые считают, что они правы, и говорящих, что даже то, что не надо ходить в нашу церковь православную, ибо она погрязла в ересях. Даже такие обвинения слышны от людей. Но жалкие потуги этих людей, потому что Господь сказал: Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее. Да в чем угодно пусть они нас обвиняют. Мы верим в то, что Господь с нами и благодать Его с нами. Мир смеется над нашим покаянием, над нашей исповедью даже. Люди говорят: ну зачем мне каяться, если я завтра буду согрешать. В чем здесь смысл? Хотя даже никто не задумываются, что каждый день ходят купаться в душ, и все равно опять идет. Ничего страшного в этом нет.

Люди даже думать не хотят, что же происходит на самом деле, и в смысл происходящих вокруг нас вещей. У Господа все четко и ясно, все доступно даже для детей. Маленькие дети у нас даже каются. Маленькие дети даже понимают, что такое грех. Недавно был такой случай. Маленькая девочка вышла из храма и около храма начала капризничать. 3 года ей. Не хочу, не буду причащаться. Батюшка к ней подошел и ничего не стал ей говорить, что, мол, перестань кричать, а просто сказал такие слова: пришло время для твоего покаяния. Положил на ее голову епитрахиль и говорит: ну, кайся, баловалась, капризничала? Да, да, говорит. Трехлетняя девочка маленькая. Батюшка все это сказал, прочитал над ней молитву и говорит: а теперь бери папину руку, иди в храм и причащайся. И на глазах всех людей, там стоящих, эта девочка взяла папину руку и спокойно без всяких капризов зашла в храм, причастилась и вышла из храма довольная и счастливая. Вот нам бы иметь такие задатки. Они у нас остались, надо их только вытащить наружу и жить с ними.

Дорогие братья и сестры, и нам в своей жизни часто приходится встречаться со скорбями. Поэтому для спасительного их перенесения облечемся прежде в благодушие и терпение, и с усердием помолимся сегодня святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, нашим небесным покровителям и попросим их, чтобы они своим молитвенным предстательством помогли нам приобрести святую простоту нрава, живую веру во Иисуса Христа и пламенную любовь ко Господу, чистоту жизни, кротость и смирение. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)