Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Мы не мо­жем ина­че поз­нать се­бя, как в со­об­ра­ще­нии с ближ­ни­ми, при­ни­мая от них уко­риз­ны и до­са­ды, яко вра­че­в­ство сво­им ду­шев­ным яз­вам, и уко­ряя се­бя за не­тер­пе­ние, а не их, но, нап­ро­тив, бла­го­да­рить их, что чрез них поз­на­ли свою ду­шев­ную не­мощь, смот­ре­ни­ем Бо­жи­им. Имея же спо­кой­ствие, бла­го­да­тию Бо­жи­ею, опа­сай­тесь ув­ле­кать­ся мне­ни­ем о се­бе, да не па­ки тож­де пост­раж­де­те: вра­ги не дрем­лют, они бо­ят­ся толь­ко сми­ре­ния.

прп. Макарий

Ко­рень все­му злу – са­мость и уп­ря­мость, рас­тво­ря­е­мые за­вис­тию и зап­рав­ля­е­мые оболь­ще­ни­ем вра­жи­им, по­э­то­му и нуж­но вся­чес­ки пос­та­рать­ся выр­вать этот злой ко­рень: сми­ре­ни­ем и пос­лу­ша­ни­ем, под­ра­жая Са­мо­му Гос­по­ду, Ко­то­рый сми­рил­ся до ра­бия зра­ка и пос­луш­лив был до смер­ти крест­ной и рас­пя­тия.

прп. Амвросий

Ста­рай­ся стя­жать во всем са­мо­у­ко­ре­ние и сми­ре­ние, то и вни­ма­ние бу­дешь иметь, и стра­жу за сво­и­ми сер­деч­ны­ми дви­же­ни­я­ми.

прп. Макарий

Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Евангелие — это благая весть, благая весть о спасении, о Новом Завете между Богом и человеком. Благая весть о радости вечной жизни, утерянной Адамом в раю. Радость, которую дарует нам Бог во Христе, Сыне Божьем, ставшим Сыном Человеческим.

Сегодня мы празднуем день, когда эта благая весть, эта радость была принесена архангелом Пречистой Деве. «Днесь спасения нашего главизна», начало Нового завета Бога и рода человеческого. Непостижима тайна творения мира. По любви Своей, по преизбытку благости Своей Господь призывает из небытия в бытие весь видимый и невидимый мир. Поэтому слово Божие называет Его Поэтом, Творца неба и земли. И все мироздание это великая поэма, написанная творческим словом. Весь мир и самое малое создание Божие несет на себе печать Его творческой мудрости и совершенства.

Но самое великое, таинственное и непостижимое, самое совершенное Его творение — это человек. Человек, запечатленный образом Божиим, поставлен на грани двух миров, соединяя их в себе. Человек призван был уподобиться Творцу, стать богом по благодати, привести к полноте божественной жизни все мироздание. Только возрастая в любви и восходя к Богу от силы в силу, человек мог исполнить свое предназначение. Но Адам пал, не устояв в верности и любви Своему Творцу, и поверив лживости и клевете дьявола, в гордости своей захотел стать, как Бог, приступив заповедь своего Творца и, отпав от источника жизни и бессмертия, умер духовной смертью. Нам трудно, даже невозможно представить себе всю грандиозность совершившегося грехопадения, этой катастрофы. Помрачился образ Божий, вписанный в мир. И в этом страшном своем падении человек увлек с собой все мироздание в тление и смерть.

Проклята за тебя земля (Быт. 3, 17). Эти слова были сказаны Богом Адаму, и мир лишился благодати Божьей, и вместе с грехом страдания, тление и смерть вошли в мир. И по слову апостола Павла: вся тварь совокупно стенает и мучается доныне (Рим. 8, 22) в надежде, что будет освобождена от рабства и тления. Сразу же после падения в раю Богом было дано обетование о спасении: семя жены сотрет главу змея. И вместе с Адамом и Евой весь падший и смертный род человеческий, все, кто веровал и жил верой в Бога, ждали избавления, томились и тосковали с великой надеждой, что Сам Бог спасет мир от тления и смерти и дарует снова радость вечной жизни. Шли годы, столетия, тысячелетия, и человечество ожидало спасения. Пророки Ветхого Завета провозвещали о грядущем Христе, Спасителе мира. И народ Божий ждал исполнения этого обетования. И вот открывается великая тайна — Сам Бог, Сын Божий, нисходит в мир и становится человеком. И в тайне воплощения слова Бога, тайне более великой, чем творение мира, творения мира из небытия, Бог становится человеком, чтобы человек снова получил дар вечной жизни и стал причастником божественного естества.

Сегодня мы празднуем этот великий день — Благовещения Пречистой Деве, день воплощения Сына Божия. Почему раньше не совершилось это таинство? Непостижимы пути промысла Божия. Всемогущий Бог не может спасти человека без его воли, без свободного согласия самого человека. И во всем человеческом роде от Адама в народе Божьем только одна Она, Мария, Пречистая и Преблагословенная Дева, только одна Она могла стать той живой лествицей, по которой Бог сошел на землю, принять, как неопалимая купина, нестерпимый для грешных огонь Божества и стать Матерью Бога, стать той чистой девственной землей, из которой мог быть создан новый Адам — Христос, Спаситель мира. Никто и никогда не любил Бога больше Девы Марии. И в этой любви Она превзошла и ангельский мир. И по любви Своей Она дала Богу обет девства. Мера святости, мера любви это всегда и мера смирения. Пречистая знала пророчество Исайи о Деве, Которая станет Матерью Христа-Мессии. Но давая обет этот, Мария никогда не допускала и мысли, что Она может стать этой благословенной девой. Самое большое, чего Она желала, это быть служанкой этой избранной Богом девы. Это святое смирение вместе с пламенной верой и любовью сделали Марию способной принять в Себя Самого Бога, принять во всей полноте Еого Божества.

Предание нам говорит, что архангел Гавриил явился в Назарет к Пречистой, когда Она читала пророчество Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог». И со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою», — архангел обратился к Деве и открыл Ей, что Она, Мария, призвана стать Матерью Сына Божия. И от Нее, от Ее воли зависело принять или не принять эту благую весть. И от Нее в этот момент, от Ее согласия зависело спасение всего мира. Вот то, что поражает здесь — это два смирения: смирение Бога и Девы. Бог Всемогущий и Творец смиренно ждет согласия Пречистой Девы, чтобы войти в Нее и стать Сыном Человеческим, Ее Сыном, восприняв от Нее наше естество. И в этот день, в этот час решалась судьба всего человечества, всего мироздания, потерявшего благодать по вине человека. И с полнотой веры и смирения Пречистая приняла благую весть архангела.

И здесь мы видим, говорит святитель Филарет Московский, два благовестия — от неба и от земли. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах», — это благовестие от неба о призвании Марии стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира. И в совершенном смирении в полной преданности воле Божьей Мария с радостью дает Свое согласие: «Се раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему». Эти слова Пречистой — это благовестие от земли. В Ней, в Марии, совершилось все то, чего ожидал Бог от падшего человечества: се, раба Господня. И с этими словами Господь Духом Святым входит в Нее, чтобы обновить и спасти мир, чтобы отпавший от Бога человек снова мог стать причастником божественного естества. Эти два благовестия соединяются в один светозарный поток радости. И Бог через Деву уже вступает с человечеством в Новый Завет.

Свет уже пришел в мир, помраченный грехом. Он таинственно светится в Пречистой Деве, ставшей по человечеству Матерью Света. В Ней, Марии, нетленная неизреченная радость, утраченная Адамом и Евой. Радость пребывания с Богом в Его свете, в Его любви снова приходит в мир. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Через Марию Господь с нами навеки и навсегда. Благовещением совершается величайшее чудо, говорит святитель Филарет. Если творческое слово Бога «да будет» приводило из небытия в бытие весь тварный мир, то слова Девы «да будет Мне по глаголу твоему» низводят в мир Самого Творца мироздания. Радость Благовещения уже готовит и предваряет радость Воскресения. Благовещение это заря Пасхи, это радость о примирении человека с Богом, о возвращении благодати земле. И она, эта радость, как весенний свет разливается в этот день, когда совершилось великое таинство воплощения Слова: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление». Ныне, днесь, открывается нам великое таинство спасающей нас любви Божьей. И благоговея перед ней и благодаря Господа, мы должны помнить, что не только Богу, но и Ей, Марии, Матери Бога,подвигу Ее веры, Ее смирения, Ее любви спасен отпавший от Бога мир. Слава Тебе, Пречистая и Преблагословенная. Ты Матерь Света, и Тобою Бог-Свет пришел в мир. И уже никакая тьма не сможет затмить Его.

Праздник Благовещения почти всегда бывает в дни Великого поста. И в этом глубокий смысл. Постом мы готовимся к Пасхе страстей и Пасхе Воскресения. Радостью Благовещения Бог входит в мир. Но Он рождается для того, чтобы взять на Себя наши грехи, как агнец Божий умереть на Кресте и смертью Своею разрушить власть смерти и тления и даровать нам вечную жизнь. Сегодня мы празднуем Благовещение на Крестопоклонной седмице. Это не случайно. Это тоже имеет глубокий смысл. Нас еще ожидают скорби и испытания, но «да не смущается сердце ваше, не устрашает», — говорит Господь. «В терпении вашем стяжите душа ваша». Будем помнить, что идет борьба за вечность, за судьбу России, за чистоту православия и всего православного мира. А достоинство наше, оно безмерно велико. По слову Григория Богослова человек — созданный бог через Христовы страдания, идущие к нетленной славе. А тайна благовещения еще прежде Пасхи несет нам такую радость, такой свет, который не могут омрачить никакие скорби и никакая тьма греха. Ею, Пречистой и Преблагословенной Матерью Господь с нами. Благовествуй земля радость велию, пойти небеса Божию славу.

Впереди еще две недели поста и Страстная седмица. Молитва Матери Божьей да дарует нам всем Господь покаяние, чтобы мы принесли плоды покаяния. Чтобы очистившись, мы смогли поклониться Страстям Христовым и войти в радость святой Пасхи. Аминь.

Архимандрит Ипатий (Хвостенко)