Аудио-трансляция

Па­ук ле­ни­вый си­дит на од­ном мес­те, вы­пус­тит ни­точ­ку и ждет,– как толь­ко по­па­дет­ся му­ха, сей­час и го­ло­ву ей до­лой, а му­ха-то жуж­жит... Так и враг всег­да про­тя­ги­ва­ет се­ти: как кто по­па­дет­ся, сей­час ему и го­ло­ву до­лой. Смот­ри, не будь му­хой, а то так­же за­жуж­жишь.

преп. Амвросий

Святое Богоявление  Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, от всей души поздравляем вас с всерадостным и спасительным событием нашей Церкви – Крещением Господа нашего Иисуса Христа.

Мы по долгу нашей веры обязаны не просто праздновать каждый наш вот этот богослужебный, особенно великий двунадесятый праздник, но глубоко осознавать смысл каждого этого божественного события. Это необходимо для нашей практической духовной жизни. И вот что касается понимания двунадесятых праздников, ни один из них нельзя понять без полного понимания спасительных действий Господа нашего. Ни один праздник мы не можем осознать, оторвав его от всех вот этих спасительных действий Господа.

И вот, что касается Крещения. Мы знаем из Богослужения, из чтения о Крещении, что Господь в этот день явился народу, причем в простонародии это событие называют «Явление Христа народу». Он пришел, как и все кающиеся грешники, хотя Христос был безгрешен, на крещение покаяния, которое совершал Иоанн Предтеча, преклонил как все Свою главу. Предтеча возбранял Ему креститься, потому что ему было откровение от Бога, знамение. Господь ему заранее сказал, что на Кого сойдет Дух Святой в виде голубя, Тот есть Грядущий, пред Которым Предтеча и пришел. Господь однако сказал Иоанну Предтече, чтобы он Его крестил, ибо "так бо подобно есть нам исполнить всяку правду" (Мф. 3, 15), сказал Господь. И Предтеча повиновался своему Создателю. И вот во время крещения был слышан глас с неба, — глас говоривший: "Сей есть Сын Мой возлюбленный" (ст. 17). И с этого момента Христос становится известен людям как Спаситель.

Что же произошло во Иордане? Господь, как мы с вами об этом вчера слышали на бдении, читали поучение, как мы в этом и в других местах читали, Он не имел нужды в очищении. Он был всесвятой. Как учит Церковь, в Нем никогда не было никаких страстных движений греховных. С самого рождения Он был как Богочеловек, освященным Божеством. И когда Спаситель взошел в воду, божественной благодатью воде, благодатью Святого Духа сообщилось особое свойство – свойство освящения. Как мы знаем, в Ветхом Завете всегда окропляли жертвенной кровью. С этого момента теперь всегда окропляют водой. Почему? Потому что Господь освятил воды. Но сейчас речь даже не об этом. Этот вопрос как раз всем очень понятен. Господь, взойдя в воды Иордана, Он этим самым предуготовил эти воды к грядущим событиям, с которыми связано все наше спасение. Ведь после того, как Господь пострадал на кресте, умер, воскрес, вознесся на небо и ниспослал благодать Святого Духа, в этот самый день, значительный день для нашего практического приобщения к Богу – в день святой Пятидесятницы, в день основания, в день рождения святой Церкви, в этот день, как мы читаем в апостольских деяниях, крестилось три тысячи человек. Крестились они где? В той самой воде, которую предуготовал Спаситель наш Господь Иисус Христос. Ну какой был бы смысл погружаться в воду, не имеющую особое действие. И Господь сообщил этой воде благодатью Святого Духа действие, всем с верою погружаемых, крещающихся в этой воде "облекостеся" во Христа.

Что мы поем, когда крестимся? "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27). Вот человек, входя в крещаемую купель, он облекается в своего Спасителя Господа Иисуса Христа. И это достигнуто именно Святым Крещением, которое мы сегодня празднуем. Мы с вами должны усвоить самый важный для спасения предмет, что само спасение это заключается в церковной жизни, в приобщении Церкви. Что такое Церковь? Это таинственное Тело Христово. Человек, вступающий в Церковь, он вступает в это через крещение. Крещение это не просто делает человека крещеным. Крещение облекает человека во Христа, облекает по благодати. Это еще не есть законченное совершенное спасение. Это начало спасения. Это дает возможность, как в каноне крещения в самом первом тропаре говорится: Истлевшего Адама Господь освещает.

Но когда Господь крестился, если мы говорим непосредственно об Адаме, Адам, хотя и покаявшийся, хотя и омывший свой грех слезами покаяния в течение 930-ти лет, находится своей душой в аду в месте упокоения на ложе Авраама, но в аду. И Господь, совершив крещение в данный момент, в данный текущий исторический момент, Он тому Адаму, который в аду, его душе ничего в данный момент не сообщает. Адам будет выведен из ада тогда, когда Господь, пострадав, сойдет душой во ад и выведет всех веровавших, ожидавших Его схождение, спасение от Него. И не просто выведет, а дарует ему спасительную благодать, ту самую благодать, которую Адам и Ева утратили в результате своего грехопадения. В какого же Адама Господь обновляет водой крещения? Это говорится вообще не о данном моменте, а о последствиях. Вот когда в крещении в день Пятидесятницы и вообще во все последующие дни, когда к Церкви присоединялись тысячи и тысячи новых верующих, в этот день вот эти все эти тысячи людей обновляются благодатью крещения, облекаясь во Христа. То есть Господь как бы только приуготовляет это событие, обновляет Адама в плане приуготовления, но еще не совершения в данный момент. А до того момента пройдут три года земного служения Иисуса Христа, и соответственно Его страдания, смерть, воскресение, вознесение на небо и ниспослание благодати Святаго Духа. То есть до того события надо еще ждать.

Вот в чем смысл этих слов. И вот когда человек в крещении облекается в Христа, что происходит дальше. И в апостольские времена всегда на новокрещеных возлагали руки. Для чего? Чтобы низвести благодать Святого Духа на новокрещеных. Вот зачем крещаемому человеку дополнительно еще получать благодать? Если мы с вами внимательно читаем Последование ко Святому Причащению, то даже вот в этих молитвах мы обратим внимание, что в Последовании ко Святому Причащению два рода прошений. Первые виды прошений – это предочистительные, где мы просим, чтобы Господь очистил нас Своей благодатью ко святому причащению. Вторые прошения – это о том, чтобы нас сама благодать святого причащения осветила. Господь осуществляет наше спасение, наше освящение постепенно. Первое освящение – это крещение, совлещение вот этого смертного состояния падшего Адама благодатью. Второе действие – это ниспослание благодати Святаго Духа для того, чтобы наше немощное естество, неспособное самостоятельно совершать ничего доброго, благодатью Святаго Духа укреплялось в исполнении обетов причащения. А обет причащения какой? Сочетование Христу мыслью, делом, словом, в жизни делать все, чтобы соединяться с Господом посредством исполнения Его святых заповедей и стяжанием благодати Святаго Духа. Но для этого стяжания благодати нужно укрепление от самой же благодати. Но и соответственно благодать святого причащения тоже всегда сопутствует в нашей церковной жизни. И Богослужение, на котором мы, совместно молясь, освящаемся благодатью. Это тоже одно из самых значительных средств нашего освящения.

Вот для чего все это сказано? Для того, чтобы мы, как апостол заповедует, сказал: не дети бывайте умом, но злобою младенствуйте, умом же совершенны бывайте. Чтобы мы старались осознать те действия благодати, которые мы получаем в нашей церковной жизни. Зачем это осознание? Зачем простым людям все это осознавать? А затем, что само осознание дает возможность воспринять благодать, потому что, если мы это не осознаем, как благодать, мы ее воспринять не можем, потому что припишем ее действия себе. Вот мы хотим стать хорошими, а само это желание очень незаконно и греховно, потому что не мы становимся хорошими, а Дух Божий, совершающий в нас свою силу, совершает в нас все доброе, духовное. Вот подходя с этой позиции к духовной жизни, человек обязательно приобретет спасение, потому что в этом заключается смирение, смиренное сознание.

И вот мы всеми силами углубляемся в смысл божественного учения только с одной целью. Не для того, чтобы высокомудрствовать, а для того чтобы осознать, что воистину Господь наш Спаситель. И если мы пришли на Богослужение, если мы хоть как-то молимся на Богослужении и своими домашними молитвами, если мы стараемся быть добродетельными и по благодати Божьей терпим друг друга, у нас бывает благодушное настроение и мир на душе. Мы это все должны приписывать не себе, но Богу, благодаря вот этому всему осознанию.

И вот сегодня мы с вами, совершая праздничную крещенскую службу, молимся Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, чтобы Он нам помог с мудростью и смирением совершать наш спасительный труд. И всегда, чтобы у нас в душе доброго не происходило, приписывать это не себе, но спасающей и направляющей, умудряющей, вразумляющей силе Божьей, силе благодати Святаго Духа.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)