Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На лю­дей ни­ког­да не на­дей­ся и не сму­щай­ся, не ви­дя в них со­чу­в­ствия, не су­ди их. Се­бе вни­май.

преп. Никон

Ког­да бу­дешь за­ме­чать чу­жие не­мо­щи и гор­дить­ся пе­ред дру­ги­ми мыс­лен­но, на­до от­ве­чать по­мыс­лу бе­со­вс­ко­му: „Я ху­же всех",– и хо­тя не про­чу­в­ство­ван­но, а все-та­ки ска­зать.

преп. Варсонофий

Хо­ро­шо, кто за­бо­тит­ся о внут­рен­ней со­зер­ца­тель­ной жиз­ни, ибо она да­ет ему все.

преп. Варсонофий

Святое Богоявление Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, размышляя и рассматривая смысл Господских праздников, мы с вами должны иметь в виду, что ни в коем случае невозможно какой-либо Господский двунадесятый праздник рассматривать отдельно от всего домостроительства Божия. Мы никогда не сможем правильно понять смысл праздника из вырванного общего смысла божественных действований.

Что касается нынешнего праздника Богоявления, Крещения Господня. Мы с вами для чего сейчас должны об этом поразмыслить, чтобы наше восприятие праздника было глубоким и осмысленным. Мы знаем, что Господь крестился в Иордане от Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча крестил не тем крещением, которым мы крестимся сейчас. Это было крещение покаяния. Крещение покаяния не давало людям возможности, ограничиваясь этим, достигнуть Царствия Небесного. Но было ли действенным крещение Иоанна? Конечно же, было. В божественном домостроительстве не бывает ничего недейственного, бессмысленного. Крещение Иоанна давало то, что грешники, то есть те люди, которых Господь и пришел спасти, Он Сам говорил, что пришел призвать не праведных, но грешных на покаяние, вот эти грешники, осознавшие, что они грешники, свои грехи, пришли на Иордан к Предтече и говорили ему свои грехи. И он после принесенного этого покаяния, как мы сейчас на исповеди, он их погружал в воду. И результатом этого было то, что человек исправлялся от тех грехов, в которых каялся. Здесь, конечно речь шла о грехах достаточно значимых.

Господь пришел к Предтече безгрешный. И, конечно, Он не как все прочие говорили какие-то свои грехи. Он был безгрешен. Он пришел для того, чтобы не свою волю исполнить, но волю пославшего Его Отца, как Он Сам говорил (см. Ин. 6, 38). Он был полностью без греха. Для чего же крестился Господь? Иоанн Предтеча по откровению Божию видел Духа в виде голубя, сходящего на Него. Он очень глубоко и божественно понимал, Кто стоит перед ним. Стоит перед ним Тот, говорил он, у Которого я недостоин разрешить ремень Его сапог (Мк. 1, 7). Господь же повелел Иоанну крестить Его, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Для чего, какой в этом был смысл? Если мы вспомним недавний праздник Обрезания, то там был другой смысл. Там Господь просто пришел исполнить постановление закона, как послушный. Ибо Он Сам говорил, что пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17). Здесь же не ради того, чтобы как все грешники быть в ряду их, пришел Господь на Иордан. Ради цели другой. Эта цель очень ясно выражена в Богослужении касаемо Крещения, не только в самом этом празднике.

Мы перед Крещением совершали предпразднство несколько дней. И там тоже в этом предпразднстве, в стихирах, в каноне было выражено ряд этих мыслей. И в тропаре предпразднства на Сочельник говорилось, что Христос пришел на Иордан осветить воды. Конечно это объяснение очень простое. И мы все это прекрасно понимаем. Но мы сейчас должны еще осознать тот нечеловеческий результат, но божественный, который мы получили в результате того, что Господь крестился на Иордане, освятив воды. Мы еще знаем из Ветхого Завета. Там много было всяких примеров, как вода исцеляла. Вот когда мы читаем Евангелие, сказано, что на Овчую Купель, которая называлась Вифезда, единожды в год сходил Ангел и возмущал воду. И кто первый входил в эту воду по возмущению воды, бывал здоров. Но возмущение воды было как бы внешнее. Действие было конечно не в бурлении воды, а в том, что Ангел освещал воду тем, что сходил в нее.

А разве можно сравнить, если входит Ангел или входит Сам Господь, Творец вселенной, Творец всех Ангелов? Ясно, что Господь, зайдя в воды, принес освящение неизмеримо большее, чем Ангел. И эта вода уже не единожды в году, а всегда является источником нашего освящения и исцеления. И благодаря освящению воды, которое мы совершаем ежегодно, мы имеем величайшее целебное действие. Набирая крещенскую воду, мы освящаем ей свои дома, мы освящаем ею свои души. Мы исцеляемся от телесных болезней. Что касается телесных болезней, мы с вами знаем. Это даже многие мудрые современные мужи советуют, старцы, что когда тяжело болеешь, каждый час пей по одной чайной ложечке крещенской воды. Это действует как божественное всесильное лекарство. Конечно, мы сейчас не будем в большой степени заострять на этом внимание. Это так, к слову.

А главное то, что Господь освятил воду, которой впоследствии все мы, все, кто уверовал в Господа по слову, когда Он посылал апостолов после Своего Воскресения, сказав им, что шедше в мир весь, проповедуйте Евангелие и иже имут веру и крестится, спасен будет (Мк. 16, 16). И креститься не где-то, а в той воде, которую Собой освятил Господь. И погружаясь в эту воду, мы таинственно, благодатно облекаемся во Христа, получаем рождение свыше. Вот то неизмеримое важное действие, которое совершил Господь, придя к Иоанну на Иордан. Результатом этого действия, как Господь сказал: «Иже веру имет и крестится, спасен будет». Это совсем не значит, что мы покрестились, и довольно с того. Крещение – это вступление в Церковь, это начало новой благодатной жизни во Христе. И эта новая благодатная жизнь крещением не ограничивается.

У нас в стране, если провести опрос русских людей, почти 100% скажут: да, мы крещеные. А сколько из них ходит в храм регулярно во все положенные дни? Сколько из них исповедуется (а исповедь называют вторым крещением) и причащаются, соединяются со Христом в Таинстве Евхаристии? Сколько из них? И, к сожалению, на этот вопрос больно даже отвечать. Наверное, один из пятидесяти ходит в церковь и живет жизнью. Остальные крестились по обычаю. Конечно, так нам жить нельзя. Но мы можем говорить только о себе. О других людях мы не говорим. Мы о тех людях, которые просто крестились и пока еще не начали должную духовную жизнь, мы о них мыслим так, их не осуждая. Господь знает, в какой час жизни призвать человека. Ведь мы знаем из Евангелия, что одних Господь призвал в первый час жизни, то есть с самого детства. Других – в третий, кого-то в шестой, кого-то в девятый, а кого-то и в одиннадцатый час жизни. То есть самый последний час. Только двенадцатый час они поработали.

Поэтому то, что вокруг нас большинство людей лишь формально крещены, мы об этом скорбим, но их не осуждаем. А что зависит от нас? Господь сказал: вы есть свет мира (Мф. 5, 14). Чтобы нам как-то воздействовать на таковых людей, которые нас окружают, мы должны быть им светом. Как этого достичь? Преподобный Серафим Саровский – совсем недавно праздновали его всесветлую память, он говорил многим: Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. И поставить перед собой главную задачу научиться вот этой цели, что ничего для нас нет важнее, чем стяжать этот мирный дух, мы должн6ы обязательно, каждый из нас. Для человека, живущего суетно, невнимательно в спешке, эта задача, это просто слова. Она для них эта задача не стоит. Слова эти им ничего не донесут. И не случайно преподобный Амвросий Оптинский, когда ему задавали вопрос, а можно ли спасаться в миру, он говорил, что можно, но только не на юру. То есть не в суете, не в состоянии обремененности печалями века сего, что запрещает Господь.

И поэтому мы с вами должны положить на сердце, что первое, в чем начинается наше спасение, это отхождение от печали века сего. Печаль века сего что соделала, говорит Священное Писание? — Смерть (см. 2Кор. 7, 10). И вот если не сделать этого шага, не начать в первую очередь думать о духовном, не ограничить свои житейские заботы пусть в ущерб материальному благосостоянию, мы не начнем вовсе нашего спасения. А уж когда человек смог с Божьей помощью начать жить более размеренно, чтобы хватало время на молитву, на Богослужение, на чтение, вот тогда уже можно задуматься над тем, что есть главное в нашей жизни, что задача каждого нашего дня, каждого нашего часа, каждой нашей минуты это есть стяжание мирного духа. О способе этого стяжания, приобретения, получения барыша нам заботиться не нужно. В этом нам все готовое и удобное подает промысел Божий, пекущийся о нашем спасении в тысячу крат более заботливо, нежели любящая мать о своем дитяти. Только следует внимать своему сердцу, чтобы на сердце был мир и благодать, и никогда ничего не продавать за этот мир. Ведь Господь сказав, что пользы человеку, аще весь мир приобрящет, душу свою отщетит (Мф. 16, 26), имел в виду как раз потерю благодати мирного духа, стяжание которого и есть цель всей нашей жизни. И мы с вами должны это помнить и заботиться в первую очередь об этом.

Сейчас нет возможности говорить долго, тщательно разъясняя детали. Этим надо заниматься, читать Священное Писание, читать святых отцов, и конечно, жить практически духовной жизнью, основой которой, главным оружием которой является исповедь, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, к которой мирянин обязан прибегать часто, еженедельно, впрочем, совершая покаяние перед Богом ежедневно, записывая свои грехи, страстные движения, которые происходят ежедневно, которые смущают. Все, что смущает, надо записывать, потому что невозможно всю неделю сохранить все это в памяти. И обязательно каждую неделю нужно исповедоваться. Вот живущий такой внимательной жизнью в молитве и в Таинствах Церкви, в чтении святых отцов, он имеет полную надежду со временем приобрести мирное устроение души, и стать светом для тех людей, которые глядя на нас, будут тоже стремиться к Господу, приходить в церковь и начинать такую же новую благодатную и спасительную жизнь.

А сегодня от всей души мы молим и благодарим Господа, чтобы он нас через благодать сего святого праздника, через освящение святой агиасмой, крещенской святой водой, нас просветил, наши дома, всех наших домашних и просветил ко спасению, которого мы сподобимся по Его неизреченной милости.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)