Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нуж­но зас­лу­жить по­ка­я­ни­ем и сле­за­ми ос­тав­ле­ние гре­хов и про­сить Бо­га, что­бы дал по­ми­ло­ва­ние на Страш­ном Су­ди­щи Сво­ем. Луч­ше, что­бы тут на­ка­зал, да там бы не отос­лал в му­ку веч­ную, за­с­лу­жен­ную ежед­нев­ны­ми гре­ха­ми.

преп. Иосиф

Да не оболь­ща­ет нас враг-ди­а­вол! Ес­ли кто ви­дит, что силь­но его укос­не­ние во гре­хе, что грех при­об­рел над ним боль­шую власть, поль­зу­ясь заб­ве­ни­ем и не­ра­зу­ми­ем его, что уп­лыл он да­ле­че в мо­ре гре­хов­ное, что до­лог и тру­ден путь возв­ра­ще­ния к Бо­гу,– пусть не уны­ва­ет, тре­бу­ет­ся лишь иск­рен­нее же­ла­ние возв­ра­тить­ся к Бо­гу, а Он уже ждет нас.

преп. Никон

Ког­да хо­чешь по­лу­чить ис­тин­ный по­кой ду­шев­ный, то пос­лу­шай Гос­по­да, за­по­ве­дав­ше­го нам: на­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем: и об­ря­ще­те по­кой ду­шам ва­шим (Мф. 11, 29). Ви­дишь, че­му бо­лее по­ве­ле­ва­ет Гос­подь на­у­ча­ти­ся – сми­ре­нию и кро­тос­ти, ко­то­рые толь­ко мо­гут нас ус­по­ко­ить, но на­у­ка эта не от од­но­го ра­за и не в один день или год при­об­ре­та­ет­ся, но мно­гим вре­ме­нем, по­нуж­де­ни­ем се­бя и по­мо­щию Бо­жи­ею.

преп. Макарий

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святое Богоявление

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. «Днесь вод освящается естество». В этот день Богоявления, Крещения Господня освящается естество воды, того естества, из которого состоит человек в большей части, воды, без которой человек не может прожить. Он испытывает жажду. Она нужна, необходима для поддержания его жизни. Но, тем не менее, вода является большой угрозой для человека, потому что та маленькая территория, на которой живут люди, соединена огромным пространством воды. И на воде бывают и бури, и кораблекрушения и всякие ураганы. В воде тонут, гибнут. И потоп, который памятует человечество, страшное событие вселенной, наводящее ужас на мысль человека.

Но вот Господь приходит на Иордан, чтобы осветить воды, сделать их благословенными, чтобы та стихия, которая была страшна и ужасна для человека, стала благословением для него. В воде омываются скверны тела. Человек пытается очистить свою плоть. Но это является лишь прообразом, потому что Иоанн Креститель, посланный Богом, чтобы приуготовить путь Христу Спасителю, само имя «Предтеча» означает предшественник, который предшествует перед Спасителем, готовя пришествие Его, он крестил крещением покаяния, вводя в воды Иордана многих и многих людей. И там они исповедали свои грехи. После чего он погружал их в воду в одно погружение, словно омывая их этой водой от греха, который они исповедали, в котором они каялись.

Но Христос как безгрешный входит в воды Иордана, чтобы осветить их Собою, не получить очищение, но очистить, и в этой воде даровать правду всякому человеку. Предтеча говорит Ему: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? И Он отвечает: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 14). И вот эту правду божественную приходит Христос исполнить, чтобы в Его правде оправдался всякий человек, чтобы крещением, Его и нашим крещением мы стали причастниками Его божественной правды, а наша неправда стала как несуществующая. Это есть путь нашей христианской жизни.

Господь входит в эти воды, совлекаясь одежды. И в этом уже прообраз Его погребения, Его Воскресения. Как и каждый из нас входя в воды крещенской купели, когда мы приходили, обещая Богу чистую совесть в таинстве Крещения, чтобы спогребстись со Христом, соумереть с Ним, отложить ветхость нашей души, всю нашу скверну, чтобы с Ним совоскреснуть, совосстать, выходя из купели новыми, возрожденными, обновленными, рожденными для новой духовной благодатной жизни во Христе Иисусе. Именно это нам даровано в купели святого крещения. И Господь наш уже здесь, входя в воды Иордана в этом бесславии, в простоте, обнаженный, словно уже восходит на крест. В этой воде уже Его бесчестие, Его глубочайшее смирение, что Он как безгрешный и чистый входит подобно всем грешным окружавшим Его людям в эту воду, чтобы на самом деле в этом даровать нам залог спасения. И не просто входит Господь, но даруя нам правду, желает, чтобы мы эту правду исполняли, чтобы мы каялись, исправляли свою жизнь.

Не случайно святой Иоанн Предтеча, готовя пришествие Христово, проповедовал на Иордане, говоря:порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 7 - 8). Именно этих плодов ожидает от нас Господь, не только каких-то внешних вещей. Мы пришли сюда не для того, чтобы наполнить свои склянки и банки святой водою лишь, а для того, чтобы наполнить душу свою благодатным желанием жить со Христом, жить Христом и во Христе. Без этого все внешнее будет бессмысленным. И все эти внешние воды должны помогать нам в этом, должны способствовать тому, чтобы человек искал внутреннего.

Человек должен оставить грех. Но важно, чтобы не только оставление греха было в нашей жизни, но и стремление измениться, стать другими, исполниться добродетельной жизни. Не случайно говорил святитель Василий Великий о том, что человек должен стремиться исполнять эту правду, божественную правду, чтобы уже здесь, научаясь евангельским заповедям, понуждая себя к ним, приуготовить себя к тому, что даровано нам естеством нашим в Царстве Небесном. Добродетель может стать естеством человека при жизни, но это, увы, удел весьма немногих, тех, для кого быть добрым, быть чистым, смиренным, любвеобильным стало его естественной необходимостью. Этих людей мы называем святыми, преподобными, праведными, святителями и другими чинами лика святых. Но мы должны к этому стремиться. Без этого стремления наша христианская жизнь никогда не состоится. В этом желании исполнить божественную правду мы усовершаемся от раза в раз.

И не имея возможности исполнить что-либо как должно, не имея того расположения сердца, которое ожидает от нас Господь, пусть мы это делаем и с принуждением, не будем укорять себя в этом, оправдывать свой грех. Потому что это самое страшное падение, которое может быть для человека, оправдать себя в грехе, согласиться с ним. Согласиться с тем, что грех это как будто бы ничего, нормально. Грех это есть искажение человеческой природы, есть уродство нашей души, есть тяжелейшая болезнь, скверна, поразившая все естество человека. И мы должны понять, осознать все это, то, что гнетет нас. Это неестественно, ненормально. Человек должен пробудиться от этого греховного сна, возжелать духовной благодатной божественной жизни.

Вот ко всему этому сегодняшний праздник нас призывает. Христос, приходя на Иордан, открывает нам эту перспективу новой жизни, полагает это начало, выходя на общественное служение, являя Себя миру, как начало Нового Завета. Все то, что мы знаем из Евангелия, как жизнь Христа Спасителя, кроме короткого отрывка о Его Рождестве, начинается именно здесь, на Иордане. И дай Бог, чтобы этот залог стал началом исправления нас с вами, чтобы мы, всякий раз приходя в храм, вспоминали о своей жизни, вспоминали то, ради чего мы сюда пришли. Чтобы вся наша жизнь христианская наполнилась этим глубочайшим великим смыслом.

Враг пытается погрузить нас в суету, лишить нас этого глубокого смысла, когда мы в самом процессе теряем цель нашей религиозной жизни. Но нельзя на это соглашаться. Нужно вновь и вновь этот великий смысл перед собой поставлять. Поставлять себя перед лицом божественным, не щадить своего сердца в раскаянии, в горечи, в сожалении о своих грехах. Не жалеть своего сердца, для того чтобы понудить себя на какое-то доброе дело, на соучастие в сострадании, в боли, в горе другого человека, который поставляется промыслом Божьим рядом с нами.

И все это составляет нашу христианскую жизнь. Из мелочей складывается она, но верный в малом, будет верен и во многом. А неверный даже в мелочах, никогда не сможет стать верным Христу. Господь, пришедший на Иордан, осветивший струи его, даровавший нам купель крещения, как обновление нашей жизни, да подаст нам это подлинное стремление жить Им, жить в Нем, чтобы с Ним соумирая, с Ним спогребаясь, ища его божественной правды с Ним и совосстать в Его нетлении, в Его божественной вечной жизни. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)