Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не сму­щай­тесь и не бой­тесь скор­бей. Скор­би и ра­дос­ти тес­но со­е­ди­не­ны друг с дру­гом, так что ра­дость не­сет скорбь, и скорбь – ра­дость. Вам это ка­жет­ся стран­ным, но вспом­ни­те сло­ва Спа­си­те­ля: Же­на ег­да раж­да­ет, скорбь имать, яко при­иде год ея: ег­да же ро­дит от­ро­ча, кто­му не пом­нит скор­би за ра­дость, яко ро­ди­ся че­ло­век в мир (Ин. 16, 21). День сме­ня­ет ночь, ночь – день, не­на­ст­ная по­го­да – вёд­ро, так и скорбь и ра­дость сме­ня­ют друг дру­га.

преп. Варсонофий

Скор­би ве­дут на не­бо: так уст­ро­е­но Бо­гом для очи­ще­ния гре­хов, и не­до­пу­ще­ния до боль­ших про­с­туп­ков и для по­лу­че­ния веч­но­ра­до­ст­ной бла­жен­ной жиз­ни на не­бе.

преп. Иосиф

Царствие Не­бес­ное не да­ет­ся ле­жа­щим на бо­ку, а толь­ко тру­дя­щим­ся и скор­би тер­пя­щим.

преп. Иосиф

Святое Богоявление Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, великий, славный неописуемо выразимый праздничный ныне день мы переживаем — день Крещения Господня. Христос Господь Бог наш вочеловечившийся, воплотившийся, ныне воспоминаем, как Он крестился в Иордане, и слышим, как повествует святое Евангелие, что когда Он крестился, то Дух Святый «в виде голубине» снизшел на Него. И глас был с небесе, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 17, 05).

Из этих вот действий и гласа и Духа Святаго действием нам открывается величайшая тайна Божества — троичность во едином существе. Нынешний день потому и называется Богоявлением, потому что в нынешний день, когда крестился Господь, то Бог открыл миру величайшую тайну, что Он есть единое по существу, но троичен по ипостасям, то есть в лицах. Величайшее, величайшее событие ныне и очень нужное для нашего спасения. Христос Господь, крестившись во Иордане, освятил воды и не одного только Иордана, а освятил воды всего мира, всей земли воды и под землей и над землей. И так же, как сказано, небеса небес, и вода даже превыше небес освящены Крещением Господним. И мы освящаемся водою. Мы ныне также воспоминаем и наше крещение, когда мы были во святом крещении омыты водою во славу Божию и Святой Троицы и давали обеты быть верными Богу, веровать во Христа.

Великая мысль содержится в нынешний праздничный день. Мы слышим и видим воочию — вся земля, вся вселенная освящена водным естеством, Крещением Господним. Освящена. Однако нам заповедано и сказано, что Христос будет крестить не так, как Иоанн Предтеча водою покаяния, но будет крестить Духом Святым и огнем. И потому, когда слышим мы это слово «огонь», мы не должны понимать, что это какая-то огненная стихия.

Это не то, как бы мы понимали, как Господь говорит: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк. 12, 49) Что это за огонь? Под огнем надо иметь правильное понятие. Если мы всю вселенную переплывем, только войдем в небеса небес, где вода превыше небес, но без огня не будет нам освящения должного. Мы должны быть еще освящены огнем! Когда мы омываемся и освящаемся водным естеством, вместе с этим что должен быть это за огонь? Огонь слова Божия! Вот огонь! Это тот огонь, который Господь пришел воврещи на землю, чтобы всех этим огнем вместе с водным естеством освятить всякую душу. Ты можешь ходить, можешь плавать по водам, можешь плавать под водами, но не освятишься, если не будет в сердце твоем огня, то есть слова Божия.

Самое важное — это наше крещение Духом Святым и огнем, вот этим огнем слова Духа Святаго в водном естестве. Вот всегда это нам подобает это помнить. Мы часто как-то внимания должного не уделяем, что это за огонь. Согреяся сердце Мое во Мне, — слово Божие говорит, — и в поучении Моем разгорится огнь (Пс.38, 04). В каком поучении? В поучении слова Божия. Вот когда в нас будет это поучение, тогда и водное естество и этот огнь слова Божия низведет на нас Духа Святаго. И мы будем, по подобию Господню, можем иметь силу противления сатанинским всем действиям. Вспомните, как со Христом было. Когда Он крестился, то в пустыне сатана дерзнул искушать Его, но был поражен словом истины, когда Он ответил. Сатана говорит: поклонись мне, и вот я тебе весь этот мир отдам. А Господь просто отвечает: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10). Все, заглох сатана, и побежден.

Также и с нами должно быть, потому что сатана не приминет и к каждому человеку, христианину, крестившемуся в воде во имя и со славу Святой Троицы, также приступить и искушать. Со всяким человеком это бывает. Всякому человеку сатана приступает, но без слова Господня, которое Он нам дал, когда сказал: Огня приидох воврещи на землю (Лк. 12, 49). То есть огня столько, что на всех хватит. Бери, питай, исполняй слово Божие, закон, заповеди Господни. Вот он, огонь и сила и оружие против сатаны. И Господь говорит: приступит сатана, и победите его словом истины. Не может сатана, лжец, противостоять слову истины.

И наше спасение, дорогие о Господе отцы, братья и сестры, — сегодня должны мы на сердце очень глубоко положить, — невозможно без крещения водою и огнем слова Божия. Без этого невозможно. И это оружие, которое сатана никогда не может победить и сокрушить человека. Ну скажите, даже простое слово: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Ну, может ли сатана после этих слов, когда человек от сердца произносит и полагает, что приступить и начать бы его искушать? Он искушает гневом, раздражением, а мы поминаем, что надо быть кротким и смиренным, и сатана бежит.

Вот, в этот день праздничный, день Богоявления, день Крещения Господня да сподобит Он и нас всех быть наследниками со Христом Господом нашем в Царствии Небесном вместе с Ним, вместе со всеми святыми, с Ангелами Божьими. Спаси всех вас Христос. И еще раз с праздником великим святаго Крещения.

Архимандрит Венедикт (Пеньков)