Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Пе­ред ис­по­ведью зай­ми­тесь сы­ном и при­го­товь­те его к это­му Та­ин­ству, как су­ме­ете. Зас­тавь­те его пе­ред ис­по­ведью про­честь за­по­ве­ди с объ­яс­не­ни­ем. Ка­са­тель­но исп­рав­ле­ния его не­дос­тат­ков во­об­ще, мо­же­те ему го­во­рить иног­да по­лу­шут­ли­вым то­ном: „Ты ведь мо­ло­дой князь, чрез та­кие пос­туп­ки не уда­ряй се­бя ли­цом в грязь“.

прп. Амвросий

Де­тей мы обя­за­ны учить, а от де­тей са­ми долж­ны учить­ся, по ска­зан­но­му от Са­мо­го Гос­по­да: аще не бу­де­те, яко де­ти, не вни­ди­те в Царствие Не­бес­ное (Мф. 18, 3). А свя­той апос­тол Па­вел про­тол­ко­вал это так: не де­ти бы­вай­те умом, но зло­бою мла­ден­че­ст­вуй­те; умы же сове­р­шен­ни бы­вай­те (1 Кор. 14, 20).

прп. Амвросий

В бла­гие ми­ну­ты мо­жешь ска­зать пи­то­ми­це, что она, как хрис­ти­ан­ка, кро­ме жур­на­лов долж­на чи­тать ду­хов­ные кни­ги и на сло­во не ве­рить вся­ко­му вздо­ру без раз­бо­ра — что мож­но ро­дить­ся из пы­ли и что лю­ди преж­де обезь­я­на­ми бы­ли. А вот это прав­да, что мно­гие лю­ди ста­ли обезь­я­нам по­д­ра­жать и до сте­пе­ни обезь­ян се­бя уни­жать.

прп. Амвросий

Святое Богоявление Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, великий, славный неописуемо выразимый праздничный ныне день мы переживаем — день Крещения Господня. Христос Господь Бог наш вочеловечившийся, воплотившийся, ныне воспоминаем, как Он крестился в Иордане, и слышим, как повествует святое Евангелие, что когда Он крестился, то Дух Святый «в виде голубине» снизшел на Него. И глас был с небесе, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 17, 05).

Из этих вот действий и гласа и Духа Святаго действием нам открывается величайшая тайна Божества — троичность во едином существе. Нынешний день потому и называется Богоявлением, потому что в нынешний день, когда крестился Господь, то Бог открыл миру величайшую тайну, что Он есть единое по существу, но троичен по ипостасям, то есть в лицах. Величайшее, величайшее событие ныне и очень нужное для нашего спасения. Христос Господь, крестившись во Иордане, освятил воды и не одного только Иордана, а освятил воды всего мира, всей земли воды и под землей и над землей. И так же, как сказано, небеса небес, и вода даже превыше небес освящены Крещением Господним. И мы освящаемся водою. Мы ныне также воспоминаем и наше крещение, когда мы были во святом крещении омыты водою во славу Божию и Святой Троицы и давали обеты быть верными Богу, веровать во Христа.

Великая мысль содержится в нынешний праздничный день. Мы слышим и видим воочию — вся земля, вся вселенная освящена водным естеством, Крещением Господним. Освящена. Однако нам заповедано и сказано, что Христос будет крестить не так, как Иоанн Предтеча водою покаяния, но будет крестить Духом Святым и огнем. И потому, когда слышим мы это слово «огонь», мы не должны понимать, что это какая-то огненная стихия.

Это не то, как бы мы понимали, как Господь говорит: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк. 12, 49) Что это за огонь? Под огнем надо иметь правильное понятие. Если мы всю вселенную переплывем, только войдем в небеса небес, где вода превыше небес, но без огня не будет нам освящения должного. Мы должны быть еще освящены огнем! Когда мы омываемся и освящаемся водным естеством, вместе с этим что должен быть это за огонь? Огонь слова Божия! Вот огонь! Это тот огонь, который Господь пришел воврещи на землю, чтобы всех этим огнем вместе с водным естеством освятить всякую душу. Ты можешь ходить, можешь плавать по водам, можешь плавать под водами, но не освятишься, если не будет в сердце твоем огня, то есть слова Божия.

Самое важное — это наше крещение Духом Святым и огнем, вот этим огнем слова Духа Святаго в водном естестве. Вот всегда это нам подобает это помнить. Мы часто как-то внимания должного не уделяем, что это за огонь. Согреяся сердце Мое во Мне, — слово Божие говорит, — и в поучении Моем разгорится огнь (Пс.38, 04). В каком поучении? В поучении слова Божия. Вот когда в нас будет это поучение, тогда и водное естество и этот огнь слова Божия низведет на нас Духа Святаго. И мы будем, по подобию Господню, можем иметь силу противления сатанинским всем действиям. Вспомните, как со Христом было. Когда Он крестился, то в пустыне сатана дерзнул искушать Его, но был поражен словом истины, когда Он ответил. Сатана говорит: поклонись мне, и вот я тебе весь этот мир отдам. А Господь просто отвечает: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10). Все, заглох сатана, и побежден.

Также и с нами должно быть, потому что сатана не приминет и к каждому человеку, христианину, крестившемуся в воде во имя и со славу Святой Троицы, также приступить и искушать. Со всяким человеком это бывает. Всякому человеку сатана приступает, но без слова Господня, которое Он нам дал, когда сказал: Огня приидох воврещи на землю (Лк. 12, 49). То есть огня столько, что на всех хватит. Бери, питай, исполняй слово Божие, закон, заповеди Господни. Вот он, огонь и сила и оружие против сатаны. И Господь говорит: приступит сатана, и победите его словом истины. Не может сатана, лжец, противостоять слову истины.

И наше спасение, дорогие о Господе отцы, братья и сестры, — сегодня должны мы на сердце очень глубоко положить, — невозможно без крещения водою и огнем слова Божия. Без этого невозможно. И это оружие, которое сатана никогда не может победить и сокрушить человека. Ну скажите, даже простое слово: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Ну, может ли сатана после этих слов, когда человек от сердца произносит и полагает, что приступить и начать бы его искушать? Он искушает гневом, раздражением, а мы поминаем, что надо быть кротким и смиренным, и сатана бежит.

Вот, в этот день праздничный, день Богоявления, день Крещения Господня да сподобит Он и нас всех быть наследниками со Христом Господом нашем в Царствии Небесном вместе с Ним, вместе со всеми святыми, с Ангелами Божьими. Спаси всех вас Христос. И еще раз с праздником великим святаго Крещения.

Архимандрит Венедикт (Пеньков)