Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В скор­бях и ис­ку­ше­ни­ях Гос­подь по­мо­га­ет нам. Он не ос­во­бож­да­ет нас от них, а по­да­ет си­лу лег­ко пе­ре­но­сить, да­же не за­ме­чать их.

преп. Никон

Гос­по­ду хо­чет­ся, что­бы мы сми­ри­лись и по­хо­ди­ли бы на Не­го, Сми­рен­но­го и Крот­ко­го, и по­нес­ли бы, по­доб­но Ему, скор­би, хо­тя и не та­кие, ка­кие Он нес за на­ши гре­хи, а ма­лень­кие и в ты­сяч­ную до­лю, а мы и сов­сем не хо­тим Бо­жи­е­го, а чтоб неп­ре­мен­но бы­ло – хоть ху­же, да на­ше.

преп. Анатолий

Что­бы скорбь не да­ви­ла му­чи­тель­но, на­до от­ка­зать­ся от сво­ей во­ли и сми­рить­ся пред Бо­гом во всех от­но­ше­ни­ях. Бог же­ла­ет на­ше­го спа­се­ния и стро­ит его не­пос­ти­жи­мо для нас. Пре­дай­ся во­ле Бо­жи­ей, и об­ре­тешь мир скорб­ной ду­ше сво­ей и серд­цу.

преп. Никон

 

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы Четверг 27-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, святая Церковь предлагала нам евангельское чтение от евангелиста Луки. Для многих оно бывает очень сложным для понимания, порой даже соблазнительным. Это о неправедном приставнике, когда некий богатый человек имел приставника, то есть домоуправителя, который распоряжался всем хозяйством этого человека (см. Лук. 16, 1-9). По-нынешнему, исполнительный директор, так его можно назвать, управляющий компанией, который для этого хозяина все делал по его дому. Чтобы этот дом не просто содержался в порядке, но чтобы доход был еще, то есть управлял какими-то определенными финансовыми делами, как сегодня говорят – бизнесом, чтобы человек имел какой-то достаток.

И вот заподозренный в неправедности, в каком-то, может быть, неправильном управлении, нечестности или в чем-то еще, этот приставник был отставлен от управления домом, лишен своей должности. Прежде чем он не был еще окончательно изгнан, чтобы передать дела, он сам себе размышляет: что мне делать, копать я не умею, просить стыжусь по своей гордости. Вот, говорит, что я сделаю. И призвав тех, кто имел долговые расписки для его хозяина, он стал эти расписки уменьшать (ст. 3-7). Как говорят святые отцы, что он уменьшал это количество не так, чтобы его хозяин пострадал. Но он убавлял лишь тот доход, который хозяин его должен был получить, в том числе и он сам, убавляя ровно на столько, сколько составляло подлинную стоимость этого товара, этих продуктов сельского хозяйства, которые он, собственно и распространял.

Но речь не о том. Конечно Господь здесь не бизнес планы до нас пытается донести, не какие-то финансовые отношения. Но прежде всего Он показывает нам, как далее Он говорит, что сотворите себе друзей от богатства неправедного (ст. 9). Не в том смысле, что мы должны каким-то неправедным образом зарабатывать себе друзей и приобретать богатство неправедно. Но всякое богатство, которое имеет человек, оно само по себе неправедно. Неправедно потому, что человек считает это своим, при том, что все богатство мира принадлежит Богу. Именно вот эта неправедность наша заключается в неправильном понимании нашего отношения к этим материальным благам, потому что Господь доверяет нам, как этим приставникам, чтобы мы распоряжались этим имением.

И именно этому научает нас сегодняшнее Евангелие, чтобы теми деньгами, которые Господь нам дал, которые у нас есть, но они являются Божьим достоянием, доверенным нам для управления, чтобы Господь увидел, как мы можем ими правильно распорядиться, приобрести себе подлинных друзей на небе. Безусловно, те, которым мы даем, творим милостыню, мы не знаем об их праведности. Может они попадут в Царство Божие, быть Суд Божий будет для них иным. Но друзьями становятся сами наши добрые дела для нас, потому что мы собираем себе сокровища на небе. Именно благодаря тому, что мы кому-тот помогаем, эти люди потом на Страшном Суде Божьем будут ходатайствовать за нас о том, что мы творили милостыню и помогали им. Они смогут ходатайствовать о нас, как о тех, кто имел хотя бы малое милосердие, имел возможность помогать окружающим нас людям.

И об этом мы, конечно же, должны помнить и не забывать, что именно этого ожидает от нас Господь – милости сердца. Потому что на этой же неделе было Евангелие о том, как нужно призывать нищих, убогих на наше пиршество, чтобы также помогать тем, кто не может нам воздать. И это Евангелие практически о том же. Но Господь говорит нам, что когда вы оскудеете, то есть когда мы уже не сможем творить добрых дел, когда душа наша выйдет из тела, когда мы можем уповать лишь на милость Божию и на то доброе, что мы в своей жизни успели сотворить. И эти самые добрые дела и будут ходатайствовать о нас, и примут нас в вечные кровы. И не случайно Господь поставляет эту притчу с тем, чтобы напомнить нам о том, что каждый человек, который распоряжается своим имуществом, пусть даже это имущество совсем даже небольшое, все-таки не привязывался к нему, относился к нему, как к какому-то стяжанию, но помнил, что и над ним есть суд Божий. Помнил о том, что рано или поздно он должен будет дать ответ о своем управлении этим имением, которое Господь ему доверил, пусть это совсем даже какие-то крошки или быть может и много. По разному Господь распределяет Свои щедрые дары.

Но даже и эти малые блага есть благословение для человека. И этим благословением нужно мудро и правильно распорядиться. Конечно же, не нужно это безумно расточать, разбрасывать направо и налево. Как говорит Иоанн Златоуст: милостыня твоя да пусть вспотеет в твоей руке. То есть, чтобы она не была спешной, а была обдуманной. Надо давать с рассуждением, а не просто рассыпать направо и налево. Мы так можем нарушить благословение Божие, совершить не правильные поступки, а чаще всего поощрять, как это часто бывает в современном мире, тех, кто зарабатывает этой милостыней, тех, кто бывает наиболее настойчивы, порой даже до бесстыдства, назойливы и тех, кто требует. Те, кто действительно нуждаются в этих деньгах, бывают скромны, застенчивы и стыдятся на самом деле, чтобы о своей нужде сказать.

И нам порой нужно поразмыслить, поискать тех, кто по-настоящему имеет такую нужду, конечно из тех, кто поставлен перед нами промыслом Божьим так или иначе. Но иногда эти люди стыдятся произнести какое-то прошение. Об этом нам тоже нужно помнить и знать. Господь, обучающий нас милости, желает, чтобы мы уподобились Ему в Его милосердии, в Его человеколюбии. И в этой притче безусловно не думали, что надо жить как-то неправедно, имея какие-то неправедные богатства, но свое богатство не считали праведным, потому что всякое богатство, как говорит тот же Иоанн Златоуст, так или иначе все равно имеет какую-то неправедность. Все равно тех, кто стяжевает какие-то богатства, присутствуют там те или иные страсти и какое-то лукавство, и какие-то компромиссы, и какое-то может быть порой давление моральное мы оказываем. И, так или иначе, человек вынужден бывает в коммерции, в финансовых делах в чем-то преступать против своей совести.

Но, безусловно, даже если мы чисты и честны перед Богом, то, как мы трудимся и как мы зарабатываем свои деньги, не будем считать это лишь только своим. Безусловно, это дар Божий, которым мы должны разумно распорядиться ради Христа, ради заповедей Божьих о милосердии, ради человеколюбия к нашим ближним. И в этом приобрести себе подлинное сокровище на небесах. Как говорит Иоанн Златоуст: не то твое, что ты имеешь, но то, что ты отдал, то стало подлинно твоим, стало твоим в вечности на небесах. Потому что это действительно то сокровище, которое ты отложил себе там, на небе, то сокровище, которое будет ходатайствовать о тебе, как о человеке, имеющем милость и доброе сердце.

И в этом мы должны уподобляться Христу, Коему подобает слава во веки.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)