Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не­из­ле­чи­мые бо­лез­ни долж­но ле­чить с ве­рою, при­бе­гать к Бо­гу и угод­ни­кам Его, а ког­да не по­лу­чит кто ис­це­ле­ния, то, вид­но, на­доб­но нес­ти сей крест, пос­лан­ный на спа­се­ние ду­ши его.

преп. Макарий

Же­ла­ю­щий об­рес­ти бла­гую со­весть и чест­ность не дол­жен доз­во­лять се­бе ни ма­лей­ше­го лож­но­го и лу­ка­во­го сло­ва ни в боль­ших де­лах, ни в ма­лых.

преп. Никон

Чувство люб­ви ко Гос­по­ду при­хо­дит по ме­ре ис­пол­не­ния за­по­ве­дей Его.

преп. Никон

Перенесение мощей Вмч. Феодора Стратилата

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня дорогие отцы, братья, матери и сестры, мы с вами чествуем в день попразднства Пятидесятницы святаго великомученика Феодора Стратилата. Сам день памяти его празднуется 21-го февраля, но сегодня мы совершаем перенесение его честных мощей из древнего города Гераклеи на побережье Черного моря в его родной город Евхаит, родину, куда он завещал своему ученику Уару перенести его мощи после его кончины.

Этот доблестный воин и раб Христов победил великого змея, который стращал, смущал и держал в страхе всю окрестную страну. И вот он вышел на борьбу с этим змеем, призывая лишь имя Христово в помощь, уповая на Его могущественную десницу. И совершив это чудо он, был почитаем всем народом. Имя Христово прославлялось благодаря ему. И фактически поставленный стратилатом, то есть военачальником, он был градоначальником этого города Гераклеи, где подавляющее большинства людей было верующими во Христа благодаря благочестию, доблести и этому высочайшему нравственному состоянию этого человека, этого христианина.

Святой великомученик Феодор, тем не менее, когда император Ликиний стал гнать христиан и вооружился против Феодора, желая уничтожать не только всех подряд христиан, видя что это бессмысленно и бесполезно в виде их твердости, мужеству, он восстал на самых благочестивых и самых знатных и благородных людей, думая, что устрашив их, людей первых в своем народе, он сможет подавить веру Христову и в простых людях. И вот великомученик Феодор прибегает, казалось бы, к лукавству. Он пишет императору письмо, где всячески восхваляет его и приглашает посетить его город, чтобы принести жертву идольским языческим богам. Но на самом деле он не желает отправляться в Никомидию, столицу восточной части Римской империи, куда призывал его император, но хочет пострадать в своем городе, чтобы дать утверждение и своему народу и прибыть покровителем этого места, чтобы остаться почивать там своими честными мощами. Но прежде всего, чтобы утвердить веру в людях, дать им пример доблестной веры, мужественного исповедания Христа и верности Богу во всем, даже до смерти.

И вот император, обманутый такими обещаниями Феодора, прибывает с честью в Гераклею, но и там Феодор вновь приводит ему довод, желая принести жертву богам дома, испрашивая их, чтобы он мог чествовать их у себя наедине, и лишь потом принести жертву публично. Он разбивает всех этих идолов на части и раздает их многим нищим. Но удивительно то, что великомученик Феодор, предвидя свою мученическую кончину, показывает нам удивительное смирение, без чего мученичество невозможно. Он со слезами молит Господа своего и Бога Спасителя мира Христа, чтобы Он дал ему не просто твердость устоять в этих мучениях, но оставаться Ему верным. Он совершенно не ощущает уверенность в себе самом, в своих немощных человеческих силах.

Будучи твердым воином, победоносным воином, военачальником, он так смиренно молится своему Владыке Христу, показывая и нам пример, потому что мы так часто желаем уповать на себя, так много совершаем этих ошибок человеческих. Начиная что-либо, рассчитываем на какие-то свои человеческие силы. И когда у нас что-то в жизни не получается, то либо унываем и малодушествуем, либо ропщем и раздражаемся на окружающих нас людей. Но причина лишь в том, что мы слишком надеемся на себя. И в нашей самонадеянности Господь попускает нам увидеть свою немощь, познать ее, чтобы наконец-то призвать Его в помощь. Без Него мы не можем делать ничего, как Сам Христос сказал в Своем божественном Евангелии: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 05). И вот в этом великомученик Феодор нам является примером, чтобы в этом смирении мы шествовали в течение все своей жизни. И даже мученичество, там, где казалось бы, человек выступает на борьбу с самим дьяволом наедине со своими мучителями лицом к лицу перед лицом своей смерти, этого страшного тирана человечества, где, казалось бы, может устрашиться всякий, когда его жизнь желают насильственно отнять от него. Тем не менее, и здесь необходимо глубочайшее смирение. И вот великомученик Феодор нам в этом показывает пример.

И второй пример, который он являет нам, это пример его удивительной кротости. Когда во всех уже мучениях, которые начал против него Ликиний, осознав, что он был обманут Феодором, он приводит мучение самое страшное — наносит ему сотни ударов воловьими жилами и по спине и по животу, заставляя скрести его железными когтями, разрывая его плоть. И далее еще эти открытые раны скрести черепками и обжигать горящими свечами. Это не те свечи, которые мы зажигаем в храме маленькие, а фактически как факелы, которые сжигали его плоть. И более того, его распяли на кресте, как и его божественного Учителя Христа Спасителя, стреляли в него стрелами, попадая в его глаза, в лицо. И, тем не менее, этот мученик, уверенный Христом накануне страданий гласом свыше о том, что Феодор, дерзай, Я с тобой. Сам Господь явил ему Свою милость и уверение. Он поколебался, что в этих страданиях он словно оставлен. Он сказал: Господи, зачем Ты меня оставил в этих страшных мучениях. Но ангел Господень явился ему и сказал: не сомневайся, Господь, как уверял, что Он с тобою, Он и есть с тобою. Пребывай непоколебим до конца и получишь венец вечной жизни. И вот великомученик исцелен ангелом так, словно с ним никогда ничего не происходило, хотя, казалось бы, уже одни кости висели на кресте с этой совершенно обезображенной плотью, лохмотьями висящими на этом человеке. И вот великомученик Феодор, исцеленный совершенно и благодаря этому чуду, обративший ко Христу сначала 70, а потом 300 воинов.

И весь народ города Гераклеи, большого города, готовый выступить против Ликиния нечестивого, восстать на него, низложить его, тем не менее, призываемый благодатью Божьей, понимает, что не в этом его предназначение. По-человечески можно все так легко совершить, восторжествовать над этим нечестивцем, совершить, казалось бы, такую простую правду и справедливость человеческую. Но справедливость Божия не в том, что нам порой кажется по-человечески, но справедливость в том, что угодно Богу. И именно в этом нам нужно исполнять святую волю Божью, стремясь осознавать ее не своим человеческим разумом, но разумом евангельским, разумом благочестия. И Феодор усмиряет всех, умоляет их не противиться тому, что нужно сделать. И в этом удивительном кротком предстоянии пред Богом он зрит тот венец, который Господь уготовал ему, чтобы обрести его в вечности. Он перед лицом всего народа склоняет главу перед палачом, который был единственным среди посланных, чтобы усечь его главу. И он не противится повелению этого царя, хотя так легко по-человечески можно было это сделать.

И нам с вами в этом тоже пример, чтобы и мы не противились тому, что Господь порой предлагает нам — тот крест, те скорби, те страдания, которые являются спасительными для нас, очищающими нашу душу, ту душу, которой так не хватает покаяния, не хватает должного самоукорения, может быть и других добродетелей: любви к ближнему, кротости, смирения. И все эти страдания, те или иные, они очищают нас, соединяют нас со Христом, уподобляют Тому первому Страдальцу, Который несправедливо пострадал за род человеческий. И мы с вами, носящие имя Христово, также должны стремиться шествовать за Христом, уподобляться Ему в том, чтобы терпеть все те напраслины, клеветы и неправду, которую порой возводят на нас люди. Не думать о том, что по-человечески нам хочется и кажется правильным, но всегда искать того, а что же угодно Богу в тех или иных обстоятельствах нашей с вами жизни, потому что именно в этом наш путь христианина искать не своего, но Божьего.

И дай Бог, чтобы пример и молитвы святаго великомученика Феодора помогли нам на этом пути утвердиться, подражая ему и в его великой вере благочестии ко Христу и в его смирении во всех тех путях его человеческой земной жизни, и прежде всего, конечно же его кротости, которую он явил в своей кончине и которая сияет действительно как лучезарное солнце, поражая нас этой высокой добродетелью. Чтобы и нам, осветившись ее сиянием, уподобиться ему. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)