Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Осо­бен­но ос­те­ре­гай­тесь ро­по­та, на ко­го бы то ни бы­ло. Ро­пот ху­же и вред­нее все­го. По­лез­нее и по­кой­нее ви­нить во всем и за все се­бя, а не дру­гих. Осо­бен­но же долж­но ос­те­ре­гать­ся ро­по­та на Про­мысл Бо­жий, чрез Ма­терь Бо­жию все бла­гое и ду­ше­по­лез­ное нам уст­ро­я­ю­щий. Толь­ко мы, че­ло­ве­ки, по ма­ло­ду­шию сво­е­му, час­то бе­зум­но мя­тем­ся и без­рас­суд­но скор­бим за уст­ро­я­е­мую нам поль­зу ду­шев­ную.

преп. Амвросий

На ко­го при­зи­ра­ет Гос­подь, ток­мо на крот­ко­го и мол­ча­ли­во­го... Да бу­дет во­ля Твоя, Гос­по­ди, во мне греш­ном. По­кой обе­щан нам в бу­ду­щем ве­ке, а здесь, на зем­ле, труд и ис­ку­ше­ние. Бла­жен че­ло­век, иже пре­тер­пит.

преп. Моисей

Что с на­ми ни бы­ва­ет, без по­пу­ще­ния Бо­жия не бы­ва­ет, как ска­за­но пра­вед­ным Ио­вом: яко­же Гос­по­де­ви из­во­ли­ся, та­ко и бысть (Иов. 1, 21). И по­се­му, по­доб­но ему, долж­ны бла­го­душ­но пе­ре­но­сить все слу­ча­ю­ще­еся в жиз­ни неп­ри­ят­ное, и удер­жи­вать се­бя от ро­пот­ли­вос­ти, и не го­во­рить: по­че­му это так, а не так?

преп. Антоний

Гражданское новолетие

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, дожили мы до сегодняшнего дня. И вот перед нами новый год, как его встречает весь мир, но не православный, а языческий мир. Этот мир живет надеждой на то, что в этом году что-то изменится. То есть люди не надеются на Бога, не надеются на помощь небесного мира, а надеются на то, что сам этот день изменит, как во всех этих сказках, стихотворениях и во всех произведениях написано, что это чудесная сказочная новогодняя ночь, когда исполняются желания. То есть мир живет чаяниями этой новогодней ночи.

Но мы с вами, православные христиане, знаем, что в эту ночь многие люди нуждаются в наших с вами молитвах, потому что, к большому сожалению, они сами этого сделать не смогут. Потому что будут находиться в не очень подобающем состоянии, которое сподвигает человека к молитве. И вот сегодня ночью у нас будет совершаться Божественная Литургия, на которой мы будем как раз молиться за весь мир – и за православный и за языческий, потому что любящему сердцу нет границ. Мы не делим людей на своих и чужих. Мы молимся за весь мир, потому что мы христиане, потому что этот мир создан Христом и для Христа. То есть, наша цель – возлюбить Господа, и вместе с Ним потом встретиться со всеми Лицами Пресвятой Троицы. Господь здесь нас ведет не для того, чтобы мы там что-то новое увидели, а для того, чтобы просто пришли домой.

И мы не обращаем внимания на какие-то определенные дни, что вот в этот день, что-то случится, и что-то в нашей жизни изменится. Нет, мы живем каждым днем, потому что каждый день наполняем с утра молитвой, и заканчиваем мы день тоже молитвой. Так вот, этот новогодний молебен, который отслужили священники нашего монастыря, мы благодарили Бога за прошедший год. Как и любой православный христианин, мы благодарим Бога, потому что год мы называем не годом какого-то животного, а для нас каждый год – это год Божий, потому что мы служим Богу. Спросили как-то ребята в армии: батюшка, а вот вопрос такой, мы не знаем, как себя считать, как лучше: быть сыном Божьим или рабом Божьим? Как-то рабом быть — не очень. И я им тут же говорю: ребята, вы все умные, ответьте сами на этот вопрос. И молодой солдатик ответил так: да, мы рождаемся сынами Божьими, но потом, оскверняя свою жизнь грехами, превращаемся в рабов; и, к сожалению, даже и не Божьих рабов. Мы из этого состояния выпадаем, и даже не буду произносить, чьими рабами становимся. А Господь нас призывает к совершенно другому.

И поэтому будем сегодня молиться, просить у Господа не надеяться, как весь мир надеется, что что-то изменится, а мы верим. Мы живем верой в то, что Господь не оставит уповающих на Него. Как Говорит Господь: уповающего на Меня не изжену вон (см. Ин. 6, 37). Сказал пророк: изчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием (Пс. 77, 33). То есть люди живут этими месяцами, днями, годами, наблюдают за всем этим. Но опять проходит очередной год, они опять наблюдают. И ничего не происходит, ничего в их жизнях не меняется. Но как же счастливы мы, которые благодаря нашим родителям, благодаря нашим предкам избрали совершенно другую жизнь, жизнь во Христе, которая наполняет ее, одухотворяет. И мы не чувствуем, что день у нас прошел как-то зря, потому что каждый день наполнен не просто добрыми делами, а наполнен добрыми делами во имя Бога.

И поэтому каждый день для нас проходит совершенно по-другому, чем для других людей, которые не верят, а которые только считают, наблюдают. И так каждый день. И в этих наблюдениях пустые, в унынии, в скорбях, в смятении и уходят. И даже не знают, куда они уходят. Мы же абсолютно спокойно с абсолютным убеждением и с верой, что мы не просто исчезаем, а мы уходим к Отцу, Который нас не оставил, а доверил нам здесь жить и прославлять Его святое имя. Потому что как многие думают, что Он нас бросил и смотрит на нас со стороны. Нет, это не так. Господь с нами каждую секунду, каждое мгновение. И Он наполняет все наши дела, всю нашу жизнь Своим присутствием, Своей помощью. Святой апостол Павел сказал так: тем же да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1Кор. 5, 8). То есть весь мир сегодня в квасе другом пребывает. А мы же пребываем в безквасиих. Для чего мы собрались сегодня в 12 часов ночи, в 00.00: для того, чтобы свою совесть очистить, потому что именно чистая совесть может как раз привлечь благодать Божию. А нечистая не может привлечь к себе чистого. Только очищая себя можно привлечь благодать Божию, любовь, и ее дальше в себе произрастать и распространять.

И вот поэтому будем сегодня радоваться не в квасе весе, а в бесквасии чистоты и истины. И вот за весь языческий мир будем ходатайствовать перед Богом, чтоб все было мирно, спокойно, тихо; благодарить Бога за то, что было, и просить у Бога, чтобы дальше сход мира тек спокойно и мирно, и прославлять Бога со Христом Богом нашим во веки веков.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)