Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до знать, ка­кая страсть бес­по­ко­ит бо­лее все­го, с ней и нуж­но бо­роть­ся осо­бен­но. Для это­го на­до ежед­нев­но про­ве­рять свою со­весть.

преп. Никон

По­бе­да над страс­тя­ми со­вер­ша­ет­ся си­лою Бо­жи­ею. На­ши не­мощ­ные си­лы к это­му не­дос­та­точ­ны. В этом на­до сми­рен­но соз­нать­ся и сми­ре­ни­ем прив­ле­кать к се­бе ми­лость и по­мощь Бо­жию.

преп. Никон

Да умуд­рит нас Гос­подь без дво­е­ду­шия вес­ти борь­бу с вра­гом на­ше­го спа­се­ния и гре­хом: без умуд­ре­ния от Гос­по­да и по­мо­щи Его по­бе­да не­воз­мож­на; мы не­мощ­ны и сла­бы без по­мо­щи Бо­жи­ей, а с Бо­жи­ей по­мощью все воз­мож­но, как ска­зал Апос­тол: Вся мо­гу о ук­реп­ля­ю­щем мя Ии­су­се Хрис­те (Флп. 4, 13).

преп. Никон

Иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, в нынешний день мы с вами совершаем празднование иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Неопалимая купина». Празднование этой иконы связано то, что назначено на нынешний день, с памятью боговидца пророка Моисея, который видел в свое время, когда жил на Синае, купину, то есть куст, который горел, но не сгорал. И вот эта купина прообразует Пресвятую Богородицу. Вот почему в честь этого видения написана вот такая глубокая, удивительная, таинственная икона Божьей Матери.

Духовный смысл «Неопалимой купины» очень глубок. И вот сейчас нам с вами надо постараться немножко поразмыслить о нем. Божественная благодать это огонь. Вот как мы читаем Последование ко святому причащению: «Боготворящую кровь ужаснися, человече, зря: огнь бо есть недостойныя попаляяй». Господь и Спаситель наш Иисус Христос воплотился от Пречистой и Преблагословенной Божьей Матери. Вот этот воистину божественный и невместимый огонь прошел через девическую утробу, сохранив ее неповрежденною. И вот мы еще знаем, что когда святой Иоанн Предтеча совершал свое проповедническое служение, приуготовляя людей к скорому пришествию Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Предтеча говорил, что грядет вслед мене креплий мене, и Он будет крестить Духом Святым и огнем (см. Мф. 3, 11). Предтеча о себе говорил, что будет крестить водою, а Он Духом Святым и огнем. Как это понимать? Вот в каноне Крещения, который читается на Всенощном бдении на праздник Крещения есть такие слова: Огнем придет Господь крестить сопротивные, а не богомудрствующие.

Что это означает? Божество, божественная благодать – это огонь. Но для одних людей это огонь исцеляющий, очищающий и просвещающий, а для других людей это огонь попаляющий. В чем здесь различие? В том, что те люди, те из нас, верующих, которые всеми силами своей души стараются жить по воле Божьей. Вот если не брать высоких примеров, а брать каждого из нас, то это те из нас люди, которые стараются жить благочестиво. Благочестивая жизнь это не абстрактное понятие. Оно имеет и внешнее и внутреннее проявление. И что касается внешности, благочестивая жизнь это, когда человек не может жить без Богослужений. Мирской, если он ходит на все воскресные службы, на большие праздники в церковь, молится. Когда в будние дни он работает, он молится дома, читает не только утренние и вечерние молитвы, но и Священное Писание, Евангелие, Апостол, читает Псалтирь, читает различные акафисты. То есть без молитвы богослужебной и домашней благочестивый человек жить не может. Благочестивый человек внимателен к себе, наблюдает за всеми движениями своей души, чтобы они соответствовали заповедям Божьим. Если он видит, что много живет в суете, что он сребролюбив, что он нарушает заповедь, что искать прежде всего Царствия Божия и правды его. Он в этом горячо кается, сознает свою немощь. Если он видит, что раздражителен, если по отношению к своим близким проявляет осуждение, не носит тяготы своих ближних, он сознает себя нарушителем воли Божьей, кается. У нас всегда бывает необузданный язык, а ведь Господь сказал, что за каждое праздное слово будем давать ответ. Значит, такой человек тоже осознает себя преступником воли Божьей и тоже кается.

И вот это покаяние обязательно выражается в том, что благочестивые люди часто ходят на исповедь. В монастырях у многих это происходит ежедневно, потому что каждый день хотя бы какие-то малые грехи, но они есть. А у мирского человека, поскольку нет возможности каждый день исповедоваться, исповедь бывает ну хотя бы один раз в неделю, потому что дольше тянуть уже нельзя. Грехи начинают забываться, накапливаться, наслаиваться. И душа уже начинает мертветь, разлучаться с Богом, отторгать от себя божественную благодать. А как отторгать? Вот мы с вами уже говорили, что благодать это огонь. И если бы при такой жизни при постоянном нарушении воли Божьей и при пренебрежении частой исповедью, покаянием, Божья благодать не отступала бы от человека, то она его бы пожигала, потому что это прямое противление воли Божьей. Вот почему такая тесная взаимосвязь – исповедь и благодать? Я думаю, никому это объяснять словами не нужно, потому что каждый из нас это чувствует, знает это душой, что после исповеди состояние души изменяется. Мы себя ощущаем новыми, обновленными, очищенными, укрепленными, вдохновленными в духовной жизни. А откуда берется в нас это действие? Я думаю, всем нам это понятно, потому что через таинство Божье нам преподается благодать, которая в нас вот это доброе очистительное оживляющее действие и совершает. И если кто-то пренебрегает вот этой необходимой напряженной внимательной духовной жизнью, а живет кое-как, очень редко ходит в храм, редко исповедуется, он чужд Бога, чужд вот этой благодати.

И конечно мы должны понимать, что вот сегодня многие из нас будут причастниками святых Христовых таин, и что это действительно божественный огонь. И вот совершается над нами каждый раз такое великое чудо: как причащаемся и не опаляемся, вот как сказано в каноне ко святому причащению: «Трепещу, приемля огнь, да не опалюся, яко воск и яко трава. Оле страшного таинства! Оле благоутробия Божия! Како божественнаго тела и крове брения причащаюся и нетленен сотворяюся». Как я не сгораю от этого божественного огня? И вот мы с вами должны не забывать о том, что вот в чем, заключается вообще смысл нашей духовной жизни? Божья Матерь с самого детства, с самого младенчества это понимала. Она боялась что-то сделать не по воле Божьей, боялась каждую минуту своей жизни посвятить не Богу, а чему-то другому. И вот Она всегда говорила, что «призре Господь на смирение рабы Своея» (Лук. 1, 48), потому что смирение и заключается в послушании воли Божьей, чтобы жить по воле Божьей, по заповедям. И вот у Пресвятой Богородицы весь ее день, когда Она, об этом особенно ясно свидетельствует предание, жила в Иерусалимском храме, жила во Святая Святых, у Нее весь день проходил в молитве, рукоделии и богомыслии. Она размышляла, рассуждала, как и что Ей надо делать и все время то возносила пламенные молитвы Богу, то подкрепляла Свое тело каким-то рукоделием, и тоже не оставляя молитвы и богомыслие. Вот какой высочайший пример святости дает нам Пресвятая Богородица. И конечно Божество обитало в Ней в такой полноте, Божья благодать, что недаром мы Ее прославляем как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.

Но, дорогие о Господе братья и сестры, мы с вами тоже должны, обязаны быть подражателями Божьей Матери хотя бы в ту меру, в какую нам это возможно, и подражать в этом как следует в том, что как следует рассмотреть свою жизнь. Что в ней противно воле Божьей, что в ней не соответствует заповедям Божьим? А заповедей очень много. Если мы, к примеру, возьмем заповеди Ветхого Завета, которые большинство из нас знает, что надо чтить отца и мать, не воровать, не блудить, не завидовать и так далее. Это не основные заповеди, это только подготовительные. Основные заповеди Господь дал нам в святом Евангелии и в апостольских посланиях. Их великое множество. Могу сказать только несколько. На все заповеди, а их сотни, не хватит сейчас даже времени.

Господь нам что заповедует? Ну, во-первых: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Господь заповедует нам: не отягощайте сердец наших объедением, пьянством и печалью житейской. То есть надо рассматривать свою жизнь. Господь заповедует нам: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Благодарить не только о хорошем, хотя мы и это даже забываем делать, а благодарить надо вообще обо всем. Ну как к этому отнестись? Вот пришла какая-то скорбь, какая-то утрата, и мы должны сказать: Господи, благодарю Тебя за все, что Ты от меня то-то и то-то отнимаешь: здоровье или какую-то материальную ценность. Почему? Да потому что, где сокровище ваше, говорит Господь, там и сердце ваше будет. То есть, например, если мы заболели, это же Господь нам помогает не привязываться к этому бренному временному телу, с которым нам все равно придется расставаться. И чем мы будем здоровее, чем больше будем себя любить, свое тело, тем нам для этого будет труднее. Поэтому как нам не возблагодарить Господа, Который нам посылает такое вот врачевство. Да и вообще Господь любым наказанием являет нам свою любовь, ибо сказано: кого Господь любит, того и наказует, бия же всякого сына, его же преемлет. Ну как нам не благодарить Господа за то, что Он нас посещает скорбями и болезнями, когда этим выражается Его отеческая любовь и врачевство к нам, грешным.

Господь нам заповедует, чтобы мы обуздывали свой язык: от словес своих оправдишися, от словес своих осудишься. Он говорит, чтобы слово наше всегда было во благодати солью растворено. Вот эти слова, казалось бы, очень не понятны для мирского человека. В них ничего сложного нет. То есть мы, даже мирские люди, обязаны каждое слово взвешивать, чтобы оно было растворено благодатью. Слышите, что говорит Господь: от словес своих оправдишися. Мы можем только этим оправдаться перед Богом. То есть, как оправдаться? Осветиться, исполниться благодати, если будем говорить благодатные слова. Конечно, здесь идет речь не о сквернословии, о пустословии, а говорится не только о том, чтобы говорить по нужде, по необходимости. А чтобы в наших словах была растворена благодать, то есть сознание того, что мы говорим эти слова ради Бога, и не только ради дела, а ради взаимного мира. Потому что и ради дела можно сделать ближнему укор, обидеть его, оскорбить, а ради того, чтобы утешить ближнего. Ведь недаром сказано святыми, что Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Как это понимать? А понимать так, что имеющий мирный дух, он даже в словах всегда его выражает. В его словах изливается Божья благодать, которая исцеляет тех, кто находится вокруг него, исцеляет лучше всяких умных слов. Вот эта доброта и милость, растворенная в словах каждого вот этого человека, имеющего мирный дух. И таких примеров мы знаем очень много. И знаем и древних и современных. Вот взять наших великих старцев, которые, слава Богу, пока еще с нами: нашего старца схиархимандрита Илия, отца Кирилла Павлова и всех нынешних старцев, которые еще живы. Там, даже неважно, что он скажет, а послушаешь его слова, посмотришь на его мирный благодатный вид, и уже становится на душе легко. И Господь дает нам очень много заповедей, которые мы должны изучать.

И вот мы с вами поэтому обязаны внимательно читать Евангелие, апостольские послания. Я именно сейчас хочу сказать, чтобы каждый стоящий здесь услышал эти слова. Услышал и постарался их исполнить: внимательно читать Евангелие, апостольские послания понемножку и всегда смотреть, где какие там написаны заповеди, потому что это для нас слова жизни, благодаря которым мы будем с Богом, если будем стараться их исполнять. Вот очень большое пожелание, чтобы каждый из нас в нынешний святой день празднования Пречистой Божьей Матери провел с пользой для души. Чтобы Божья Матерь огнем Божества просветила душу каждого из нас и вразумила, укрепила и наставила нас на духовную спасительную жизнь. Чтобы мы, потрудясь здесь, потерпев немножко скорбей, сподобились вечного Небесного Царствия с Божьей Матерью и со всеми святыми во веки.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)