Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гор­дость бо­лее все­го ли­ша­ет лю­дей и доб­рых дел, и по­мо­щи Бо­жи­ей: где нет све­та, там ть­ма, а где нет сми­ре­ния, там зас­ту­па­ет мес­то гор­дость.

преп. Макарий

Кра­е­у­голь­ный ка­мень ино­чес­ко­го жи­тия есть сми­ре­ние. Сми­ре­ние и пос­лу­ша­ние по­мо­га­ют при­об­рес­ти раз­лич­ные доб­ро­де­те­ли, осо­бен­но в те­лес­ном от­но­ше­нии, но ес­ли есть гор­дость — все про­па­ло. По­доб­но то­му, как по­ги­ба­ют, де­ла­ют­ся ни­чем пя­ти­сот­руб­ле­вые кре­дит­ные би­ле­ты, бро­шен­ные в огонь. По­ка они вне ог­ня, они име­ют ог­ром­ную сто­и­мость, но лишь толь­ко по­па­ли в огонь — прев­ра­ща­ют­ся в пе­пел, ни­че­го не сто­я­щий. Или еще, че­ло­век с ве­ли­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми, но гор­дый — по­до­бен ог­ром­но­му ко­раб­лю, наг­ру­жен­но­му вся­ки­ми дра­го­цен­нос­тя­ми, но не вхо­дя­ще­му в прис­тань, а гиб­ну­ще­му сре­ди мо­ря. Так с од­ной сто­ро­ны ве­лик и ги­бе­лен по­рок — гор­дость, а с дру­гой — так спа­си­тель­но сми­ре­ние. На ко­го воз­зрю, толь­ко на крот­ко­го и сми­рен­но­го, тре­пе­щу­ще­го сло­вес Мо­их (ср.: Ис. 66, 2), — го­во­рит Гос­подь.

преп. Варсонофий

Воз­но­ше­ние, т. е. гор­дость, так па­губ­на, что и с вы­со­ты доб­ро­де­те­лей низ­вер­га­ет в безд­ну страс­тей и по­ро­ков.

преп. Макарий

Калужской иконы Божией Матери Суббота 16-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы все, и стар и млад, вспоминаем память Божьей Матери. Калужская икона Божьей Матери сегодня чтится всем православным народом не только нашей страны, но и мира. Это наш монастырский праздник, Калужский праздник, Российский праздник, потому что Калужская икона Божьей Матери это великая святыня нашей благословенной Калужской земли.

Почему же так мы почитаем Божью Матерь? Ну, во-первых это празднование было утверждено в 1771-ом году, потому что на город напала чума, а русский народ как истинно верующий, истинно любящий Бога к Кому обращается за помощью? К Господу и к Его Пречистой Матери. И поэтому чудотворную икону Калужскую, которая была обретена буквально 30 лет до этого в 1748-ом году, люди взяли и отслужили перед ней молебен, обошли с этой иконой Крестным ходом вокруг города, и чума прекратилась. Хотя до этого она косила целыми семьями народ. То есть вот как русский народ обращается со своей верой со всем злом, которое вокруг него творится. И бедны те люди, которые перед наступающими на них скорбями, просто не знают, что им делать, когда обрушиваются на них скорби. Просто их жаль. И как же нам, православным, должно быть легко, радостно и счастливо жить под сенью Божьей Матери, под Ее Всечистым Покровом с любовью о Господе.

Сколько на земле творится беззакония, неправды. Вот известен такой случай. Молодая девушка постоянно молилась Божьей Матери. Каждый день. И случилось с ней такое происшествие, что она с полустанка железнодорожного шла к своему дому по темному лесу. И на нее напал насильник. А она больше ничего не умела делать, а просто закричала: Божья Матерь, помоги! Ну, что умела каждый день говорить, то и сказала. В тоже мгновение рядом появилась женщина в черном, прямо рядом с насильником и лежащей на земле девушкой и просто стояла и ничего не говорила. Насильник говорит женщине: отойди, женщина. А она просто стояла. И на него напало такое оцепенение и ужас, что он ничего не сделал, а просто убежал. Или даже не убежал, а просто отошел. И она уже ушла. Так он ее нашел, он понял, то есть душа-то у него христианка, хоть он и стал разбойником. Но когда-то он был крещен в детстве папой и мамой в храме. И испугалась его душа, что какой же призыв этой девушки, что Сама Божья Матерь тут же явилась на помощь Своей дочке. И потом он ей помогал, как мог. Защищал и помогал. Нет, он не женился на ней, но он просто такие укоры совести испытывал, что не мог оставить ее без своей защиты.

Это пример как нам нужно верить в то, что действительно все есть – и Бог есть, и вера есть, и Церковь есть. Вот недавно зашел в храм человек с крестом на шее и с ниточкой на руке. Ну, вы знаете, о чем я говорю, с красной ниточкой. Я спрашиваю: а что это? С эти в храм нельзя. А он: почему это нельзя? Мы все ходим. И объясняет мне: там, где я был, было очень много колдовства, и мне сказали, что это поможет. Я говорю: а это, что у тебя на шее висит? Это разве не помогает? И что же это получается? Человек раб какой-то ниточки? Для нас крест на шее это не оберег, как некоторые считают. Это щит и меч одновременно. Меч против врага и защита против стрел вражьих. Крест! Больше ничего православному человеку не нужно. Крест на груди и имя Божьей Матери, Господа и святых угодников Божьих на устах. Больше нам ничего не надо. И никакие там веревки нас не спасут. А что же делает эта веревочка, чтобы вы понимали? Человек как бы говорит: бес этой веревочки, ты уж меня защити перед другими своими бесами; я тебе буду верой и правдой служить, я в крест не верю, а в твою шелковую красную веревочку верю, а во все остальное не верю. Поэтому ты скажи там другим, чтобы меня не обижали и не колдовали.

Вот что это происходит – полное невежество человеческое. Как можно верить в какой-то оберег, во что-то, если не верить в самое главное – в свое бытие, ради чего он живет, ради кого он живет, кому он служит. В Библии четко написано: кому служишь, тому и раб. Служишь веревке этой, как Алладин раб лампы, значит это рабство веревке или ниточке шелковой. Причем она у него не в один ряд была намотана, а в четыре или в пять. Прямо так хорошо намотана, трудно сорвать. И у нас даже приносят маленьких детей крестить – та же самая картина: у маленького ребенка висит эта веревка. Ну говоришь: Господи, вы же взрослые люди, как вы можете в это верить! Ну, слава Богу, срывают, сжигают эти обереги. Люди перестают верить в это. Это милость Божия. Но мы всегда должны помнить, что у нас есть к Кому обращаться, есть, у Кого просить помощи. У нас есть первая наша Заступница рода христианского – Пресвятая Дева Мария. Какие нам нужны еще помощники, какие нам нужны предметы, для того чтобы защитить себя? Ничего нам этого не надо.

Многие говорят: а что же вы поклоняетесь иконам? Ну, вообще-то человек такое существо. Ему приятно иметь рядом с сердцем что-то близкое с домом: или фотографию своей мамы, или часть своей земли. А вот нам, православным, приятно и радостно видеть, иметь с собой, возить с собой лики святых угодников Божьих, которые для нас не являются чем-то далеким, в бесконечности потерянным. Нет. Это самые наши близкие люди. Они не отцы и матери, они наши заступники. И первая Заступница – Божья Матерь. И вот за что нас ненавидит весь бесовский мир? И за что нашу Россию, наш русский народ любит Царство Небесное, все жители его? Потому что какое-то у нас необыкновенное почитание Бога, святых угодников Божьих и Божьей Матери, особенно Божьей Матери. Ну, вот любит наш русский народ Пресвятую Богородицу, причем любовью какой-то не земной. Потому что к матери отношения какие-то все-таки земные, а вот к Божьей Матери особенные. Человек все забывает.

Вот мне рассказывал один человек. У него операция недавно была. Молился Господу – больно. Как начал молиться Божьей Матери, «Богородица Дево, радуйся» начал читать. Целый час ему вживую делали операцию, вообще не чувствовал. Такое ощущение было, что Сама Пресвятая Богородица рядом стояла и постоянно утишала его боль. А врачи смотрели удивленными глазами и говорили: молодой человек, а вам не больно? Он говорил: нет, не больно. Но они видели по реакции организма, что очень больно, но в душе у человека не было больно. Он не чувствовал боли, потому что чувствовал, что рядом с ним стояла Пресвятая Богородица.

И дай нам Бог всем жить с таким упованием на помощь и милость Царицы Небесной, иже память ныне совершаем. С праздником, дорогие отцы, братья и сестры. Спаси, Господи.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)