Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не вся­кий мо­жет час­то ста­но­вить­ся на мо­лит­ву в те­че­ние дня. Но по­нуж­дать се­бя на мо­лит­ву, хо­тя мыс­лен­ную, ес­ли при лю­дях, вся­ко­му воз­мож­но. Воз­мож­но на­чи­нать и окан­чи­вать вся­кое де­ло и за­ня­тие воз­но­ше­ни­ем ума к Бо­гу. Не­по­лез­но хо­лод­ное от­но­ше­ние к де­лу мо­лит­вы. „От­мо­лил­ся, вы­чи­тал, что по­ло­же­но, и сво­бо­ден. От­был по­вин­ность свою". Та­кая мо­лит­ва не да­ет бла­гих пло­дов.

преп. Никон

Сла­бый мо­лит­ся, что­бы его не кле­ве­та­ли, а му­же­ст­вен­ный мо­лит­ся, что­бы Бог по­мог ему дру­гих не кле­ве­тать ни сло­вес­но, ни мыс­лен­но.

преп. Амвросий

На пра­во жи­ву­щих и во­лю Гос­под­ню тво­ря­щих враг не име­ет си­лы по­дей­ство­вать; ког­да уже он це­лым ле­ги­о­ном не смел сам вни­ти в ста­до сви­ное, а про­сил на сие поз­во­ле­ния у Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хрис­та, изг­нав­ше­го от че­ло­ве­ка оный ле­ги­он, то пос­ле то­го что при­чи­нит че­ло­ве­ку, ког­да Гос­подь не по­пус­тит или в на­ка­за­ние за гре­хи, или к ис­пы­та­нию ве­ры?

преп. Макарий

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, от всей души поздравляем всех вас с престольным праздником нашей Обители – празднованием, чествованием Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Казанская икона, без всякого сомнения, является самой почитаемой иконой на Руси. Мы не будем человеческим умом размышлять о том, почему? Ведь конечно дело здесь не в исторических событиях. Как и Казанская икона в свое время послужила; не сама икона, Божья Матерь — Она. В честь Нее написано большое количество икон. И вот как Божья Матерь через Свою Казанскую икону совершила великое чудо для нашего народа, такие же чудеса совершались и через Владимирскую, Донскую и другие иконы Божьей Матери. Но почему мы особенно более всех любим и почитаем именно Казанскую икону? Вот здесь это касается тайны Божьей, потому что любовь к Богу это не наше, не человеческое качество. Это действие в человеке божественной благодати. И вот когда мы приходим почтить соборно все вместе Богослужением Божью Матерь, исполняя Ее пророчества: «Се бо отныне ублажат Мя все роди» (Лук. 1, 48), мы Ее славим, мы Ее благодарим, мы Ее молим.

И вот о чем мы молим Божью Матерь? Конечно, у нас всегда есть какие-то житейские бытовые нужды, но они не могут быть главными в наших молитвах. Это не основное. Мы просим Божью Матерь о Ее молитвенном предстательстве, о Ее благодатном действии в нас в первую очередь в том, чтобы преуспевать в духовной жизни, преуспевать в самых главных целях, для которых мы здесь на земле существуем, то есть в подготовке к жизни будущей, подготовке и уже здесь соединении с нашим Спасителем, Сыном Пречистой Богородицы – Господом Иисусом Христом. И вот в первую очередь мы Ей молимся об этом. И как нельзя лучше и прекраснее все эти наши мысли, наши чаяния, наши сердечные воздыхания выражены в молебном каноне ко Пресвятой Богородице, который мы все с вами всегда читаем перед Святым Причастием.

Мы три канона читаем. Вот второй – это молебный канон ко Пресвятой Богородице. Там полно и глубоко прекрасным языком выражено вот это наше сознание, как и с чем мы обращаемся к Божьей Матери. И вот если мы себе зададим такой вопрос: но ведь действительно Господь Вседержитель, и все, что происходит на земле и на небе, это все совершается не чем-то иным, а только Его божественной силой. Это действительно так, это относится совершенно ко всему, кроме того, что на земле и на небе существует разумное творение, в котором дана воля, воля выбора добра или зла, Бога или дьявола. И вот те люди, те земнородные, которые выбрали Бога и которые всей душою, всем сердцем за ним последовали, Бог в них вселяется. Как Господь ясно сказал, что имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя. А кто любит Меня, будет возлюблен Отцом Моим, и Я его возлюблю, к Нему придем, и обитель в Нем сотворим (Ин. 14, 21). То есть Сам Господь вселяется в человека и в нем живет, в нем совершает Свою божественную силу, и свою силу и божественную. Это касается всех нас, это касается всех святых и конечно Божью Матерь, Которая всегда с самого Своего младенчества это глубоко осознавала, что без Бога, без Божьей помощи, без Божьей благодати ничего доброго совершить совершенно невозможно.

И вот вся Ее святая, пресвятая жизнь, полная чистота помыслов, постоянная молитва, когда Она еще была введена и находилась в Иерусалимском храме, где занималась рукоделием и молитвой, и даже пищи человеческой не вкушала – Ее питал Архангел Гавриил, который специально посылался к Ней, для того чтобы Избранницу Божью напитать. И вот это все Она понимала, что происходит с Божьей помощью, Божьей благодатью. И вот эта глубина смирения, постоянное желание смиряться, совершенстоваться в смирении дало возможность Ей совершенствоваться в Божьей благодати. И столь велика теперь благодать Божьей Матери, что мы даже к ней обращаемся не как к святым: «Святой отче Божий, моли Бога о нас». Нет, мы говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Этим самым что мы выражаем? Конечно, спасти может Господь. И все-таки не чем иным, как Духом Святым человек спасаться не может. Но Божья Матерь имеет от Бога такую благодать, такую силу дерзновения, что Она реально может помогать нам Своими молитвами, и божественной помощью просто нас спасает, просто брать нас за руку и тянуть к Богу ко спасению в Царство Небесное. Вот насколько Она для нас дорога. Ведь когда Господь при Кресте сказал Иоанну Богослову: «Се Мати твоя», а Пресвятой Богородице сказал: «Се сын Твой» (Ин. 19, 26-27), это ведь не слова простого человека. Это слова Бога, и в этих словах заключалась божественная сила, божественная благодать, которая и дала возможность всем нам сделаться детьми Пресвятой Богородицы.

А кто такие дети? Кто такая Мать? Это значит, что мы находимся под ее материнской заботой, как самое драгоценное, что только на свете существует, и как Она опекает каждый наш шаг, каждую нашу мысль, чувство. Как казалось бы человеку, ограниченному пространством, можно все это сделать, когда нас, верующих в Господа, почитающих Божью Матерь, не то, что миллионы, десятки может быть миллионов. По благодати Божьей все возможно. И вот в сердце Божьей Матери все мы умещаемся. Она может нам в едином времени всем одновременно помогать, о всех нас заботиться, о всех знать все наше внутреннее состояние, слышать все нас, сердечные наши молитвы. Такую Господь дал Ей силу. И мы Ее почитаем от всей души, как истинную нашу Матерь.

И вот сегодня мы все с вами собрались в сей святой храм, чтобы просить Божью Матерь нам грешным немощным, бедствующим в этих житейских бурях страстных, в этих напастях, испросить Ее всегдашней Ее помощи, чтобы Она была нашим предстательством, чтобы Своей молитвой Она укрощала наши страсти, чтобы вразумляла нас, давала ревность, давала нам памятование о том, что необходимо всегда пребывать в молитве. «Бдети к песни укрепи», – читаем мы в утренней молитве к Пресвятой Богородице. Мы Ее молим, чтобы Она напоминала нам о необходимости изучать заповеди Ее Сына, Спасителя нашего Иисуса Христа. Она помогает нам их понимать. Она о них нам воспоминает в течение каждого нашего дня, дает силы, чтобы мы пытались стараться их исполнять. При этом Она помогает нам увидеть наши недостатки, нашу немощь, нашу отдаленность от Бога, страстность, испорченность, заметить это, чтобы прийти на покаяние, прийти на исповедь и чистосердечно от души все рассказать своим духовникам. Вот насколько важна помощь, важна Ее спасительная роль в нашей жизни.

И мы сегодня от всей души от всего сердца со слезами благодарим и молим Пресвятую Богородицу, чтобы Она в нашей бедственной трудной жизни не оставила нас, привела к спасению, чтобы во веки веков с Ее Сыном, с Ней, со всеми святыми мы находились в вечном блаженстве и непрестанно со слезами благодарения и радости Ее хвалили, почитали и радовались о Ее любви к нам. Это обязательно совершится по ее матерной любви. Мы на это надеемся и за все ее благодарим.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)