Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ве­ра не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы ве­ро­вать, что есть Бог, но и во всеп­ре­муд­рый Его Про­мысл, уп­рав­ля­ю­щий тва­ря­ми Сво­и­ми и все на поль­зу ус­т­ро­я­ю­щий; вре­ме­на и ле­та по­ло­же­ны суть в Его влас­ти (Де­ян. 1, 7), и каж­до­му из нас пре­дел жиз­ни оп­ре­де­лил преж­де бы­тия на­ше­го, и что без во­ли Его ни пти­ца не па­дет, ни влас гла­вы на­шей не по­гиб­нет! (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18).

преп. Макарий

Бог пе­чет­ся и про­мыш­ля­ет об нас бо­лее, не­же­ли са­ми мы, Он уст­ра­и­ва­ет на­ше спа­се­ние, од­на­ко ж не хо­щет, что­бы мы ис­ка­ли оно­го в здеш­ней от­ра­де, но в скор­бях, в тес­но­тах и в бо­лез­нях. Со ос­ла­бою ли вош­ли в Царство Не­бес­ное от­цы и ма­те­ри на­ши? Не па­че ли тес­ным и прис­ко­рб­ным пу­тем при­об­ре­ли оное? Они скор­бе­ли, но не сту­жа­ли и не ма­ло­ду­ше­ст­во­ва­ли, и сие слу­жи­ло им от­ра­дою в лю­тей­ших скор­бях, ду­шев­ных и те­лес­ных, по пре­тер­пе­нии ко­их и со­вер­шен­ном сми­ре­нии по­лу­чи­ли и со­вер­шен­ное ус­по­ко­е­ние и да­же ду­хов­ное да­ро­ва­ние.

преп. Макарий

Див­ны де­ла Бо­жии и не­пос­ти­жи­мы для на­ше­го пом­ра­чен­но­го ума, но, сколь­ко мож­но, поз­на­ем из Пи­са­ния и из опы­тов, на на­ших гла­зах быв­ших, что Гос­подь по­сы­ла­ет бо­лез­ни, скор­би, ли­ше­ния, гла­ды, вой­ны, мя­те­жи, или на­ка­зуя за гре­хи, или пре­дуп­реж­дая, что­бы не впа­ли в оные, а иных ис­пы­ту­ет ве­ру. Итак, мы долж­ны бла­го­го­веть пред Его всеп­ре­муд­рым Про­мыс­лом и бла­го­да­рить за все Его к нам не­из­ре­чен­ное ми­ло­сер­дие.

преп. Макарий

Навечерие Рождества Христова Рождественский сочельник

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Святитель Афанасий Великий говорил, что поскольку люди ниспали в чувственное, и мысли их были целиком сконцентрированы на земном, на вещественном, то Бог, чтобы уврачевать эту немощь их чувств, явился им в чувственном образе. Ему надлежало обратить на Себя внимание иудеев, погрязших в обрядах. Они имели величественный храм, имели священство, имели писанный закон, но при этом сердца их уклонились от невидимого Бога. Потребовалось воплощение Христово не только для того, чтобы победить смерть и грех, но и для того, чтобы восстановить истинное богопочитание. И через Свои чудеса, через власть над бесами, над стихиями Господь утвердил их мысли, что Он есть Сын Божий.

И вот сегодняшнее время характерно тем, что мы с вами словно бы снова находимся перед Рождеством, ибо современное общество снова погрязло в земном, вещественном. И даже мы, христиане, зачастую живем больше обрядом и в меньшей степени следим за своим внутренним состоянием, состоянием своего сердца. Мир снова нуждается в воплощении Христовом, чтобы Он пришел во плоти. И снова Господь явится во втором пришествии во плоти. Но Его явление будет уже для суда. Его явление будет во славе, как сказано в Писании. Он явится как молния от запада до востока. Но мы с вами христиане. И нам Христос дарован в Церкви. Если для внешних Христос – это идея, которая отжила свое, и мир нуждается в напоминании о Христе через чудеса, через исцеления, то Христос для нас, христиан, сокровенно пребывает в Церкви.

Мы не должны жить воспоминанием только о том событии, которое было 2000 лет назад. Христос должен рождаться, прежде всего, в нас самих, в нашей душе, в нашем сердце. Мы с вами сегодня собрались и стоим перед закрытыми дверями алтаря, ожидая выноса даров Христовых. Таким образом, мы с вами снова как бы перед Рождеством. И мы с вами как волхвы, которые пришли за путеводной звездой, чтобы принести рождающемуся Богомладенцу свои дары: веру, надежду и любовь. Сам Христос в Откровении говорит про Себя, что Аз есмь утренняя звезда и денница (Откр. 22, 16). Апостол Петр говорит о том, что Христос – вот эта звезда Христова, должна зажечься в душе каждого христианина. Если звезда не загорается от соединения со Христом, то значит сердце наше нечисто, ибо материальная звезда не может светить на небе, которое пасмурно, которое закрыто от нас тучами. Так и наше сердце, в котором пребывают страсти, заботы мира сего, стяжание, оно не может просветиться светом Христовым.

И как мы видим, Божья Матерь, Она ушла из города, в котором Ей не досталось места, ушла, чтобы родить Христа в вертепе, в пещере со зверьми. Город – это образ страстей, место многих забот, место суеты земной. И Божья Матерь уходит за пределы города, уходит в бедную пещеру. Так и мы с вами должны устраняться сердцем своим от страстей мира сего, устраняться от суеты, многозаботливости, которая пожирает наше сердце, нашу душу. Христово Рождество не для того, чтобы мы с вами жили воспоминанием о том, что было 2000 лет назад. Христово Рождество прежде всего для того, чтобы в нас Христос рождался, рождался всякий раз, когда мы подходим к Чаше Христовой, когда мы принимаем в себя Святые Дары. Если мы с вами живем только воспоминанием о том, что было две тысячи лет назад, то чем мы лучше иудеев, у которых тоже было свое воспоминание о Моисее, с которым говорил Бог, был писаный закон и пророки. Если Рождество для нас это только праздничный стол, это елки дома и в храме. Это снег и мороз – все то, что ассоциируется у нас с Рождеством, то мы несчастнее всех людей. Ибо Христос в первую очередь должен родиться в нас. И тогда свет этого рождения, соединившись с внешним праздником Рождества Христова, с воспоминанием об этом, наполнит сам праздник радостью и смыслом. Ибо Христос до сих пор в Церкви.

Церковь до самого конца времен и мира будет рождать человека к вечной жизни. Но главное, чтобы Христос рождался в нас.

Аминь.

Иеромонах Димитрий (Волков)