Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Сми­рим­ся, поп­ро­сим у Бо­га по­мо­щи. Он мо­жет ис­ку­ша­е­мым по­мо­щи, ибо и Сам ис­ку­шен был.

преп. Анатолий

Неделя 11-я по Пятидесятнице Память преподобного Антония старца Оптинского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аще бо отпущаете человекам согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14). Так нас наставляет и обучает святое Евангелие, дорогие братья и сестры. Залогом нашего прощения и спасения Господь нам объявляет самое главное условие всепрощения и милости и милосердия друг к другу. В противном случае, если мы останемся жестокосердными и неблагодарными к Богу и к людям, мы лишимся надежды на наше спасение, потому что милость, как говорит святой апостол, превозносится над судом (Иак. 2, 13).

Сегодня за Богослужением вы слышали, братья и сестры, евангельское повествование, в котором на примере притчи Господь нам объяснил это понятие всепрощения. Если мы в противном случае останемся при своем, при своей гордыне, при своем мнении, ни о какой надежде на спасение не может быть и речи, даже какие бы подвиги, братья и сестры, вы не несли. А если наше сердце скрывает в себе злобу, отторжение, неприязнь и непрощение, в этом сердце Бог не может сотворить Себе обитель. Не может, братья и сестры. Это первое условие.

В этом евангельском повествовании, вы помните, Господь в образе господина простил должнику очень большую сумму. И не только простил, но совершенно снял с него долг. А вместо благодарности этот странный и страшный человек, возвращаясь домой, схватил своего должника, который должен был ему самую малую сумму денег, и так с него затребовал, что даже посадил его в тюрьму. И когда друзья этого обиженного малого заимодавца узнали, какая беда произошла, они рассказали все господину. И господин спросил у этого неблагодарного человека: почему ты так поступил, я же тебе весь долг твой простил, а ты малого не простил.

Здесь глубокий смысл, братья и сестры. Прощение всего долга — значит согрешений всей нашей жизни. Господь, безмерно, по Своей бесконечной любви к человечеству и к каждому из нас прощает все наши согрешения, чтобы мы не совершили в этой жизни, кроме одного греха. Мы о нем не будем пока говорить. Прощает все. И Господь нас соответственно, братья и сестры, призывает к тому, чтобы мы посильно тоже простили все. Но наши долги разве могут сравниться перед величием Божьим. Действительно, какая малость, и как просто и ясно даже по-человечески как это необходимо прощать друг друга.

Святой апостол Павел говорит, что солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). То есть святой апостол говорит, что живите так, чтобы не дай Бог ваш день закончился в ярости, в гневе и в отсутствии прощения. Кто даст гарантию, что ночь эту мы проживем? Никто. Нет никаких небесных обязательств пред каждым из нас, если мы совершаем прегрешения и не каемся в них, тем более что если у нас просят прощение, мы не только обязаны … Слово нехорошее «обязаны». Знаете, такое аморфное, неживое, неприятное слово «обязаны». Важно волеизъявление нашего ума и сердца. Сам Господь говорит, что как пожелаете, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте. Самая простая заповедь, то есть суммарная заповедь всех заповедей, которые имеются. Нам же приятно, когда нам делают приятно. Ну, также и к другим людям надо относиться. Если нам нравится, что нам все прощают, но и ты тоже прощай. В противном случае если у тебя не будет этого, то никакой надежды ... даже и не пытайся себе представить, что есть надежда на какое-то спасение.

Господь далее поучает нас: если ты принес дар к алтарю и вспомнил, что на тебя имеет нечто брат твой, оставь дар твой перед алтарем и иди прежде примирись с ним, только тогда ты будешь иметь право положить дар твой перед алтарем. В противном случае дар твой не только не принимается, но ты получаешь осуждение перед Богом. Не только перед людьми, но и перед Богом.

Никакие дары, никакие жертвы и пожертвования Богу, храму, монастырям — ничто это Богу не нужно. Это только будет в осуждение нас, если мы не имеем мира между собой, в своей семье, среди своих близких, друзей и в своей жизни.

Конечно, дорогие братья и сестры, обязательно нужно сделать оговорку, уточнение, примечание. К сожалению, есть такой тип людей - в силу характера, в силу душевных болезней, телесных болезней, но это конечно таких людей не оправдывает - если эти люди бывают настолько невыносимы, бывает такое, что действительно, если мы говорим о всепрощении, речь не идет о том, что нужно терпеть таких недостойных, бесстыдных, беззаконных людей, чтобы они сидели у нас на шее, и всю жизнь их терпеть. Нет, братья и сестры, это тоже нужно специально подчеркивать, специально разбираться. Нужно прощать и терпеть тех, кто достоин прощения, кто вам навстречу идет и тоже взаимно просит прощения. А если человек бессовестный циник, преступник, безобразник, беззаконник, которому нравится творить это: унижать людей, обижать, оскорблять, конечно, все равно от сердца нужно этого человека простить, но ничего общего с ним никогда не иметь, избегать всякого общения.

А при необходимости, если это церковный человек, есть суд епископа. Вы полное право имеете, это духовное право человека: поставить на место, отрезвить. Если бывает, что человек перегрелся на солнышке, как говорят, совсем себя потерял, вот надо помочь человеку немножко отрезвиться. Как словом Господь нас поучает: если согрешил брат твой, то обличи его с другим братом. Если он не послушает, то повеждь всей церкви, то есть в лице епископа и всего народа. А если он и в этом случае не остановится, тогда он язычник и мытарь. То есть он никакой не христианин. Тот человек, который не имеет ни границ, ни совести, бывают такие люди, к сожалению.

И сейчас, глядя на окружающий нас мир, и мы видим насколько, через телевидение и средства массовой информации, ломают у людей сознание и совесть. Людей искусственно вводят в полузвериное состояние. Провоцируют и воспитывают так, чтобы человек был подонком, мерзавцем, кощунником, преступником, клятвопреступником. Это конечно величайшая беда, это знамение времён. Чем больше зла в мире и чем меньше люди, к сожалению, сопротивляются злу внутри себя и вокруг себя, к сожалению, тем самым человечество приближает семимильными шагами финал свой. Потому что зачем жить дальше человечеству, если человечество не кается.

Преподобный Антоний Великий. Когда ученики у него спросили, когда будет кончина мира, он не сказал, когда будет кончина. Он сказал две вещи, братья и сестры: первое — когда люди перестанут каяться; второе — когда женщина потеряет стыд.

Почему так это страшно и важно? Потерявшая стыд женщина, она не только себя убивает. Она убивает всех, кто прямо либо косвенно связан с ней. К сожалению, через коммуникации даже давно умершие соблазнительницы через телевидение и журналы продолжают …. Посмотрите какое горе. 20, 30, 100 лет тому назад они соблазняли и лежат не только в могиле, но в аду. И сколько будет мир длиться, соблазняясь люди живут в том мире, а им только прибавляется наказание. Господь говорит: горе миру от соблазнов. А когда, извините меня, женщина живет не любовью …

А смысл любви, братья и сестры, дорогие?

Что есть любовь, братья и сестры? Любовь есть Бог и человек. Любовь есть дети. Господь вложил …. . Внимание, братья и сестры. Одни раз в вечности, вы слышали, один раз в вечности право божественное родить себе богоподобные личности. Дети не наши. Нам дана власть. Господь с нами поделился. Но дети Его. Это будущие небожители. И женщина, преподобный старец Нектарий Оптинский так говорит: женщина тогда начинает служить Пресвятой Троице … . Женская служба преподобные матери драгоценные. Это святые апостолы говорят. Особенно апостол Павел это подчеркивает, что женщину спасает чадородие. Почему? Потому что она приносит единственную истинную жертву Богу, потому что она рожает в муках. Но это жертва и служение. Вот ее священство. Почему в этом мире женщины с кадилом не ходят? Потому что прежде, чем ходить с кадилом, мать родила …..   Посмотрите, весь сонм святых. Откуда они пришли? Благословенны врата материнские привели их в свет. Все святые преподобные. Честь и слава. Обратите внимание. И не удивительно, что большинство родителей святых прославлены. Как можно жить, какая чистота. Как просто жить, братья и сестры, если человек любит людей, в первую очередь Бога и людей. Какая благодать дана человеку. Раз в вечности, братья и сестры. В том мире, говорит Сам Господь, что кого сподобит Господь, будем жить как ангелы. Уже деторождения не будет, не будет супружества, а будем пожинать тот результат, который мы здесь обрели через праведность, семью, детей. Вот как святой пророк Давид царь. Посмотрите, что он говорит: Господи, се аз и дети, которых Ты мне дал. Посмотрите, какое счастье! Вот вы — мать, сколько вы родите детей, и вот ваша честь и слава на Страшном суде. Господи, вот я, муж, вот мы тебе принесли служение.

А что делает сатана? Вместо материнства — сатанинство, задирание юбок, блуд, беззаконие, кощунство постыдство, чем это все заканчивается. Вот они бедненькие пожили, прости Господи, всю жизнь их промучили, как кошек протаскали, ушли в ад, да еще каждый день, еще кто-то соблазняется, видя их бесстыдство, наготу — еще ниже в ад. Еще ниже и ниже.

Слава женщин, высочайшая слава. Неспроста Господь прославил Матерь Божию, Деву Богородицу за то, что Она единственный человек из всего человечества, Которая душой была предана Богу. Даже на уровне помыслов совершеннейшая чистота помыслов у Нее была. Посмотрите, даже как ее Господь прославил, прославляя Ее вечной Девой и прославил Ее Богородицей. И дальше, посмотрите, какие страшные слова Господь говорит: Кто исполняет Мои заповеди, тот Мне брат и сестра и мать. Вы слышите, какая честь дана. Бог же не говорит метафорами, Бог же не шутит. Какая честь дана, вложена в нашу природу, братья и сестры — честь отца и честь матери. Обратите внимание, ни в одном языке, только в русском языке есть понятие «мужчина», мужской чин и женский чин. Что за чины? Архангельские, братья и сестры. Чин мужчины Серафим, чин жены, та, которая видит таинства Божия, таинства бытия. Как Херувимы видят, лицезреют многоокие, таинства совершения жизни, так и вы. И причем выше ваши чины. Мужчины! Какая слава нам дана, братья и сестры. И как воюет сатана против нас, унижая все человечество. Ибо именно здесь топчет, рвет, топит в навозе человечество, вместо славы семьи, любви.

Потому что плод любви настоящей это всегда жизнь, Бог Сам, Пресвятая Троица. Он источник жизни. Посмотрите, все, чего Он коснулся святыми своими божественными энергиями, везде жизнь, братья и сестры. И мы источники жизни. А если в противном случае ни мужчина, ни женщина не источники жизни, то на что можно надеяться. Но только мы пока живы, имеем милосердие Божие на покаяние. Есть возможность, пока живы, оправдаться перед Богом, перед людьми истинным искренним покаянием и взаимным всепрощением, братья и сестры. Это самая главная радость, отрада и утешение для нас, что есть возможность перед Богом оправдания в чем? Если мы будем любить друг друга от всей души и прощать, даже если человек неприятен нам. Ну конечно, с ним не надо общаться. Надо удалиться предельно, чтобы этого человека никогда не видеть, но в душе его простить, сколько возможно при этом творя милости. Потому что если Сам Христос, апостол Павел говорит о Христе, что Он — наш мир, и призывает нас блюсти единство духа в союзе мира. А условие мира это что? Всепрощение, милосердие, кротость. Это самые главные несокрушимые основания.

Вот посмотрите, сегодня память преподобного Антония старца Оптинского. Он очень просто и ясно всегда говорил, что начало всех бед — гордыня. Гордыня исцеляется в человеке покаянием, кротостью и всепрощением. Поэтому старец великий нам поясняет, с чего нужно начинать исцеление. Начало положено через покаяние и очищение себя от гордыни. И как это совершается? Преподобный Амвросий тоже нас вразумляет. Дар совершенства, ссылаясь на апостола Павла, преподобный Амвросий говорит: любовь — совокупность совершенства. Но невозможно сразу ее иметь. Нужен пожизненный труд. И чтобы его иметь, делайте дела милосердия, жертвенной любви. Молитвами старцев Оптинских, дорогие братья и сестры, помоги, Господи, всем нам носить достойно православное христианское звание, зная самим и исполняя самим насколько возможно быть светильниками для других и подсказывать, к какой чести и славе мы призваны. Мы уже вечные, братья и сестры. Мы уже все до одного вечные. И поэтому что мы успеем приобрести на земле доброго и полезного во имя Христа, то будет нашей наградой. В противном случае, видите, только вечное осуждение. Добро никогда не горит в огне и никогда не тонет в воде, братья и сестры, потому что Сам Бог есть добро и благо и бесконечная любовь. И тот, кто поступает, как Бог, становится богом. Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)