Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да уко­ря­ют, ес­ли мо­жешь по­нес­ти – по­не­си, не мо­жешь – от­веть ти­хо.

преп. Анатолий

По­доб­но то­му, как че­ло­век не за­ме­ча­ет, как он рас­тет, как из ма­лень­ко­го маль­чи­ка ста­но­вит­ся взрос­лым, так и ду­хов­ный рост че­ло­ве­ка идет со­вер­шен­но не­за­мет­но для не­го. Этот не­ви­ди­мый ду­хов­ный рост че­ло­ве­ка и есть са­мо­у­ко­ре­ние.

преп. Варсонофий

Уко­ряй­те се­бя. Уко­рить се­бя нет­руд­но, а не­ко­то­рые и это­го не хо­тят. Пе­ре­нес­ти укор от бра­та труд­нее, а са­мо­му уко­рить се­бя нет­руд­но. Кро­ме то­го, ес­ли мы и бу­дем уко­рять се­бя, а не бу­дем бо­роть­ся со страс­тя­ми, бу­дем есть сколь­ко хо­чет­ся, бу­дем спать сколь­ко хо­чет­ся, то та­кое са­мо­укоре­ние не­за­кон­ное, оно не при­не­сет поль­зы.

преп. Варсонофий

Неделя 14-я по Пятидесятнице

Дорогие братья, отцы и сестры, в сегодняшнем евангельском отрывке, который был зачитан за воскресным Богослужением, Господь и Бог наш Иисус Христос рассказывает нам притчу. Рассказывает Он её ученикам. А притча — это, вы знаете, повествовательное иносказание, в котором глубокий смысл имеется. Притча эта получила название «О званных и незванных» (Мф. 22, 2 - 14). Говорится в ней о брачном пире, который устраивает царь в своем дворце и зовет на этот пир, где брачуется его сын, пир сына, и зовет гостей. И вот эти гости, почему-то не хотят прийти.

Речь, конечно, здесь идет о народе иудейском, избранном народе Господнем, и о пророках, которые призывают брачеваться с Господом нашим Иисусом Христом, ибо иносказательно подразумевается, что пир — это Царство Небесное. Жених — это Иисус Христос, а званные, которых зовет Отец, — это Церковь Христова и каждая душа, наши души. И вот дважды призывает Бог-Отец избранных своих. И оба раза они не приходят. Первый раз — пир еще не готов, второй раз — пир уже готов, тельцы заколены. Это говорит о том, что Господь уже пришел в наш мир в это время. Его отвергают. Тогда Бог посылает своих гонцов, уже апостолов, к тем, кто находится на распутьях: заблудших, не знающих учения, не имеющих, в общем-то, избрания. Но Он их зовет и дает им шанс быть избранными, войти в этот удел, в царский удел.

Многие из нас вот таким образом и были призваны. Многие не имеют веры с самого рождения. Большинство из нас получило её гораздо позже. Какие-то события в жизни нас заставили задуматься о Боге и прийти к Нему. Но мы часто не думаем, что это и был призыв Божий.

Как часто нас зов Божий посещает, призывает нас идти и творить добро, чтобы войти в Царство Небесное, в Чертог Небесный на этот брачный пир сочетоваться со Христом Господом нашим. Как часто мы отвергаем это, не задумываемся, проходим мимо, или какое-то время, имея зов, а зов это еще и благодать Божия, которая нас окрыляет, помогает нам. И в это время мы особенно должны быть усердны в делании заповедей Господних, потому что в это время нам это делать легко. Господь помогает нам. Многие из вас, наверное, испытывали это состояние какого-то духовного перерождения, когда все становится легко — легко творить добро, легко идти за Христом. Легко читать Евангелие, легко молиться, но потом это отходит, потому что это благодать нас поддерживает в эти моменты. А Господь как бы временно оставляет, благодать-то на самом деле остается, но мы её не чувствуем. И мы должны сами трудиться в это время.

И как тяжело говорить о том рабе, который пришел в Чертог. Господь его увидел и увидел, что он не в брачной одежде. Святые отцы, в частности Феофилакт Болгарский под брачными одеждами подразумевают благость, милосердие и братолюбие. То есть вера без дел мертва, сказано в Писании. Если мы не имеем добродетелей своих, не имеем трудов, то мы служим не Богу, а вероятнее всего мамоне. Потому что невозможно служить двум господам, как вы знаете, Богу и мамоне. Об одном из них придется не радеть. И плохо, что многие из нас, думая, что мы уже избранные, на самом деле не имеют вот этих дел, ходят в храм как бы на всякий случай, чтобы оставаться вроде бы как в миру, удовлетворяя свои желания, похоти, и в то же время быть с Богом. Во это раздвоение наше оно приведет именно к тому, что мы можем быть на месте этого раба неключимого, который вошел в Царство Небесное не в брачных одеждах.

Вы помните, что Господь спрашивает у него: как ты здесь очутился? И ему нечего ответить. В это время сам этот раб осуждает себя фактически, потому что отсутствием ответа он осознает свою вину, что вот этих одежд-то нет на нем, брачных. Ведь к браку-то надо быть подготовленным. Мало быть званным. Надо быть избранным. А избрание зависит как от Господа, Который это избрание подает, так и от нас, от нашего радения, от нашего расположения, от того насколько мы внимательны вот к этому внутреннему голосу зова Божия. Он у нас у всех есть, раз мы все с вами стоим в этом храме. Значит, Господь нас уже призвал. Остается делать, остается немножко потрудиться здесь на земле, для того чтобы войти в Чертог Небесный, приложить усилие. И вот этот зов Божий каждый раз, когда он бывает, хранить его как драгоценную жемчужину. И тогда и мы войдем в царское селение, люди избранные в удел, как сказано в Апостоле, царское священство. Но его надо нам заслужить. Помоги всем вам, Господи, на этом пути.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)