Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до сми­рен­но о се­бе ду­мать и сми­ре­ни­ем раст­во­рить вся­кое свое де­ла­ние, но лож­ное сми­ре­ние, выс­тав­ля­е­мое в из­ви­не­ние сво­е­го не­же­ла­ния и ле­нос­ти под­ви­зать­ся, да­ле­че отог­нать: „Где уже нам, греш­ным, это де­лать. То бы­ли лю­ди свя­тые..." Так при­хо­дит­ся слы­шать тех, кто не хо­чет тру­дить­ся для сво­е­го спа­се­ния. Мож­но им от­ве­тить: да, это вер­но, но и свя­тые, очень час­то, преж­де бы­ли ве­ли­кие греш­ни­ки, ста­ли свя­ты­ми, под­ви­за­ясь, по­э­то­му греш­ни­ком се­бя счи­тать – счи­тай, а на доб­ро се­бя по­нуж­дай. Бу­дет поль­за. Са­мо­оп­рав­да­ние – ко­рень зла.

преп. Никон

По­дыс­ки­ва­ние оп­рав­да­ний се­бе не мо­жет ус­по­ко­ить со­вес­ти, оно толь­ко боль­ше расстра­и­ва­ет че­ло­ве­ка.

преп. Никон

Не­ко­го ви­нить: зло­ба внут­ри нас.

преп. Никон

Неделя 16-я по Пятидесятнице 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшний воскресный день за Божественной Литургией, дорогие отцы, братья и сестры, святая Церковь предлагает нам притчу о талантах (см. Мф. 25, 15-30). Эту притчу мы хорошо знаем, и само слово «талант», которое означало меру серебра, стало уже именем нарицательным. Талантами мы называем какие-то дарования, которые имеет человек, зачастую ошибочно называя этим словом какие-то внешние таланты: разум, умение петь, играть на чем-то, какие-то способности к искусству. Но, тем не менее, эта притча о чем-то более важном и более глубоком.

Некий человек пошел в чужую страну. Этот человек есть Христос, Который совершая дело спасения человеков, отошел на небо вновь к Своему Небесному Отцу. И Он созвал рабов Своих и поручил им, сказано, имение Свое, каждому давая по силам таланты: одному пять, другому два, третьему один (ст. 15). Он поручает, не просто раздает им золото или серебро в пользование, но дает им, поручает то, что принадлежит Ему. И естественно как в этом земном образе всякий богатый человек, имеющий какие-то сокровища, какие-то финансовые активы, безусловно пытается их приумножить. Так он заповедует им делать, чтобы приумножать то, что им было поручено, каждому из них. Эти таланты, прежде всего, конечно же, таланты духовного богатства, потому что Господь поручает имение Свое. А Его имение это сокровище Духа, сокровища Царство Небесного, то, что принадлежит к этому Царству, то, что роднит нас с Богом, те свойства, которые имеет Сам Господь Бог. Именно эти таланты дает Господь каждому человеку – талант веры, талант милосердия, талант смирения, кротости, любви, бескорыстности и иные дарования божественные. И вот этими талантами должен человек разумно распорядиться; и не только прожить тихо и незаметно, как это сделал третий раб, который испугался не страхом божественным, а страхом малодушия, страхом паралича воли, который внушает человеку демон, говоря, что ты никогда с Богом не сосчитаешься, никогда не сможешь оправдаться перед ним, поэтому сложи ручки и плыви по течению, ничего не делая, ни о чем не беспокоясь.

Именно этот страх зачастую поражает нас с вами. Он практически каждому из нас знаком, когда встречаясь с трудностями в жизни, встречаясь с какими-то непреодолимыми обстоятельствами, мы готовы от этого испуга и кажущейся нам неспособности что-то здесь разрешить, сдаться, сложить парус, опустить весла и уже плыть дальше, куда понесет. Но мы забываем, что есть Господь над нами, что Господь дает нам дерзновение и силу, мужество и крепость бороться со всеми стихиями этого мира, со всем злом, которое изощренно составляет дьявол и его клевреты демоны. Человеку дано это дерзновение святости, дерзновение праведности перед Богом. Именно в этом дерзновении человек и способен приумножить эти таланты. Именно к этому Христос нас сегодня и призывает, чтобы мы не оправдывались этим малодушием, но трудились над тем, чтобы всякое дарование Божие, которое дано каждому из нас, оно послужило на пользу Христу, на пользу Церкви Христовой. Нет ни одного человека, который не имел бы дарования. И, несмотря на это кажущееся неравенство, Христос, прежде всего, смотрит на произволение человека, на то, как он потрудился, пусть имея и немногие таланты. Потому что кто-то, имея много, но ленясь, не возделывая данное ему дарования, не трудясь над ними, с легкостью совершая что-то, не будет увенчан или увенчан мало, как ленивый и нерадивый раб. Но тот, кто имея пусть немного, но многим трудом соделал себе приумножение этих даров, на того Господь воззрит, как на человека терпеливого и трудолюбивого, на того, кто ревностен и усерден. Именно этого усердия ожидает от нас Господь. Ожидает, потому что в этом есть преображение нашей с вами души, потому что приумножение этих даров и талантов нужно и нам самим. Потому что мы, умножая Божие в себе, умножаем это не только для Бога, но и для самих себя.

Поэтому Господь и призывает нас сегодня в этой притче очнуться, чтобы нам этот драгоценный талан веры, это сокровище спасения, этот дар способности стать Божиими, Божиими сынами, Божиими слугами не променять на эту нашу беспечность, нерадивость и лень, которые так спешат словно бы залепить все, как какой-то тяжелый сон, как морох, который находит на душу человека, пытаясь все в нем зацементировать и склеить, как липкая паутина коварного паука. Человек не должен поддаваться этому духу, но памятовать о том, что Господь на нашей стороне, если мы ратуем за Него, если мы ревнуем о своем спасении. Потому что Господь скоро отходит, сказано, показывая образ того, что Господь спешит совершить дело спасения человека. Но после долгого времени приходит Он стязаться со своими рабами (ст. 19), показывая долготерпение Божие в этом долгом времени, что Господь хоть и дает нам такую короткую казалось бы жизнь. Она так быстро пробегает. Но, тем не менее, жизнь каждого человека достаточна для того, чтобы приобрести дар веры и талант спасения. И вот в этом нам и нужно потрудиться, потому что Господь спрашивает с каждого раба, что он смог сделать. В конечном счете, хотя даже один талант это огромная мера, это большое сокровище. Он говорит: «В малом был верен, над многим тебя поставлю» (ст.21; 23), – показывая, что все это здесь на земле лишь прообраз тех великих сокровищ, того многого, тех духовных дарований, которые Господь готов и желает дать каждому из нас, видя нашу ревность и нашу верность Ему.

И вот этот раб нерадивый, который пытается оправдаться, говоря, что я знал Тебя как жестокого человека, Который собирает там, где не расточал, и жнет там, где не сеял (ст. 24). Тем самым <этот раб> лжет, потому что это есть имение господина, а на самом деле нашего Господа, которое Он передал своим рабам. И что бы Он и не давал, это принадлежит Ему. И нет чего-то доброго в мире, чего бы не посеял Господь. И Господь щедро расточает Своей твари, Своим творениям многие и многие Свои божественные дары. И поэтому никто не оправдается перед Богом, как как-будто чего-то не имевший. Быть может, кто-то имел и меньше, но в этом неравенстве есть красота этого мира и премудрость Творца, потому что этот мир иерархичен и очень сложен. И мир природы, мир животных и люди слишком разны и не равны, чтобы в этом неравенстве открылась способность к любви, способность к состраданию, способность к восполнению недостающего тому, кто при изобилии чем-то обладает в большей мере. И в этом нам дается также возможность умножить таланты и послужить кому-то, тем самым служа Христу, Который соотносит Себя с ближним нашим. Как говорил Он в другой притче: потому, что вы не сотворили единому от малых сих, Мне не сотворили (Мф. 25, 45).

Поэтому нам дана такая возможность послужить через ближнего Самому Христу. И видя, как от нерадивого раба отнимается талант, и говориться: тому, кто имеет, везде дастся, тем самым приоткрывая нам тайну благочестивой души. Потому что тот, кто желает приобретать, кто имеет в себе этот добрую настроенность трудиться ради Христа, он действительно в любых обстоятельствах будет способен приумножать благодать Божию, смиряясь и терпя, любя и сострадая, каясь и трудясь над изменением своего сердца в борьбе со своими страстями. А тот, кто думает, что что-то имеет, ничего не делая, пытаясь сберечь себя, обманывает, тем самым обкрадывая себя.

Поэтому убоимся этой лени, убоимся этого нелепого страха, потому что заключает Господь эту притчу страшными словами: возьмите и ввержите его во внешнюю тьму, где буде плач и скрежет зубов. Имея уши это слышать, да слышат (ст. 30). Дай Бог, чтобы и наши уши отверзлись к осознанию всей и опасности нашего положения, и ее шаткости, и ее хрупкости, и одновременно способности что-то изменить, ради этого великого дара божественного потрудиться, чтобы мы услышали этот призыв божественный, на который каждому из нас дана возможность отозваться и что-то ради Христа, ради себя сделать.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)