Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­ре­ние есть од­но неп­ре­о­бо­ри­мое ору­жие про­тив всех коз­ней вра­жи­их, но дос­ти­же­ние до оно­го не­бе­ст­руд­но, а па­че в ми­ре жи­ву­щим и не­пос­тиж­но. Вы же хо­тя и уко­ря­е­те се­бя сло­ва­ми, но оным нель­зя дать ве­ры, ког­да не стя­же­те ис­тин­но­го сер­деч­но­го сми­ре­ния.

преп. Макарий

Не­тер­пе­ние на­ше пред стар­ши­ми по­ка­зы­ва­ет на­шу не­мощь и не­и­ме­ние сми­ре­ния, до ко­то­ро­го мы с то­бою еще не дос­тиг­ли и да­ле­ко отс­то­им....

преп. Лев

Ста­рай­ся, да­бы со внеш­ним сми­рен­но­оде­я­ни­ем сог­ла­со­вать и внут­рен­нее сми­ре­ние. Счи­тай се­бя худ­шею и пос­лед­ней­шею всех, не ус­та­ми ток­мо го­во­ря, но в серд­це мысль вод­ру­жая; оно дос­та­вит те­бе спо­кой­ствие.

преп. Макарий

Неделя 16-я по Пятидесятнице 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, евангельская притча, которую мы с вами слышали на Божественной Литургии, является одной из самых актуальных, практически применительных к каждому верующему человеку в повседневной духовной жизни. Просто эту притчу надо понять, надо разобраться в ее смысле.

Притчу о талантах (см. Мф. 25, 14-30) в народе, в мирском понимании, как и многие другие понятия, перешедшие из Евангелия в житейский обиход мирских людей, к сожалению, воспринимается не в том смысле, в котором для нас это сказал Господь. Под талантами мирской человек подразумевает различные способности. И из этого можно подумать, что нам надо эти способности в обязательном порядке развивать и умножать. Ничего подобного! Никакие способности мы туда не заберем. Это не значит, что нам нашим способностям не надо как-то содействовать. Конечно, нет. Но смысл совершенно в другом, не в самих способностях, а в том, чтобы применяя то, что нам дал Господь ради Христа, приобрести то действительно едино ценное, едино потребное (ср. Лук. 10, 42), ради чего здесь мы существуем. И в Священном Писании, и у святых отцов об этом едином на потребу сказано очень много, и сказано совершенно однозначно. Преподобный Серафим Саровский целью христианской жизни совершенно однозначно называет стяжание благодати Святаго Духа. И вот он как раз эти понятия употребляет: «Торгуйте тем товаром, который приносит больше прибыли». Это как раз те же самые слова, которые сказал Господь в сегодняшнем Евангелии вот этому неключимому рабу, что ты должен был дать это серебро торжникам, то есть торговцам, чтобы они сделали прибыль (Мф. 25, 27). Конечно это притча. Здесь ни в коем случае не все впрямую понимается.

Вот, исходя из всего этого, что мы можем понять, какой мы должны сделать вывод? В Священном Писании, кстати, тоже об этом сказано. К примеру: «Взыщи мира, и пожени и» (Пс. 33, 15). Это что такое? Прямая четко сказанная заповедь. Или: «Плод же правды в мире сеется творящим мир» (Иак. 3, 18). Это что такое? Тоже заповедь. Или Господь говорит: «Иже не собирает со Мною, расточает» (Мф. 12, 30). А что собирает? Естественно мир, благодать Святаго Духа. Вот то, что требуется умножать. Но в притче о таланте тут сказано что-то более конкретное. Вот тут описывается, что одному человеку было дано пять талантов, другому два, третьему один. Это не одинаковое количество. Почему Господь дает всем по-разному? В соответствии со способностями. Какими способностями? Ведь способности все от Господа. Это мы знаем из учения Церкви. Господь по своему предведению знает, как человек произвольно употребит ту благодать, какая ему была дана.

И вот здесь есть еще очень важный момент. Ни одно евангельское событие, ни одну евангельскую притчу нельзя рассматривать не во взаимосвязи со всем учением евангельским. Нельзя. Иначе будет искаженно. Мы знаем основной закон духовной жизни: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6). Вот сообразно этому и дано одному пять, другому два, третьему один. Сообразно этому. Кто принял пять, тот значит более расположен ко смирению. Он не будет гордиться той большой благодатью, ему данной. Он будет со смирением как дар Божий ее употреблять. Вот получившему один талант, о нем речь особая. Сколько у нас людей крещеных, просто крещеных, которые на словах называют себя верующими, но они ничем не отличаются от неверующих. Совершенно ни чем, потому что они не живут духовной жизнью. Они не занимаются тем, что заповедал им Господь – сочетоваться со Христом. Вот это наш обет крещения. Опять же рассмотрим эти слова в свете сегодняшней притчи. Сочетоваться со Христом, как это сделать? Как с Ним соединяться?

А Священное Писание ответ на этот вопрос дает. «О сем разумеем, – говорит апостол, – яко в Нем пребываем и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам» (1Ин. 4, 13). То есть человек сочетовается со Христом опять же — стяжевая благодать Святаго Духа Божия. Этот закон общий для всего. То есть когда мы принимаем Таинство святого Крещения, нам дается благодать. Вслед за этим мы принимаем миропомазание, и тоже дается благодать. Первая – очистительная благодать, вторая – спомоществующая, чтобы укрепить нашу волю, укрепить наш смысл к практическому исполнению данного в крещении обета сочетоваться со Христом, или иными словами, стяжать благодать Святого Духа. То есть дается нам вот этот талант, который нужно возгревать, которым нужно пользоваться, вот этой благодатью. То есть крещеному человеку и миропомазанному, ему ничего не препятствует к исполнению данного им при крещении обета – стяжать благодать Святаго Духа, сочетоваться со Христом, приобретать елей, которым возжгли свои светильницы мудрые девы (см. Мф. 25).

Для сочетованния со Христом Спаситель наш устроил Церковь. Естественно Церковь это не храм просто только. Это церковная жизнь, в которой только живя, человек может исполнять обет сочетования. По-другому никак. В чем заключается только лишь малая внешняя часть этого обета? В том, что крещеный, если он мирянин, он обязуется каждый воскресный день приходить в церковь на Богослужение отстоять Литургию, а накануне – бдение, чтобы в единой молитве соединяться в едином духе телесно и духовно со всей Церковью и освящаться божественной благодатью в процессе вот этой совместной молитвы. Как сказано в Пасхальном каноне в пятой песне: «Просвещается божественными лучами и живоносными Воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание». Вот мы все здесь стоим неформально. Мы пришли ради восприятия божественного освящения на Богослужении, которое и получили каждый в свою меру. Это не все, что требуется из внешнего обязательного исполнения живущих церковной жизнью. Господь ясно сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6, 56). То есть Таинство святого Причащения, только не редкое, а частое, как сейчас церковная жизнь складывается можно вполне принять как действие благодати Святаго Духа, что у верующих людей благочестивых есть обычай причащаться раз в месяц, это редко, а обычно раз в две недели, а то и чаще. Кто-то причащается и каждую неделю.

Вот это можно принять как свидетельство Бога, как надо жить церковной жизнью – хотя бы раз в две недели причащаться. А также Таинство исповеди. Здесь лучший пример дает монастырская жизнь, где многие исповедуются каждодневно, так как апостол Павел в послании к ефесянам ясно говорил: «Вся же обличаемая от света являются, все бо являемое свет есть» (Еф. 5, 13). Вот Таинство исповеди это один из главнейших способов сочетования со Христом, стяжание благодати Святаго Духа, главным, может быть единственным оружием для новоначальных, как святитель Игнатий говорит, это является. То есть взять для большей ясности пример монашествующего. Вот, как в "Лествице", у монаха при поясе карандаш и книжечка, в которой он постоянно что-то помечает. Что помечает? Замеченные в себе страстные движения в мыслях, в чувствах, в сердце, в словах, в поведении. Для чего он это помечает? Для того чтобы на вечернем откровении рассказать об этом своему старцу, чтобы открытое получило освящение и исцеление. Вот это очень четко выражен принцип исповеди. То есть внимательный мирянин либо днем постоянно, либо хотя бы вечером садится и записывает все страстные движения, которые он заметил в течение дня. Эти записи он копит и редактирует к грядущей субботней или воскресной исповеди.

Вот, пожалуйста, совершенно четкий реальный практический способ освящения. Кто так делает, казалось бы какая-то формальность, а это не формальность, а участие в божественном чуде исцеления через исповедь. Это применение главного оружия нашей духовной жизни, откровение вот этих наших грязных страстных внутренних состояний, исцеление благодатью Божьей. Вот, пожалуйста, практический способ быстро преуспевать в духовной жизни – постоянно записывать и рассказывать. Ничего к этому добавлять не обязательно, не обязательно проливать слезы, иметь эмоции. Главное это четко сформулировать, записать и рассказать. Все очень легко и просто. Вот это основные внешние критерии. Внутренние критерии – это стяжание мира, благодати. Вот здесь это уже во всем действует, в любом общении с нашими ближними, в нашем поведении, в тоне нашего голоса, вообще во всем. Если мы с вами миротворцы, плод правды в мире сеется творящим мир, если мы наш внутренний мир почитаем более чем что либо внешнее, любое, чтобы это не было. Потому что сказано в Священном Писании: «И бысть в мире место Его» (Пс. 75, 3).

Вот этот момент, который не понимается очень многими людьми верующими, что если человек прав, если он настаивает на своей правоте, чтобы было лучше, но теряет мир, он тысячу раз не прав. Он теряет то драгоценное сокровище, тот талант, который ему дал Христос, приобретая непонятно что, которое он уже точно на небо не возьмет с собой. Вот из этого надо исходить во всем, что кроме мира нам ничего не нужно. Вообще ничего. Что бы что-то где-то не произошло, если мы сохраняем мир, находимся в воле Божьей. А Господь Вседержитель, Он и без нас и лучше в миллионы раз управит Сам. А наше дело быть с Богом, стяжать вот это драгоценное небесное сокровище – Божью благодать. Вот мы это все должны учитывать, если мы говорим об этом рабе неключимом, который зарыл. Здесь все понятно. Здесь человек получил благодать крещения и идет и занимается чисто мирской жизнью, зарыл все в землю. То есть совсем не возгревает, не умножает благодать. Вот эти слова, что он говорит: на тебе твое, он говорит Господу от злобы, от гордыни, потому что ему и отдать-то нечего. Он все потерял. Даже этот человек неразумный не требует обсуждения. А вот этим добрым рабам, которые в мале были верными, Господь говорит, что поставлю тебя над большой областью.

Ну, ясно, что там нам нужно на небе в вечной жизни, какие там большие области. Нам просто будет дана благодать в неизреченное количество раз превосходящая ту благодать, которую мы имеем здесь на земле, вот почему это блаженство око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша (1Кор. 2, 9). Это словами не выразить. А здесь мы вот этих талантов имеем только начатки, этого блаженства, какие-то малые свидетельства того вечного и неизреченного, что нас ждет там, если мы здесь будем верны в малом, если будем хранить мир, если будем жить церковной жизнью, если дороже мира в своей душе, то есть Бога, находящегося в душе, мы не будем впускать ничего. Вот получается, что все понятно. Все очень просто и все понятно. Надо только делать. И когда мы, делая что-то, имеем смущение, мы должны понимать, что делаем что-то не так. И надо постараться разобраться, чтобы это свое смущение доходчиво, понятно, не многословно донести на исповеди своему духовнику, чтобы это было уврачевано. Потому что других способов уврачевания действенных для новоначальных нет. Это можно проверить и в это поверить, потому что многие, прожившие в монастыре долгие годы, все равно более ясного и действенного оружия, как исповедь, не обрели. Конечно, все помогает – и Богослужение и слезная покаянная молитва перед Богом, но не так, как исповедь. Исповедь помогает особенно сильнодейственно.

Вот от всей души молитвенно желаем всем нам быть мудрыми строителями (см. 1Кор. 3, 10), как говорит апостол, божественной благодати, чтобы наши благодатные таланты, данные нам от Бога, действительно Божьей благодатью, действием Божьей помощи в нас умножались. Не сами мы приобретаем, Господь дает. Кому дает? Тем, кто смиряется, то есть сознает свою немощь и понимает, что только, как Христос установил, церковной жизнью, исповедью, покаянием мы можем бороться со страстями, и то не своей силой, а Божьей силой, и приобретать Божью помощь, которая нас вразумит, наставит, укрепит нашу волю, направит, осветит, даст нам силы, обожит, все снесет во веки.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)