Аудио-трансляция

Ми­лос­ты­ня ду­хов­ная боль­ше ве­ще­ст­вен­ной; кто не уде­ля­ет ближ­не­му, сам поль­зу­ясь, тот скуп есть и не­ми­лос­тив.

преп. Макарий

Неделя 19-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня братья и сестры слышали за Богослужением чтение евангельского зачала, где повествовалось, что сеятель вышел засеять свое поле. И когда он совершал свой труд, часть семени попало при дороге, другая часть упала на камни, третья часть семени попала в терния, но, а четвертая часть попала на добрую почву, которая дала урожай. И Господь Сам растолковал эту притчу, чтобы мы правильно понимали какая перед нами стоит задача, как православными христианами, знающими истинного Бога, и право славящими Бога, чтобы мы твердо знали свой путь и понимали свою задачу (Лк. 8, 5–15).

Так вот, Господь объясняет, что значит «семя». А семя, Сам Господь говорит, — это слово Божие, это проповедь. Проповедь устная, проповедь письменная евангельская, проповедь апостольская, проповедь священническая. Весь мир знает о Христе, весь мир знает о Евангелии, о царстве будущего века, о вечной жизни. Но видите, только малая часть не просто слышит о Христе, а мало кто идет за ним. Почему так происходит, дорогие братья и сестры? Казалось бы, Бог обращается — Всевышний Отец. Кто такой Бог? Это наш родной единственный Отец. Ближе нам никого не существует, потому что даже бывает, и земные родители предают. А о Себе Господь говорит, что отец и мать оставят чадо свое, а Аз тебе не оставлю во веки, дорогие братья и сестры. Это слово Божие нам дано не просто в утешение, а чтобы мы твердо на всю свою жизнь, вечную жизнь, знали, насколько безгранична Его любовь к нам. И не просто Он сказал, что Он нас любит. А посмотрите, Он засвидетельствовал крайнюю степень любви к нам, отдав свою жизнь за нас.

Так вот, они слышат это, знают, но привыкли жить грехом. Представьте себе, как так: хочу — гуляю: блуд, пьянка, гаремы. Живут, как хотят люди, понимаете. А тут задача оказывается, это не просто нельзя делать. А это самоубийственно для человека. Потому что, что такое грех?

Европейские сумасшедшие моралисты довели человечество до того, что грех воспринимается, как аморальный поступок. Ну что там, ошибка, прошел, что-то разбил. Дорогие братья и сестры, грех это не аморальный поступок. Это самоубийство человека, потому что Закон Божий - это закон сохранения нашей жизни. Бог является нашим источником жизни, дорогие братья и сестры. Мы не самобытны. Он не просто нас создал, а Он является, если техническим языком сказать, энергетической станцией, которая сохраняет нашу жизнь. Если мы эти законы нарушаем, контакт ломается. И мы не можем жить не только вечно, но и здесь, в этой жизни. Поэтому Господь не посягает на нашу свободную волю, разумную свободную волю, а призывает, чтобы мы любили Его. За что любить? Первое назвал, что Он за нас отдал жизнь, для того чтобы мы не сомневались в Его степени любви. Что стоит ради этого Бога любить и стоит ради этого себя исправлять.

Поэтому надо твердо знать: грех это не нарушение морального закона, хотя это тоже. Писанные законы человеческие тоже нарушаются. Но самое главное, нарушается закон бытия самого человека. Богу мы ничего не можем дать. Вы не думайте, что вот мы стоим в храме, молимся, свечи приносим, какие-то дары, что это Богу нужно. Ему ничего не надо. Он же Бог. Мы сюда собираемся для того, чтобы мы здесь покаялись, очистились и получили Его силу для того, чтобы дальше жить в течение какого-то ближайшего времени. И так из поколения в поколение, изо дня в день мы идем в храм для того, чтобы получить эту порцию силы Божьей, чтобы превозмогать в себе грех и вокруг себя. Это очень важно. Ну и еще, конечно, видя и созерцая распятие, Его безграничную жертву нам, дорогие братья и сестры.

Почему большинство людей не идет ко Христу? Потому что они думают, что вот эта жизнь, она им принадлежит. Вот самое ужасающее заблуждение, самая ужасающая прелесть, в которую впал человек и все человечество. Родились нагими, и мы нагими из этой жизни уходим. Пусть в гробу тряпками нас накрывают. Это ничего не значит. Мы ничего не создали. Мы пальцем не пошевелили, чтобы эту вселенную фантастически никто не измерил, эту жизнь. Мы ничего здесь не сделали. А люди себя как ведут? Как будто они не только создали все это.

А посмотрите, какое сумасшедшее сатанинское хамство. Буквально за сто лет отравили всю природу. Развалили, уничтожили ради чего? Ради исключительно наживы, для того чтобы ненасытную свою похоть звериную — стяжать, есть, гулять, чтобы насытиться. Посмотрите, люди тысячелетиями раньше жили, и ничего. Природу никто не отравил. А сейчас, посмотрите, какая концентрация зла в людях, желание удовлетворить всем своим страстям. Вот поэтому и происходят все бедствия. Бог тут не при чем. И если человек трезвым умом, благодарным сердцем, дорогие братья и сестры, вот выйди сейчас на улицу и посмотрит и возблагодарит Бога, какой дар в жизни мы имеем. Все это мы получили даром. И Господу всего этого не жалко для нас. Все это для нас. Единственно, чтобы мы жили и поступали, как Он.

Будьте совершенны, как Я совершен (Мф. 5, 48), — Господь говорит, — будьте святы, потому что Я Свят. Будет совершенна жизнь ваша личная нравственная, если вы будете почитать единого истинного Бога, вы не только получите радость и милость в этом временном мире, но и получим спасение. Вот братья и сестры, я не буду перечислять, как Господь Сам повествовал об этом в притче, но самое главное, почему. Посмотрите, отнесено в самый конец, самые, казалось бы, последние, но эти последние становятся первыми. Те, кто принял семя. И посмотрите, Господь объясняет нам, почему они приняли это семя, сохранили и дали урожай вечной жизни, спаслись. Почему? Потому что Господь, посмотрите, ключевые три слова, потому что они приняли добрым сердцем, благим сердцем и в терпении дали этот урожай.

Посмотрите, благое и доброе сердце это ни в коем случае в этом контексте не выступают как синонимы. Они, конечно, друг друга дополняют, но есть определенная глубина у каждого слова. Доброе сердце — это понятно, положительные качества сердца. А что значит благое? Благодарное сердце. Это самое главное, потому что если человек говорит: ну, я вырос в неверующей семье, мне трудно разобраться, хотя я где-то понимаю, что обязательно какая-то сила есть.

Так вот, что можно этим людям сказать? Хорошим людям, ищущим, честным, которые не насыщают только свою плоть, не гуляют. А которые, видите, пользуются великим даром — разумом, чтобы найти смысл этой жизни. Неужели мы, дорогие братья и сестры, действительно рождаемся, чтобы есть, пить и гулять? Конечно, радость жизни у нас Господь тоже не отнимает. Но все, что соответствует в свете законов божественных евангельских Христовых, то, что не нарушает закон жизни и нравственности, Господь всякое утешение и радость дал нам. Только наша задача пользоваться не чрезмерно, не нарушая, не надрывая себя. Потому что всякий дар совершен, говорит апостол. Свыше все является даром Божьим. Только нельзя, если Господь благословил человеку пищу, не надо объедаться. Любая пища это благо, это дар Божий.

Господь дал человеку утешение — вино. Не упивайтесь, грех не в вине, святые отцы говорят, слышите дорогие братья и сестры, а в пьянстве. Чувствуете разницу? Все Господь дал во благо, только нельзя себя разрывать, понимает, потому что в противном случае мы не Богу делаем плохо, а себе. Поэтому посмотрите, какая красота, когда рождается младенец, какая чистота и святость в нем. А почему человек вдруг, если родители упустили его воспитание, перерождается в монстра, в звереныша, в бандита, преступника? И кто виноват? Родители виноваты, и сам человек виноват, потому что, к сожалению, не повезло и еще отрабатываем за предков наших. Потому что видите, почему наш народ до сих пор страдает. И уже, слава Богу, мы выходим из области наказания. Потому что, что натворили наши деды и отцы 70–90 лет тому назад, ну еще мелочи. Вот вам результат. Кому много дано, с того больше спрашивается (Лк. 12, 48).

Поэтому дорогие братья и сестры, спасение человека в руках самого человека. Если сам себя человек не заставит, Бог не желает насильно человека спасать. Это равносильно как в личных отношениях в браке, в любви, кто люб вам. Вот ваши возлюбленные мужья, жены либо дети ваши. Потому что вы сами их выбрали сердцем. И поэтому Бога, дорогие братья и сестры, нужно выбрать сердцем. Почему Господь и говорит, что кто берется за плуг и оглядывается назад, тот недостоин Царства Небесного.

Почему? Да потому что невозможно, понимаете, невозможно, если ты искренне не любишь человека, невозможно жить с ним всю свою жизнь. Всю свою жизнь мы фактически отдаем ради ближнего друг за друга; умираем друг за друга, умираем за своих детей. Все свои силы и здоровье отдаем, чтобы воспитать подрастающее поколение. То же самое, и невозможно открыть любовь к Богу, если она либо не искренняя, либо искусственная, либо с каким-то расчетом. Поэтому Господь и говорит: кто взялся за дело спасения своей души и не до конца не раскрывает перед Богом свое сердце, тот не может войти в Царство Небесное. Это самое главное, дорогие братья и сестры.

Но что такое доброе сердце? Господь говорит в Евангелии: от сердца исходят помышления злые: прелюбодеяния, любодеяния, убийства, татьбы, лжесвидетельства, хулы. Это сквернит человека. С одной стороны Господь говорит, что доброе сердце должно быть, а с другой стороны Он предупреждает, что изначально падение Адама до такой степени деформировало и изуродовало нашу духовную природу, а не только телесную. Телом мы стали умирать, а душой, как святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что Адам душой умер сразу. И Ева тогда уже.

Почему такое страшное наказание? Люди в быту говорят, что, ну как же так, какой же Он любовь есть, если плод какой-то там съели, и такая авария. Нет. Плод — это была единственная заповедь послушания, дорогие братья и сестры, как мы в жизни видим взаимную любовь к себе, взаимное внимание, помощь и трудом, подчинением, соподчинением. Дети слушаются родителей, родители слушаются Церковь, и Церковь слушается Бога. Понимаете? Вот эта обязательность иерархии ценностей. Если ее не существует, то невозможно принять благодать. Так главное, что видите, это не принудиловка, дорогие братья и сестры, это не слепая обязанность. Сам Бог по Своей природе кроток. И поэтому не удивляйтесь, почему большая часть человечества Христа не принимает и даже ненавидит. Потому что Бог кроток и смирен сердцем.

Мало кто хочет быть кротким. Проще зверенком быть. Пошел, убил, выпил, украл, в тюрьму. Этого перевернул, взорвал, убил, пошел воевать, деньгами полные карманы заколачивать. Чем это все заканчивается, дорогие братья и сестры? Кто виноват опять? Все винят Бога: а где ж Бог ваш, почему Он порядок не наведет? Потому что люди безумствуют. Господь дал всем разум, свободу, живое сердце и совесть. А если человек переступает через совесть, ну, чем такие люди заканчивают, мы знаем. Так вот, кстати, из истории недалекого прошлого. В святом храме эти имена мерзостные нельзя называть.

Так вот один из руководителей третьего рейха, его крылатая фраза: нужно покончить с совестью и стыдом, как с пережитком прошлого. А! - сатана к чему призывает! Это не пережиток прошлого, дорогие братья и сестры. Совесть, это что? Это соприсутствие Бога в нашей бессмертной душе. Даже неверующий человек, абсолютный атеист, как он себя считает, он бога знает, дорогие братья и сестры. Все вы знаете Бога. Все до одного. Верующий, неверующий, мало верующий. Объясню сейчас откуда это знание. Внутренняя тишина и гармония человека, о чем говорит? Желание жить? Я вам говорю напрямую: это присутствие Бога в человеке. А что этот сатаненок, который в аду горит, к чему он призывал? Уничтожьте совесть.

Без совести человек в кого превращается? В сатану, который может делать все, что угодно. Но то, что это ребята, они сразу свою душу продали в ад, а дурачков пытаются соблазнить этой мнимой свободой сатанинской, чтобы все остальные туда шли. Нет, дорогие братья и сестры. Запомните сами и другим говорите. Это ни в коем случае не метафора, не сравнение. Это абсолютный факт. Все неверующие, все люди сопричастны Богу. Внутренний покой — запомните. Дома будете сидеть, вам домашнее задание, когда вам хорошо на душе, это Господь с вами. И следующее, чтобы вы более глубоко понимали мои слова. Вспомните, что происходит в душе, если вы сознательно сделали какое-то зло, какое-то преступление, какой-то смертный грех. Что происходит в душе? Какой ужас и тоска приходят, потому что Бог оставил этого человека. Вот дорогие братья и сестры, какой Бог безгранично кроткий. Он о Себе и сказал: Агнец Божий. Он ребенок. Вот как ребенок грудной, посмотрите, вот образ Бога. Господь и говорит: посмотрите, если не будете как дети по нраву, не войдете в Царство Небесное.

Мало кому нравится быть искренним, как ребенок, но это задача спасения. Если ты хочешь действительно возблагодарить Бога за то, что Он тебе дал непросто эту жизнь и все в этой жизни. Мы всю эту красоту не создавали. Правда? Мы все находимся в наказании, мы все умрем, мы все страдаем. Везде кровь, неправда и беззаконие, но все хотят жить. Это желание жить и есть, дорогие братья и сестры, соприсутствие Самого Бога, Святой Троицы. Все причастны Богу. Когда это сопричастие прекращается? Когда человек умирает не покаявшись. Вот обратите внимание, почему много среди молодежи самоубийств. Потому что вот эти "ироды новые, сатанинские ироды, которые развращают молодежь через телевидение, через интернет особенно, то есть они именно молодежь, которая не окрепла ни умом, ни душой, ни сердцем, они молодежь доводят именно до состояния через смертные грехи, через постоянный блуд, наркоманию. Чтобы уничтожить, затравить, вытравить из человека Бога, из храма души выгнать Бога. Он смиряется, дорогие братья и сестры.

Сатана никогда не смиряется. Он-то и пал через гордыню. А Бог, Он уступает. Вот человек пошел делать зло, конечно бывает немало случаев, когда Господь через людей, через какие-то обстоятельства, события, через сонные видения предупреждает человека, чтоб человек не делал зло, чтоб он не погиб. Как в свое время Каину. Каин захотел, видит, что брат его больше пользы приносит, и больше Бог его жертву принимает. Молитву. Жертва — это молитва. Нет, чтобы за брата порадоваться: Господи, какое счастье, что ты слышишь больше меня брата моего. А что звереныш этот делает? Если Бог его слышит, пойду и убью его. Вот она зараза. Видите, откуда вот этот яд у нас в сердце? Не Бога благодарить, то, что Бог все дает, а не люди. Почему нельзя завидовать? Потому что мы начинаем касаться области Бога. Он-то знает, кому что дать. Говорят, почему так мало богатых? А дай ему богатства, он в лучшем случае сопьется. Дай ему крупную сумму, он трейлер водки себе купит, и, как говорится, пока ноги не протянет. Тут еще как рассуждать, дорогие братья и сестры.

Я это специально говорю, потому что наша задача думать, дорогие братья и сестры, тем более, когда человек начинает воцерковляться, когда он ежедневно начинает кратко молиться, когда он начинает регулярно еженедельно, а может быть и чаще исповедоваться, и делает свое добро в семье или в обществе, приносит пользу. Видите, о чем Господь говорит, что доброе и благое сердце и в терпении.

Необходимо, дорогие братья и сестры, чтобы действительно во всей глубине прийти к Богу и соединиться с Ним, нужно терпение. Я вам назвал самую первую веху, то, что Господь сопричастен всем. А чтобы с Ним соединиться совершенно, чтобы Он был в нас, а мы в Нем, как говорит Господь через пророка Исаию, что вселюся в них (в людей) и похожду в них; они будут Мне в дочери и в сыновья (2 Кор. 6, 16). Мы живые храмы, дорогие братья и сестры. Эти храмы мы в камне строим для того, чтобы здесь как одна семья собраться и получить благодать от Бога. Но настоящие храмы — мы с вами.

И поэтому, если человек начинает регулярно приходить на исповедь, молиться и просить Божьей помощи, чтобы Господь исцелил сердце, придет такое время, когда из этого благого сокровища человек начинает износить благое. В другом месте Господь говорит, если очистил свое сердце, он становится благим источником. А злой человек, не покаявшийся, как износил зло, так и продолжает износить. От избытка сердца глаголют уста, Господь говорит (Мф. 12 ,34). Что у вас наполнено в сердце, то вы и выносите. Если вы действительно знаете, есть немало людей, которые от доброго сердца не знают, как угодить. Как с ним хорошо жить, с этим человеком. Не просто хорошо и легко, потому что с ним Бог. А когда человек зациклился в своем эгоизме, какое там добро может быть. Поэтому от этого человека при первой возможности хочется бежать куда подальше. И правильно, потому что с этим человеком невозможно находиться, потому что он сам полубес, да еще и с собой, как говорится, бесов водит немалое стадо.

Вопрос спасения, дорогие братья и сестры, почему я так это достаточно распространенно говорю, чтобы вы понимали, что без человеческого усилия, без личной свободы невозможно достигнуть спасения. Но это возможно, вот я перечислил в подробностях, чтобы этого достигнуть, надо очистить свое сердце.

Как очистить свое сердце? Через церковные таинства и молитвы. Как любить Бога за Его спасение? Быть благодарным человеком на каждый день и час. Если вы не чувствуете благодарности, дорогие братья и сестры, подсказываю самую простую и самую верную молитву: Господи Иисусе Христе, прости мои согрешения вольные и невольные, и даруй мне благодарным сердцем и благодарными очами видеть радость Твоего спасения и красоту Твоего мира. И вы увидите, какие чудеса откроются.

Какой ужас! Как человечество заелось тем, что думают, что это все наше. Да ничего. Это мы здесь просто. Нас допустили, чтобы мы проявили себя кто мы. Поверьте, если мы своим трудом себя преобразили во славу Божию и по образу и подобию Бога, ну вот, мы себя оправдали, мы настоящие дети Божии. Если мы так прожили паразитами, кровопийцами, друг друга уничтожая, друг друга ненавидя, весь мир разрушая, ну что? Вот, Страшный Суд-то. Говорят, если Бог Любовь, то почему Он судит. Дорогие братья и сестры, Он никого не судит. Вот Он нам дал свободу. И по результату нашей свободы как мы своей свободой воспользовались. И по этому результату мы сами себя либо осуждаем, либо оправдываем. Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)