Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нуж­но зас­тав­лять се­бя, хо­тя и про­тив во­ли, де­лать ка­кое-ни­будь доб­ро вра­гам сво­им, а глав­ное – не мстить им и быть ос­то­рож­ным, что­бы как-ни­будь не оби­деть их ви­дом през­ре­ния и уни­чи­же­ния.

преп. Амвросий

Мы не долж­ны беспе­чаль­ны­ми быть, но опа­сать­ся, что­бы смерть в на­шу келью ког­да не по­жа­ло­ва­ла неж­дан­ная. По­че­му бу­дем мо­лить­ся и бдеть, ибо бла­жен раб тот и бла­жен­на ра­ба та, ко­их смерть об­ря­щет бдя­щих, не­дос­той­ни же и ока­ян­ни тии, их­же об­ря­щет уны­ва­ю­щих и пог­ру­жен­ных в не­ра­де­ние (как в сон) о спа­се­нии сво­ей бед­ной ду­ши.

преп. Антоний

Ста­рай­тесь быть всег­да го­то­вы­ми к смер­ти, ибо смерть близ­ко и к ста­рым, и к мо­ло­дым, и мо­на­хам, и ми­ря­нам оди­на­ко­во, час­то она при­хо­дит вне­зап­но и не­о­жи­дан­но. Пусть каж­дый по­ду­ма­ет, что бу­дет с его ду­шой.

преп. Варсонофий

Неделя 20-я по Пятидесятнице Покров Пресвятой Богородицы 

Во имя отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие о Господе братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии, которое читалось на Литургии, мы слышали несколько очень важных для нашего спасения, для нашей духовной жизни заповедей, которые сказал нам наш Спаситель Господь Иисус Христос.

Последняя заповедь, которая прозвучала в этом чтении, была: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лук. 6, 36). Мы все это прекрасно знаем. Спаситель в Нагорной проповеди давал заповеди: «Блаженны милостивии, яко ти помилованы будут» (Мф. 5, 7). Эта заповедь имеет тот же самый смысл. И вот сегодня мы от Господа услышали вот эту заповедь: будьте милосердны. Как практически ее исполнять? Ведь заповедь не просто дана для того, чтобы выслушать ее, сказать себе, что да, это нужно, но это нам тяжело, мы это сделать не можем.

Вот давайте зададим себе вопрос, а что является препятствием к тому, чтобы быть милостивым сердцем. Милосердный – это по составу слова милостивый сердцем. Какое качество сердца является препятствием к исполнению этой заповеди? Мы получаем, если поразмыслить, ясный ответ: не жестокосердие. Нет. Бывают люди жесткие, грубые, но в каких-то нужных обстоятельствах они проявляют огромное самоотвержение в деле милосердия, не жалея самой жизни. Не жестокосердие является препятствием к милосердию, а в большей степени это эгоизм. Вспомним притчу о милосердном самарянине (см. Лук. 10, 30-37). Вот, пожалуйста, прошли священник и левит, и не оказали помощи бедствующему человеку, который израненный лежал при дороге, совсем не потому, что это были жестокие люди. Ничего подобного. Просто они не работали над своим сердцем, не занимались тем, чтобы сделать свое сердце не эгоистичным, а сострадательным, думающим не о себе, а о других. А самарянин, может быть, это был и грубый человек по характеру. Он самоотверженно проявил заботу и любовь к этому страждущему человеку.

Говоря о любой духовной цели, мы конечно осознаем, что не можем без Бога ее достигнуть, никакую, даже малую цель, тем более столь великую, чтобы быть милосердным. Что невозможно от человек, как сказал Христос, вся возможна суть у Бога (Мк. 10, 27). И мы, во-первых, если в своей духовной жизни не ставим никаких целей, а какие у нас могут быть цели, только лишь одни: исполнение заповедей Божьих, то мы рискуем остаться отчужденными от нашего Спасителя, лишиться вечной жизни, потому что Господь ясно сказал: «кто Меня любит, тот заповеди Мои соблюдет» (Ин. 14, 15). И еще сказал: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя. А любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сами к Нему придема, и обитель у Него сотворима» (ст. 21; 23).

Спасение это есть соединение с Богом – обожение. Другого никакого спасения не существует. Кто будет не в Боге, тот будет вне Бога, тот погибнет. Тот будет в вечных муках. Поэтому мы должны всячески озаботиться, чтобы исполнять каждую заповедь Спасителя. Мы сейчас о всех заповедях поговорить не сможем. Промысел Божий сегодня в нынешний светлый день Покрова Пресвятой Богородицы нам представил эту заповедь, чтобы мы были милосердны. То есть мы должны этим замыслом вооружиться и начать размышлять о том, как осуществить поставленную перед нами духовную спасительную для нас задачу. И вот для этого, что мы должны помнить? Первое, то, что без необходимой минимальной церковной жизни мы вообще не можем духовно жить и расти. А это не пропускание положенных служб, участие в исповедях, святом причащении. Вот запомните, положите на сердце – как поисповедуемся, вот тогда имеем право и тело помыть. Если не исповедуемся, то и тело не моем, чтобы было понятно в каком состоянии наша душа. Более понятно чтобы было.

Церковная жизнь это одно из условий духовной жизни. Оно необходимое, но не достаточное. Достаточно это когда человек начинает работать конкретно, исполняя заповеди. Чтобы быть милосердным, это не значит совать кому-то деньги. А это значит работать над тем, чтобы не быть эгоистом. А это совершается и вне общения с людьми, когда человек внимательно должен смотреть, чтобы не делать чего-то эгоистично. Как говорит апостол: «Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо» (1Кор. 10, 24). То есть в каких-то любых жизненных обстоятельствах мы должны искать не своей выгоды, а чтобы выгодно и удобно было нашим ближним, тем, с кем мы общаемся. Во всех отношениях не свои планы преследовать, а думать о том, как чувствуют, воспринимают и желают наши окружающие, как им лучше, а не нам. Совершенно понятно, что эта задача сложнейшая, непосильная. Но еще раз повторим: невозможное человекам, вся возможна суть от Бога. То есть если человек, видя тяжесть этой задачи, скажет себе: это слишком тяжело, я этим заниматься не буду, тем самым он отречется от заповедей и отречется от спасения в какой-то мере. А если от всего отрекаться, то и Бог отречет нас от спасения. А если человек скажет: это тяжело, но с Божьей помощью все возможно, вся могу об укрепляющем меня Иисусе Христе (Фил. 4, 13), то духовная жизнь у него будет в действии, хотя и в начальной стадии.

И вот мы, стремясь всегда сделать что-то не для себя, а для ближнего, всегда обращая на это внимание, анализируя пройденный день, мы можем вполне, хотя и долго, постепенно, но успешно бороться со своим эгоизмом. Как это делается? Ну, во-первых, все проявления эгоизма надо конечно каждодневно заносить в свою исповедальную книжку, которая должна быть у каждого верующего. Вот проявили эгоизм, кратенько, но конкретно обстоятельства проявленного эгоизма надо записать в свою записную книжку, чтобы в воскресенье это поисповедовать священнику. Это первое. Но это не все. Во-вторых, это надо оплакать пред Богом. Это труд, который не занимает часы. Это достаточно одной минуты стать перед своим домашним иконостасом и сказать: Господи, снова я проявил свою мерзостную гадостную страсть эгоизма. Каюсь, Господи, даруй мне Твою благодать. Даруй мне, чтобы Твоя божественная сила во мне действовала хотя бы постепенно, исцеляя вот это состояние моей души. Хотя бы постепенно.

Почему нужна такая молитва? Человек, своими словами молясь от сердца, проникается сознанием, что не он сам, а Сам Бог будет действовать в нем. И вот это сознание, что сам не может, оно даст возможность действовать Богу. «Сила Моя в немощи совершается» (2Кор. 12, 9), – говорится в Священном Писании. Вот Господь нам сегодня дает эту заповедь. Можно было бы много еще сказать на тему сегодняшнего Евангелия, но уже не позволяет время. И сегодня мы просим Пречистую Преблагословенную Богородицу Марию, под чьим святым покровом мы с вами находимся, чтобы Она Своими всесильными молитвами, Своим Матерним заступлением укрепила нас не только в том, чтобы мы не совершали смертных грехов, не только в том, чтобы мы жили благополучно, а чтобы мы боролись со своими гадкими мерзкими страстями, которые являются главным нашим врагом, главным средостением между нами и Богом, и чтобы по Ее молитвам мы благоразумно, постепенно, мирно успешно совершили поприще своего земного труда и достигли вечного небесного упокоения с Господом, с Ней и со всеми святыми.

Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)