Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Же­лая жить или уме­реть там-то, а не там-то, мы сос­тав­ля­ем свою во­лю, же­ла­ем ис­пол­нять свои же­ла­ния, че­го мы де­лать не долж­ны. Ни о чем та­ком не мо­ли­те Гос­по­да, а мо­ли­тесь, да бу­дет над на­ми Его свя­тая во­ля.

прп. Иларион

Ес­ли иск­рен­но же­ла­е­те иметь сво­бо­ду от страс­тей, и от всех не­ду­гов ду­шев­ных, и хуль­ных по­мыш­ле­ний и на­у­чить­ся сми­ре­нию, то долж­но со­вер­шен­но во­лю свою, а с нею и всю не­по­ко­ря­ю­щу­ю­ся гор­ды­ню поп­ле­вать и по­топ­тать собствен­ны­ми но­га­ми, чрез что об­но­вит­ся яко ор­ля юность твоя, и из че­ло­ве­ка сво­е­воль­но­го и греш­но­го со­де­ла­е­тесь Ан­ге­лом Бо­жи­им или, по край­ней ме­ре, ма­лым чем ума­лен­ны­ми от Ан­ге­лов, т.е. без крыль­ев.

прп. Антоний

Мо­ло­до­му че­ло­ве­ку своя во­ля – ду­шет­ли­тель­ная и в пос­ле­д­ствия ве­дет на­и­бо­лее па­губ­ные.

прп. Лев

Неделя 21-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, а также отцы, в сегодняшнем евангельском отрывке мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос пришел в землю Гадаринскую и исцелил там бесноватого. Отрадно, что силен и всемогущ наш Господь, что Он может две тысячи бесов, легион целый, извести из человека и направить их по их же просьбе в скот, в свиней, в данном случае. Но больно за тех людей (вы сегодня слышали в отрывке) которые пришли потом, когда лишились своего имущества, вот этих двух тысяч свиней, которые с обрыва направились в море; и не допустили Господа нашего Иисуса Христа в свой город. Не допустили из-за боязни потерять большее.

Как страшно, когда корыстолюбие или какой-то другой грех отводит нас от Господа нашего Иисуса Христа и не дает Ему прийти в наши сердца. О корыстолюбии говорил еще Иоанн Златоуст. Он писал, что с корыстолюбием неразлучна болезнь высокомерия. И чем кто более собирает богатство, тем более усиливается эта болезнь. А то, что это было корыстолюбие, говорит то, что они выращивали свиней. Это животное по Ветхому Завету считается скверным. И свиней тогда выращивали не для себя, не для принятия в пищу, а для продажи каким-то другим народностям, которые не имели Закона Божия, для того, чтобы получить наживу. «Если кто узами страсти корыстолюбия будет связан, без сомнения не может достигнуть очищения своих пороков», — сказал Иоанн Кассиан.

И как страшно подумать, что на месте вот этого народа, на месте каждого из них можем оказаться и мы. Бывает, Господь посещает нас какими-то скорбями, что-то от нас отнимает, тех же самых «свиней», для того чтобы мы одумались, пришли в себя и приняли Его. Ведь как часто наши сердца ожесточенны. Как мы помним, в Ветхом Завете пророку Господь говорил, что весь народ от головы до пят в язвах и ранах; некуда бить уже. А почему Господь бьет-то нас? Да для того, чтобы как-то попытаться нас спасти, чтобы мы пришли к Нему, осознали свою безбожность и бездуховность, пришли к Нему и обратили свои взоры, просили Его о помиловании и изменении, как просил сегодняшний бесноватый. А в повествовании мы не видим, чтобы он сам просил, потому что Господь разговаривал с бесом, находящимся в нем. Настолько их было много, что они овладели полностью волей этого человека. Но по тому благодарению, которое произошло после исцеления, мы можем понять, насколько этот бесноватый все-таки в своей натуре человеческой желал исцеления от Господа нашего Иисуса Христа. Так сподобимся и мы быть на месте вот этого бесноватого, который благодарит Господа, а не хулит и не боится.

Подчас слышишь такие выражения: вот мы начинаем молиться за кого-то, и люди приходят и жалуются: вот я начала молиться, а с человеком пошли какие-то искушения; может мне прекратить эту молитву? Или недавно позвонил один человек и говорит: я молюсь молитвой Оптинских старцев, и что-то у меня проблемы какие-то пошли; может мне прекратить? Но что мы просим в этой молитве? «Руководи моей волей и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Господь нам для терпения какие-то испытания и подает. Для того чтобы научились любить, тоже какие-то случаи подает, где у нас есть выбор между любовью и ненавистью. А мы вместо этого говорим: может прекратить нам вообще вот это дело.

Так для чего мы тогда просим? Господь ведь слышит нашу молитву. Через скорби, через несение их, через болезни мы и спасаемся, мы идем потихонечку шажками небольшими к Царству Небесному. Оно открывается для нас все больше и больше. Так чего ж мы ропщем. Если кому-то из нас Господь посылает скорбь, тот начинаем думать, почему мне, у меня и так все плохо. У меня трое детей, недавно разорился, а тут еще эта скорбь. Почему сосед живет в благоденствии, не переживает. Но мы не задумываемся, что может быть Господь послал эту скорбь, потому что у нас какая-то грязь внутри. Ее надо исцелить. Или в другом случае не задумываемся о том, соседу-то нашему уже не безопасно скорби посылать. Он хулить начнет Господа, а нам Господь посылает эту скорбь для нашего испытания, веря, что мы преодолеем себя, преодолеем свой ропот, и все-таки придем к Нему.

Помоги, Господи, это нам хорошо все осознать. Причащающихся поздравляю с подготовкой к святым Христовым тайнам и молюсь о том, чтобы причастились достойно с благоговением и во спасение. Помоги Господи.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)