Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Глав­ное, что тре­бу­ет­ся от каж­до­го че­ло­ве­ка,– это ни­ко­го не осуж­дать. Ка­жет­ся, прос­то, а нач­ни ис­пол­нять – ока­жет­ся труд­но. Враг силь­но на­па­да­ет на че­ло­ве­ка и вну­ша­ет ему по­мыс­лы осуж­де­ния. Гос­подь го­во­рит: „Прос­ти", а враг вну­ша­ет: „Отомс­ти обид­чи­ку. Он те­бя по­но­сит, и ты его по­но­си". Не нуж­но слу­шать вра­га, не­об­хо­ди­мо бо­роть­ся с ним.

прп. Варсонофий

Не вхо­ди в расс­мот­ре­ние пос­туп­ков лю­дей, не су­ди, не го­во­ри: за­чем так, для че­го это? Луч­ше го­во­ри се­бе: „А мне ка­кое до них де­ло? Не мне за них от­ве­чать на Страш­ном Су­де Бо­жи­ем". Отв­ле­кай вся­чес­ки мысль свою от пе­ре­суд дел людс­ких, а мо­лись с усер­ди­ем к Гос­по­ду, что­бы Он Сам те­бе по­мог в этом, по­то­му что без по­мо­щи Бо­жи­ей мы ни­че­го доб­ро­го не мо­жем сде­лать, как и Сам Гос­подь ска­зал: без Ме­не не мо­же­те тво­ри­ти ни­че­со­же (Ин. 15, 5).

прп. Амвросий

Ни­ког­да ни­ко­го не осуж­дай­те. Каж­до­го, кто бы он ни был, встре­чай­те с доб­рым чувством, с на­деж­дой най­ти в нем од­но хо­ро­шее, ви­дя пред со­бою об­раз Бо­жий.

прписп. Никон

Неделя 21-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня вы слышали евангельское чтение, где говорилось о чуде исцеления бесноватого человека, который был одержим бесами долгие годы. Это человек жил в Гадаринской области. И настолько человек этот был измучен бесами, что только силой Божьей, только силой Господа нашего Иисуса Христа Господь изгнал ту тьму бесов, которые наполняли этого мученика. О чем говорит и поучает, дорогие братья и сестры, нас это евангельское повествование?

Здесь настолько явно видно, какая власть после грехопадения появилась у сатаны над родом человеческим. Как беспощадно и безжалостно он издевался и до сих пор издевается над человеком. Видите, одних доводит до лютого беснования, других доводит до падения и различных грехов и доводит до прелести и гордыни самоутверждения. Других доводит до безумия и самоубийства. И так, к сожалению, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие.

Так живем в горестях и беде, в войнах и несчастьях, в воплях и слезах весь человеческий род. Вот что сделали нашей величайшей ошибкой наши прародители Адам и Ева. Это следствие не просто неправильного выбора, а это следствие преступного деяния наших прародителей, потому что они избрали зло, они избрали жизнь и путь сатаны. Поэтому мы, потомки Адама и Евы, мы до сих пор почему страдаем, почему нас кругом окружает беззаконие, преступления? Везде неправда и преступления. В конце концов, мы все болеем, страдаем и умираем, если бы, конечно, не безмерная милость Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которую Господь нам даровал в Своем преславном воплощении и пришествии в этот мир. Господь избавил нас от этого ига.

Как поучает нас святитель Игнатий Брянчанинов, Адам и Ева умерли сразу душой, а тело доживало еще 960 лет. Вот такая была казнь. Со стороны кажется, да, почти тысячу лет пожили. А представьте себе в таком состоянии жить тысячу лет. Мы свои-то 50–60 лет с трудом доживаем, потому что как трудно не просто жить, а выживать в этом мире. Потому что вы видите сколько зла кругом. А Господь дал такую епитимью — долгий век, то есть тысячелетие прожить для того, чтобы понять, что они совершили. И то, что мы сейчас страдаем, это, к сожалению, их выбор. Но в Спасителе нашем Господе Иисусе Христе нам дана свобода избавления от зла и греха. Нам дана власть и благодать, которая дается в святой православной Церкви для того, чтобы превозмочь и победить в себе всякое зло, всякий грех, всякую неправду.

И вот мы видим на примере этого евангельского повествования, что исцеленный попросился всегда быть со Спасителем. То есть человек, который намучился, настрадался в своей жизни так, что не может даже примерно себе представить, как он мучился и страдал. Он просил, чтобы Господь оставил его с Ним, как ученика. Но Господь ему повелевает: иди и проповедуй везде, что Я тебе сотворил. Господь отвечает ему на его благодарное сердечное обращение к Спасителю, на его веру Господь подтверждает, благодарит его за то, что он понял милость Божью. Но Господь ему говорит, что вот Я тебе добро совершил, Я исцелил тебя от страшного лютого недуга, но ты теперь иди проповедуй всему миру. И посмотрите, до сих пор, когда читается это евангельское повествование, проповедь этого человека тоже совершается, потому что мы видим какая безмерная любовь у Бога. А посмотрите, какое зло, лютое беззаконие, обман и ненависть у сатаны. Он Спасителю говорит: Ты пришел меня мучить прежде времени. Это кто кого еще мучит!

Так вот дело в том, что на греческом «дьяволос» — лжец. И Сам Господь говорит о сатане: он ложь есть и отец лжи. Никогда не говорит правду. То есть если он говорит, то это только ложь, если он даже правду вдруг произнес. Как мы видим пример очень яркий в Деяниях Апостольских, когда одна девица, одержимая бесом пророческим, шла и кричала по городу, указывая рукой на апостолов Павла и Варнаву, что это рабы Божии Всевышнего, которые проповедуют нам спасение. Вроде бы правда, да? А святой апостол Павел запретил духу и говорит: изыди из нее. Даже в их пасти правда это безмерная ложь. Вот такая прелесть ужасающая от них идет. Господь пришел спасти мир, и Господь их не укоряет. А они говорят, что Ты пришел нас мучить. А то, что мучили этого человека, это ничего, то, что они разорвали все человечество, каждого человека, над каждым издеваются. Вот она ложь. Он ложь есть и отец лжи. Поэтому никогда во всю свою жизнь никому ни слова, ни мысли своей не надо доверять сатанинской, потому что дорогие братья и сестры, еще раз напомню: это наставление и поучение святого апостола Павла. Нужно знать, откуда приходит помысел, сердечное желание. Запомните, это говорит апостол Павел. Он нас научает, что все, что исходит от Бога святаго, истинного, одного животворящего Спасителя нашего. От Бога всегда идет добро, милосердие, целомудрие, правда, вера, кротость, воздержание, абсолютная кротость, чистота, жертвенная до смерти любовь к каждому человеку, покой, мир, радость.

Как апостол Павел говорит: Господь наш Иисус Христос Он наш мир, мир не только внутренний сердечный, но мир, который дается нам для спасения нашей души. Это наш нынешний век и будущий век. Все заключено в Спасителе. Посмотрите, как действует сатана. Всякое действие сатаны это что? Злоба, ненависть, подозрительность, лукавство, подлость, предательство, блуд. Все блудные извращения, все беззакония, всякая неправда, всякое «постыдство», всякое беззаконие — вот это его область. Поэтому очень просто, дорогие братья и сестры, очень просто, конечно, имея в руках и зная евангельское повествование, зная Закон Божий Христов, очень легко видеть и понимать, откуда пришло зло либо добро. Так вот, если на ваше сердце, на ваш ум пришла добрая мысль, помочь ли кому-то, поддержать кого-то, что-то сделать доброе близким, дальним, кому угодно, то это от Бога, это святой ангел хранитель.

Всякое зло в Боге, любая мысль, которая даже вас смущает: вот шли вы по городу и вдруг какая-то мысль, от которой ваше сердце теряет покой, беспокойство наступает — это сатана. От Бога, запомните, безграничная радость и покой, безграничная кротость, потому что Он Сам кротость. Научитесь, Господь говорит, потому что Я кроток. Бог кроток. Человек все может сделать. И сатана может все сделать, кроме смирения. Вот из-за чего Адам и Ева пали-то. Вот это фундамент, вот это закваска с чего начинается вечная жизнь — кротость и смирение. То есть, мы уже сейчас каждый из вас, каждый человек, рожденный от Адама и Евы, и до последнего человека, который родится, все мы наделены образом и подобием Бога. И уже все мы имеем. Слышите, мы дети Божии. Не мои слова.

Всегда привожу пример, 81-й псалом первая строка: Аз рех: Бози есте и сынови Вышняго вси (Пс. 81, 6). Все дети Божии в прямом смысле слова. Что еще надо. Только одно нам не хватает. Знаете, мы имеем всю полноту благодати, все имеем. Вечную жизнь, Самого Бога имеем в родстве, причащаемся тела и крови Христа. Мы абсолютно с Богом соединены, насколько может наша природа с Ним соединиться. Только одного нам не хватает: научиться Его кротости. Вот что делает человека греховным и падшим — отсутствие смирения и кротости. Что делает из верховного ангела светоносного, в кого он превратился бедный, в какое ужасающее существо, потому что отверг кротость Христову. Вот это и есть самое ключевое самое важное, самое главное сокровище, как Господь о Себе говорит кратко и просто: Царство Божие уподобилось жемчужине (Мф. 13, 45). Вот Он говорит, самое простое.

Ну что такое жемчужина? А это все. Есть кротость, ради Христа конечно, а то, к сожалению, так и думаешь, что если человек хорошо воспитан, благовоспитанный человек, интеллигентный, если он кроткий, то это не кротость Христова. Конечно, что хорошо его воспитали, это, слава Богу. Но сила благодати и авторитет тогда имеет божественное значение спасительное, если оно сделано ради Христа, во имя Христа в свете Христовых Евангелий и ради ближнего сделано. Ради Христа. Тогда это имеет абсолютную силу не только спасительную, но обожествляющую силу. Вот посмотрите, краткое поучение тоже вы сегодня слышали. Посмотрите, сколько можно почерпнуть для своего разума из этого поучения. Вот мы даже на примере реакции Гадаринских жителей видим, пожалуйста, образ всего человечества. Один бесноватый, который страдал, он от всей души благодарит Бога. И он пошел за Христом, и спасся. А посмотрите, эти жители? Нет, чтобы увидеть, какое чудо произошло наконец-то. Как Бог возлюбил мир, что Он стал человеком, оставаясь Богом. Богочеловек Господь наш Иисус Христос. Он пришел совершить невероятное чудо, то есть исцеляет человека, которого никто не мог, даже святые пророки, никто не мог его исцелить. Господь совершает чудо. И вместо благодарения и радости, что Господь избавил бедного человека, они что говорят. Уйди от нас, Ты расстроил весь наш бизнес. Видите ли, погибли свиньи. Это о чем говорит? Народ был очень богатый. Речь не идет, что это последний кусок у них был. Они очень были богатые. Но что вот так-то не радость спасения человека, а что они потеряли доход.

И посмотрите, опять же мы видим такой пример, какой Господь безгранично милосердный до времени Страшного Суда. Он всегда совершеннейшая Любовь. Но даже и здесь Он бесов не осуждает. И посмотрите, они говорят: куда нам идти. Господь говорит: ну, вот в это стадо. Посмотрите, еще одно понятие нам открывается в этом поучении, что даже войти в свиней они не могут без воли Божьей, дорогие братья и сестры. И поэтому, прилагая это пример, в это перспективе можно посмотреть на историю всего человечества, каждого народа и каждого человека. Очень легко понять. Если без воли Божьей они в свиней войти не могут, в самые нечистые животные, всю жизнь в грязи, в нечистоте эти существа живут. Вернее не существа — животные. И даже они бесов …. насколько они пали, насколько себя изуродовали, что это нечистое животное не понесло, а просто утонуло. Скотина не понесла эту нечистоту.

Так вот, нет, чтобы возрадоваться избавлению брата, дорогие братья и сестры, посмотрите, как нас обманывает сатана. Какая лесть и беззаконие кругом. Мы все братья и сестры в прямом смысле слова, кровные и в Адаме и Еве, а уж тем более христиане во Христе Иисусе. Единая кровь. И что мы творим? Вот она прелесть сатанинская. Что он делает? Как вы видите в толковании преподобного Макария Великого, Господь попустил херувиму с огненным вращающимся мечем встать перед раем. Кто этот херувим? Это сатана, дьявол самый главный. А что такое огненные мечи? Вот наши страсти, которые как с щенками с нами обращаются. Только во Христе, если человек от всей души закричал: Господи Иисусе Христе, помоги! схватился, начал каяться, исправляться во свете Твоем.

Для чего Христос пришел? Не просто чтобы дать нам поучение, просто дать наставление. А что такое по-евангельски истина? Это Его свет, путь в вечную жизнь: «Во свете Твоем узрим свет» — вечную жизнь. Это опять же троичность. Свет Отца это Святой Дух, и «во свете Твоем» — это Сын Божий. Только во Христе можно победить зло, только во Христе можно победить сатану. И чтоб вы понимали, что именно он является ….. .Завистью дьявола вошла смерть в этот мир, говорит святой пророк. Всякий источник зла и беззакония это от шуйей стороны, это от врага. Поэтому в своей жизни будем стараться, дорогие братья и сестры, будем просить Господа, молиться, чтобы Господь исправил нашу падшую недостойную душу, чтобы Господь нас сподобил быть настоящими православными христианами, достойными этой чести и звания. И чтобы мы с Божьей помощью могли препобеждать зло в первую очередь в себе, а потом уже вокруг себя. Это обязательно. Это и есть начало Царства Небесного. И если человек начинает иметь хотя бы зачаток, начало вечной жизни, вот этой радости и покоя во Христе — научитесь от Меня, потому что Я кроток — вот это самое главное, что всех нас делает богами, если человек кроток во Христе.

Тогда, видите, ни жить не страшно, ни умирать. Апостол Павел говорит: если мы живем, мы живем ради Христа, если умираем — умираем во Христе. Вот она любовь Божия, вот она, правда. Но она дается только через покаяние, через веру и молитву. Таинство молитвы, дорогие братья и сестры, открывает нам Бога в нашем храме. Помните, что Бог не там где-то на облаках. А то, конечно, катастрофа. То чему учили в 19-м веке, мы пожали в 20-м веке катастрофическую революцию. Потому что чему учили, вот так где-то там кто-то. А здесь Он! Это не мои слова, дорогие братья и сестры. Сам Господь говорит, что вселюся в них (во всех верующих) и похожду в них. Мы живые храмы. Апостол Павел об этом говорит, что в храмах каменных мы все собираемся, чтобы получить благодать всесильную Божью. Но живые храмы — мы. Себя нужно изменять нравственно ради Христа и во Христе. Вот тогда начинается вечная жизнь. То есть здесь Бог Себя открывает через молитву, покаяние регулярное, еженедельную исповедь и каждый день краткое молитвенное правило, которое дает духовник.

Каждый день в течение многих лет Господь постепенно Себя открывает. Он от нас не скрывается, дорогие братья и сестры. Наша падшая природа, заваленная мусором, горами мусора греха, наше зеркало души, оно не может пока Бога видеть. А когда мы начинаем эту грязь, этот мусор разгребать исповедями и молитвами, постепенно око наше, наше умное око сердца начинает Его видеть внутри нас. Бог не там где-то, Он везде. «Иже везде сый и вся исполняяй». Бог, Который везде присутствует, Он сквозь нас проходит. Ему не надо кричать. Мысленно либо устно к Нему обратиться, и Он тут же, Он сквозь нас проходит. Вот это православное исповедование, дорогие братья и сестры. А то, слышит Он нас или не слышит …. . Все слышит и видит Он. Он сквозь нас проходит. Он здесь всегда с нами.

Как и Моисею, когда видя, что воинство фараона вот-вот достигнет и начнет сокрушать иудейский стан, в Библии нет ни одной строчки, и вдруг Господь к нему обращается: Моисей, что ты вопишь ко Мне, не говоришь, не молишься, а кричишь от страха; Я всегда с тобой. И с нами всегда, если будем себя очищать. Он всегда с нами. Перед Ними нет неправды. Он как солнечный свет. Скажите, кому-то мало солнечного света либо воздуха? Вот такая Его любовь. Только нужно к Нему обратиться, а Он уже всегда с нами. Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)