Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Мы, сог­ре­шая пред Бо­гом, те­ря­ем мир, а по­ка­я­ни­ем оный возв­ра­ща­ет­ся – ми­ло­сер­ди­ем Бо­жи­им. По­доб­но ли­ша­ем­ся ми­ра, при­ем­ля скорбь и враж­дуя на лю­дей, а ког­да са­мо­у­ко­ре­ни­ем уга­сим сей пла­мень, то вод­во­ря­ет­ся и мир.

прп. Макарий

Всег­да имей­те Бо­га по­мощ­ни­ка се­бе, не упо­вай­те на свой ра­зум и на свои си­лы, счи­тай­те се­бя пос­лед­ней­ши­ми всех и меж­ду со­бою имей­те лю­бовь о Гос­по­де и сми­ре­ние, да не бу­дет меж­ду ва­ми стар­шей, но каж­дая счи­тай се­бя пос­лед­нею, и всех сес­тер счи­тай­те луч­ши­ми се­бя; не гля­ди­те ничь­их по­ро­ков и не су­ди­те, то и мир Бо­жий бу­дет с ва­ми!

прп. Макарий

Ста­рай­тесь хра­нить свои чувства. А особ­ли­во зре­ние, и про­дол­жай­те свое без­ро­пот­ное на­хо­дя­щих неп­ри­ят­нос­тей тер­пе­ние со бла­го­да­ре­ни­ем, и ког­да с по­мо­щию Бо­жи­ею бу­де­те ста­рать­ся бла­го­душ­но пе­ре­но­сить на­хо­дя­щее ис­ку­ше­ние и бу­де­те при­пи­сы­вать все оное сво­им гре­хам, а при по­лу­че­нии в серд­це скор­бей мо­лить­ся по за­по­ве­ди Гос­под­ней за тво­ря­щих вам на­пасть, тог­да явствен­но ощу­ти­те в серд­це сво­ем ра­дость и уте­ше­ние не­из­ре­чен­ное, мир по­мыс­лов и лю­бовь к Бо­гу и ко всем, не ток­мо жи­ву­щим с ва­ми, но и про­чим.

прп. Лев

Неделя 22-я по Пятидесятнице Память прп. Иоанникия Великого

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами собрались здесь в храме, молимся Господу и почитаем память святого угодника Божия святаго преподробного Иоанникия Великого. Что же это был за человек, и почему нам хотелось бы узнать, как он жил, что он сделал и что он оставил нам в память. Святой преподобный Иоанникий Великий почему имеет такое название – Великий? Очень мало даже из монашеского рода получили такое название. Потому что человек выполнил Священное Писание. Он своей жизнью выполнил все, что было сказано в Священном Писании и показал всему миру, окружающему его, что все это правда, истинная правда.

Многие люди ищут правду на земле. Но нет правды на земле. Надо искать истину. А мы знаем из Священного Писания, что истина – это Христос (см. Ин. 14, 6). Это и есть наша самая главная правда и истина – Христос. То есть Его любовь, которую мы должны как раз стяжать. Это есть цель нашей христианской жизни. И вот за свою долгую 94-х летнюю жизнь этот святой угодник Божий как раз показал всем нам, что это все возможно. И он прожил такую жизнь. Вроде бы человек ушел в монастырь, ушел в пустыню подвизаться. Но что там может быть интересного? Это у нас в миру, мы здесь живем, столько людей, столько общения и столько новостей, столько всего интересного. Но поговорите с людьми, да вы и сами разговариваете, с людьми, которые живут в этом суетном мире. Каждый день похож на каждый день. И ничего не меняется. Вспомнит человек, что было в понедельник или с кем он познакомился, он уже во вторник не вспомнит этого. Вот эта вся суета настолько отвлекает человека от самого главного. Вот уже 10 лет прошло жизни? вот все и закончилось, и школу закончил, и институт, и армию. Уже и жена надоела, все – уже и жизнь закончилась. А ради чего жил?

И очень больно видеть людей, которые прожили жизнь. Они приходят на исповедь и со слезами на глазах говорят: батюшка, а я не понял, для чего я жил, кому я что сделал. Этому государству, этому народу. Никому ничего не нужно. Я заболел и ждал, что ко мне придут. Никто не пришел.

А надо же ждать, чтобы кто пришел к нам? Христос. А когда Он с нами, как раз все по‑другому. Вот посмотрите на наших детей. Вот с ними Христос. Они Его не отталкивают. Дал подзатыльник ребенку, и тут же протянул ему руки. И он тут же без всякой обиды идет к вам на руки, как будто вы его только что не отругали. Ну и так далее. Все что с детьми не делай, у них все по‑другому, не так как у нас. Это мы отягощены мирским этикетом, мирскими обычаями, пустыми, не нужными, которые люди сами придумали или кто-то для нас придумал, чтобы как раз отвлечь нас от самого главного, от Христа. И мы с легкостью, но не с радостью, но с легкостью, потому что это легче, идем по этим мирским законам, совершенно забывая о Божьих законах. Как-то один из заключенных спросил: батюшка, у нас тут дилемма, не знаем, что делать: жить по воровским законам или по Божьим? Они же у нас тоже правильные. Вот, даже такое бывает. Конечно, священник ответил, что нужно жить по Божьим законам. А как же тогда наши? Ну, ты же воин Христов, или ты воин сатанинский? Ты чей воин? Вот кому ты служишь, тому ты и раб. Служишь этим законам, там ты и раб. Но в этот момент ты не воин Христов. А если ты Христов воин, стой за истину везде, где бы ты ни находился. И тогда Господь тебя никогда не оставит. Как написано в Священном Писании: Уповающего на Меня не изжену вон (см. Ин. 6, 37).

И вот святой преподобный Иоанникий Великий за свою жизнь столько совершил. Он когда шел к кому-то на проповедь, на разговор, кто надо, его видел. А остальные его даже и не видели, как он проходил мимо них. То есть глаза их закрывала пелена. Они даже не видели его. Он поселился в пещере и решил разжечь костер. По своей чистоте он даже не понял, что эти горящие огни глаза страшного змея, который там находился. Он на них положил хворост и начал разжигать костер. Змей выскочил из огня, но его не тронул. Вот так он всю зиму и прожил вместе со змеем до конца зимы. То есть, какая чистота! Чистота веры, чистота сердца, чистота силы любви человека дает возможность ему жить в этом мире и не страдать от него.

И вот какие уроки можно извлечь как раз из его жизни. У нас три столпа нашей православной веры – это наше вероучение, таинства, которые есть в нашей вере, и христианский подвиг, который мы все несем. Мы все должны знать нашу веру, чтобы можно было отвечать на вопросы, которые бесчисленное множество задают нам каждый божий день люди, окружающие нас. И если мы не можем ответить на этот вопрос, это тема для исповеди, почему я не знаю свою веру. Надо прийти на исповедь к священнику и сказать: Батюшка, каюсь в том, что я ничего не делаю для изучения своей собственной веры. Я должен говорить о ней, но я молчу, у меня рот закрыт, и мне нечего сказать людям, которые меня спрашивают. Это первое. А второе – это таинства Церкви. Без этого невозможна вера православная. Вы все пришли сюда, чтобы поисповедоваться, а потом с чистой душой, с чистым сердцем причаститься Святых Христовых Таин. Вы пришли сюда к Таинствам Божьим. Потому что только в них вы здесь получаете силу. Здесь мы соединяемся со Христом. Да, мы отягощенные грехами пришли, поисповедовались у священника и оставили у него около аналоя все свои прегрешения, все свои тяготы. На него все оставили. Ничего, батюшка все перенесет. С Божьей помощью, с благодатью. Все это сожжет благодать. А сюда уже идете с чистой совестью, с чистым сердцем и с желанием больше так не жить.

Не так уж много сил нужно, чтобы захватить такую крепость. Гораздо больше сил необходимо, чтобы ее удержать. Усилия, которые мы предпринимаем, чтобы причаститься, больше, чем усилия, чтобы сохранить благодать Святого Причастия. А как раз все наоборот. Мы должны приложить огромные усилия, чтобы сохранить ту силу, ту благодать, которую мы получим в Святом Таинстве. А третье это что? Это христианский подвиг каждого из нас. Тяжело поститься – но надо, постимся; тяжело простить жену, которая тебя обозвала, – надо ради Христа. Тяжело простить ребенка, который тебя предал, – надо. И все это христианский подвиг. Пост это просто воздержание от еды. Это как раз только первый шаг для научения воздержания. Сегодня мы воздерживаемся от еды, завтра мы научимся воздерживаться от плохого слова. А послезавтра научимся воздерживаться и от плохого действия. Если не будет минимальных усилий – не будет ничего.

Поэтому вся наша жизнь – это христианский подвиг. Обидел кто-то на улице, проезжают люди, говорят: батюшка, сейчас все мы на машинах ездят, и вместо того, чтобы сказать что-то, что кто-то там меня подрезал на дороге, я ругаюсь. Но потому приезжает это человек через год, через два: батюшка, я так научился, что говорю: Господи, помилуй и спаси этого раба Божия. И у меня совершенно все по‑другому меняется.

Все меняется по‑другому. Один человек рассказал такую историю, может быть она и неправда. Трудно в это поверить. Его подрезал человек на машине, прямо чуть не врезался в него. А вместо того, чтобы сказать плохое слово на него, человек просто по привычке закричал: Господи, помилуй! Смотрит, а нет впереди машины. Он видит в зеркало заднего вида, а эта машина сзади. А водитель вот с такими глазами сидит. Что там произошло, неизвестно. Он ни в кого не врезался, а машина ехала сзади. И он говорит: батюшка, сколько я ехал по трассе, он так меня и не обогнал больше. А я просто сказал: Господи, помилуй, с верой. Ну, потому что я думал, что это были мои последние слова в моей жизни. Но оказалось, что нет. Вот я еще приехал и вам рассказал, может быть для того, чтобы и вы рассказали людям. То есть все зависит как раз от нашей веры. Как вот вера без дел мертва есть. То есть все мы должны знать, что вся наша жизнь – это доказательство темному миру, что мы со Христом, а не с ними. И всем нашим христианским подвигом мы Господу показываем приверженность Ему и всему миру темному показываем, что мы не с вами. И мы вас не боимся, ибо страх изгоняет любовь Божью. Мы должны только любить. А когда человек любит, для него даже смерть не страшна, потому что с ним Христос.

И молитвами преподобного Иоанникия Великого да сподобит и нас Господь милости Своей, исцелит все наши раны духовные и телесные.

Аминь

Иеромонах Силуан (Межинский)