Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ду­ша-то боль­ше те­ла: те­ло по­бо­лит, да и тем кон­чит­ся, а ду­шев­ная-то бо­лезнь прос­ти­ра­ет­ся в веч­ность; из­ба­ви нас, Гос­по­ди, от сей бо­лез­ни и да­руй ис­це­ле­ние.

прп. Макарий

В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19). По­э­то­му не ос­ла­бе­вай, не уны­вай, ес­ли встре­ча­ет­ся слу­чай стя­жать свою ду­шу. Стя­жать ду­шу свою – зна­чит дать ей то зна­че­ние и мес­то, ка­кое ей наз­на­че­но Бо­гом, т.е. быть царствен­ною, бо­го­по­доб­ною, пре­по­доб­ною, свя­тою. А от­пасть от се­го – зна­чит по­гу­бить свою ду­шу. Кая поль­за че­ло­ве­ку, аще и мир при­об­ря­щет, и от­ще­тит ду­шу свою (ср.: Мф. 16, 26). И по­то­му всег­да на пер­вом пла­не имей поль­зу ду­шев­ную свою о дру­гих, а по­том уже не­об­хо­ди­мое те­лес­ное, удоб­ства, спо­кой­ствие и, по­жа­луй, вре­ме­нем уте­ше­ние.

прп. Анатолий

Серд­це – не щеп­ка, и ду­ша че­ло­ве­чес­кая – вещь не де­ше­вая, она до­ро­же все­го ми­ра. Все со­кро­ви­ща зем­но­го ша­ра и вся все­лен­ная не сто­ят од­ной ду­ши хрис­ти­а­нс­кой.

прп. Анатолий

Неделя 25-я по Пятидесятнице Память Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Дорогие братья и сестры, мы сегодня слышали евангельское чтение, где повествовалось, как один законник спросил у Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, как наследовать жизнь вечную. Этот человек задал по существу самый главный вопрос всего смысла жизни каждого человека и всего человечества для чего мы пришли в этот мир. Не нашей властью мы рождаемся, не нашей властью мы растем, мужаем, стареем и, в конце концов, переходим в иной мир для временного суда. Три рождения человека: в лоне матери, в этом земном временном мире и рождение в жизнь вечную.

Так вот, для чего приходит человек в этот мир? По существу ни один человек не властен над своей жизнью. Мы имеем власть только над своим разумом, над своей свободой, над своей волей. Все остальное находится в руках Божьих. Биохимический мир, молекулярный мир, да и все мироздание, которое нас окружает, не мы руководим этим миром, не мы сохраняем жизнь силой бытия творения, а везде и во всем пребывает Животворящий Господь Дух Святой. Он дает всему силу, жизнь и возможность жить.

Так вот, каждый из нас рано или поздно, дорогие братья и сестры, в течение своей жизни решает этот вопрос. И ответ на этот вопрос достаточно прост, он предельно прост. Весь смысл жизни заключается в том, чтобы нам всем своим умом, всем своим сердцем, всей своей душой, всем своим существом возлюбить и поклониться нашему Небесному Отцу, Богу, Создателю, Родителю и нашей совершеннейшей безмерной прекрасной жертвенной любви, имя Которой Бог, Пресвятая Троица.

Весь смысл жизни, вообще будущая грядущая вечность для нас открывается именно в том, чтобы мы всем своим существом благодарили Его и прославляли, а также вот здесь сейчас в этом мире всем своим существом насколько посильно и возможно делать близким своим и окружающим людям добро. Почему это крайне необходимо. Это тоже смысл жизни в этом. Потому что, как говорит апостол: как ты говоришь, что ты любишь Бога, а брата, который создан по образу и по подобию Бога ненавидишь? Ты — лжец. Если ты говоришь, что любишь Бога, так люби и человека.

В чем заключается любовь к человеку? Всеми своими силами помогать делом, словом, добрыми пожеланиями, всем, чем наделен каждый из нас каким талантом, тем самым мы должны служить друг другу.

Вот представьте себе, если бы по совести, каждый из нас поступал бы вот так, чтобы было бы на земле сейчас. Ну, рай уже был бы, правда? А почему кругом безумие, беззаконие, торжество сатанизма, бандитизма? Насилие, ложь, воровство, убийства, обманы — и все ходят и улыбаются. У всех высшее образование, все умные, ничтоже сумняшеся глядя друг другу в глаза воруют миллиардами, разрушают целые государства, убивают, такие же, как мы с вами люди. И ни грамма не задумываются, а какие будут последствия.

Почему человек стал это делать? С одной стороны дьявольская прелесть, с другой стороны — безумна гордыня человека и жажда наживы и власти. Страшная вещь власть и деньги. Одно дело пройти огонь и воду, как говорится, а мало кто может устоять, получив власть и деньги, чтобы остаться человеком. Но в каком бы положении человек не находился бы, он не просто обязан …  Слово обязанность — это мертвое слово. Обязан — это значит, человек лишен свободы. А каждый из нас призван к абсолютной свободе, чтобы быть свободными, разумными  и делать всегда, как Бог,  добро.

В чем жизнь вечная? В бесконечной благодарности и любви к Богу, потому что Он наш Отец и Создатель. И всю красоту, которую мы видим, Он дал нам. Но опять же, видите, мы не видим той красоты изначально, которую Господь наделил этот мир, потому что то, что сейчас мы видим,  он четырежды изменено. И плоть, которую мы сейчас носим, она имеет совершенно другую структуру. После грехопадения наших прародителей Адама и Евы Господь изменил ее и сделал подобной, как у скотов. Но мы со скотами ничего общего, братья и сестры, не имеем. Это следствие наказания. С другой стороны это, знаете, предельная граница, рубеж, на котором Господь хоть так пытается остановить каждого из нас страхом смерти. Как животный мир умирает, так и мы. Но Бог так не творил, потому что завистью дьявола вошла смерть в мир. Не Бог создавал смерть, а смерть пришла в мир, когда люди пошли дорогой дьявола и послушали дьявола, а не Бога. Вот вам и результат, к чему мы пришли. Но Господь, жалея нас и понимая, что если нас не остановить, как демоны не имеют ограничений у себя, они не могут покаяться. Потому что они не могут всю силу зла, которую они вызывают в этом мире, они не могут на себе это почувствовать, и поэтому они не могут покаяться. Господь, жалея нас, изменил нашу природу, чтобы мы понимали, что такое зло, как говорится на собственном хребте.

Не по книгам и не по бумагам мы знаем, что такое зло. Нам обидно, когда нас обижают, и как больно болеть и как страшно страдать, тем более, когда человек страдает невинно. Но так Бог не творил. Это наказание и следствие, но следствие и действие прямого промысла Божия, чтобы Господь избавил нас от того ужаса, чтобы мы не пали также, как пали демоны, потому что они не могут покаяться. А нам дана возможность не только покаяться, не только вернуться в святость и благодать положения, которое имели Адам и Ева, не только прийти в степень совершенства.

Посмотрите, уже на земле многие достигли таких небесных высот, не только стали подобны ангелам. А многие из них, вот как Пресвятая Богородица, видите, прославлена выше всех высочайших архангельских чинов, выше Серафимов и Херувимов за путь смирения, за тот путь любви к Богу и человеку, чем Она и прославлена, за что так Господь прославил Ее и многих святых и праведных людей. И поверьте, святость это не в монастырях. В монастырях это да, там определенный путь спасения.

Но поверьте, тот, кто любит свою семью, причем без остатка всей своей душой: муж любит жену, жена любит мужа, родители любят своих детей, своих бабушек, дедушек, свою родню, свое родство, в конце концов, любят свою родину, которая дала нам жизнь, на которой мы ходим — Богом дарованная земля, за которую мы должны день и час Бога благодарить. Все же не наше, все дано Богом для того, чтобы мы благодарным оком, видя эту красоту, прославляли Творца.

Посмотрите, даже в каком наказании мы находимся, но все хотят жить. Посмотрите, мы все болеем, страдаем, а все держатся за жизнь. А представьте себе, что же там тогда, где честь и слава, мир и благодать, где люди оправданы в потустороннем мире за их подвиг, за труд, который они понесли здесь на земле. Труд, знаете, самый простой, самый тяжелый и самый страшный может быть, люби всей душой. Вот это и есть святость, кто любит свою семью, свою родню, кто любит свой род, свой народ, потому что это Божий дар, если человек любит, а в этом лице любит и свою родину. Посмотрите, один и тот же корень — род. Рождение отсюда, источник жизни. Этому человеку очень легко жить и не страшно умирать. Поверьте. Потому что любящему сердцу все возможно. Преподобный Амвросий очень часто повторял эту крылатую фразу. Это не только его слова. Он всегда, ссылаясь, как и все старцы Оптинские, на древних святых отцов, говорил такие слова прекрасные: спасение твоей души в твоем ближнем. Еще раз: спасение твое заключается в твоем ближнем. А если ты чихал на этого ближнего, о каком спасении может быть речь.

Людей в разные времена по-разному заносит. То была эпоха безбожия, теперь другая крайность бывает у людей. Бросают семью, бегут в монастыри под благовидным предлогом спасаться. Это не спасение, это сумасшествие. Как ты можешь любить Бога, когда ты своих детей, свою кровь выкинул на улицу. А? Вот где ум-то? Господь для чего ум дал, выше всего голову поставил, чтобы им работали, а не головные уборы носили.

И совесть для чего дана? А это живой голос Бога в нас. Со-Весть, то есть совет, Вышний всегда в нас действует. Мы конечно поклоняемся на восток и колени преклоняем в знак своего смирения и покаяния перед Богом. Да, но Он в нас же, Господь Себя открывает. Мы же живые храмы. Ему не надо кричать. Когда живет опять же человек по любви и по совести, как просто жить. Самое главное, вот эта совесть, которая в нас, это живое действие Бога в нас. Вот поверьте, хочется сказать всем, кто говорит, что он в Бога не верит. Я скажу вам, вы больше всего в Бога верите. Сейчас объясню.

Когда вы делаете что-то от души в своей жизни, от всей души ближнему своему, что-то подарили, дали, даже просто у человека беда, а ты подошел, обнял  этого человека от всей души, добрые слова ему сказал, поверьте, вот эти золотые слова дороже всех сокровищ. Ты спас человека. Бывает, человек на грани смерти, вот сейчас инсульт, он сейчас умрет, а ты ему слово сказал, и он воскрес от доброго слова, это милость, это любовь. Так вот, если ты от всей души так поступил, что у вас в душе творится? Неизъяснимая радость. И вы понимаете, что эта радость не психологическая, она не плотская. Это не адреналин работает. Это радость безмерно тиха и совершенна. Она как пламень свечи. Вот в нас Бог как Себя открывает. Слышите, неверующие.

Другой пример. Если вы от всей души кого-то простили, либо любое доброе дело сделали, что у вас в душе? Это я говорю про неверующих. Человек говорит, что он неверующий, а в нем-то Господь видите, вот  как Господь Себя открыл. Господь очень тих, «Свете тихий». Люди многие, большая часть человечества мимо Него проходят, а Он в нас светит. Мы же живые Его храмы. Уж тем более, если верующий, вспомните свое состояние после искренней и покаянной молитвы, после причастия что у вас душа поет. Это не физиология, это действие Бога в человеке. Какие еще нужны доказательства?

Только будьте внимательны к себе и к своей жизни. Как преподобный старец Варсанофий говорил, что ищите во всем великого смысла, потому что каждый час, каждое мгновение нашей жизни, это дар, это величайшее счастье. Правда? Просто мы глаза утром открыли, уж настолько привыкли, а нельзя так просто жить. Глаза открыли, так: Господи, слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Господи Милосердный, слава Тебе, мы Божий свет увидели! Все наше — вселенная, космос, земля, пища, одежда, рыба, птица.  Смотрите, все нам отдал. Ангельский мир не имеет такой славы.

Посмотрите, пророк говорит, что ничем не меньше венчал перед ангелами. Посмотрите, какую власть Он дал человеку. А власть, смотрите, в таинстве семьи.  Монашество не таинство, а  таинство в семье. Это брак, рождение детей один раз в вечность. Какая слава дана, что женщина рождает не просто своих детей, своего ребенка. Она рождает образ и подобие Бога. Это прямое богослужение Богу. Вот говорят, почему сейчас в этом мире женщины не священствуют? Потому что священство женщины может быть в чем-то даже выше священства земного. Потому что прежде чем нам священствовать, кто вас приводит в этот мир, кто сотрудничает (подумайте, какая слава дана человеку в вечности) — Бог "рука в руку" через женщин приводит. Вот оно наполнение Церкви через кого идет. Даже все великие преподобные и святые, кто дал им этот корень. Родителей многих святых справедливо прославили в последующие времена, потому что их любовь, их радость и мир, семейная жизнь и вот эта внутренняя тишина и мир в их жизни.

Посмотрите, когда люди живут и любят без остатка, не удивляйтесь, почему рождаются гениальные люди. Вот вам результат. Потому что основа всей нашей жизни вообще жизни, как она существует, она зиждется на любви. Бог есть любовь. Любовь жертвенная, не просто номинальная, не какая-то письменная любовь. Вот видите, как сказал Господь: нет больше той любви, что душу свою отдаст за друзей своих. Он это сказал и первый это сделал. Видите, ветхозаветная любовь. Во Второзаконии что написано: да, ближний твой это израильтянин. Но вот эта притча, которую сегодня вы слышали в евангельском чтении за Богослужением. Фарисей, он настолько облукавился, что есть с одной стороны он идеально сказал, что суть закона: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего как самого себя. Господь сказал, что правильно сказал, действуй так и будешь жить вечно. А посмотрите, что он говорит: а кто мой ближний? Лгун. Он знает прекрасно. Открой Второзаконие. Там написано, кто среди израильтян ближний. А он даже своего же родственника не захотел считать ближним. Для чего? Чтобы оправдаться.

Посмотрите, как хорошо устроился человек. Зачем какую-то ответственность нести перед кем-то, прикрываясь законом Божьим. Как можно бросить детей и бежать в монастыри. То есть ты их воспитай. Вот тогда будет тебе честь перед Богом и перед людьми. Тем более, если кто не знает, напомню, что это правило 6-го Вселенского Собора — кто не воспитал детей, не имеет права быть в монастыре. Кто он такой? Какой из него образец? Посмотрите монах, на него все пальцем будут показывать. Кобель, вот он натворил дел, а сбежал в монастырь. Это 6-ой Вселенский Собор. Шутки в сторону. Если у тебя есть дети, воспитай их, а потом уж Господь там определит, как дальше жить.

А то, прикрываясь любовью, как этот фарисей, посмотрите какая красота. Он так изоврался, что ему даже израильтяне уже не родственники. Вот я знаю закон, и с меня хватит. Видите, что говорит апостол, что исполнители закона не те, кто слышат его, а кто его выполняет делами. И Господь, невзирая на его лукавство и коварство этого человека, как Небесный Отец и Родитель, Он дал ему внушение. Ему и нам через него. Он специально привел пример, не из среды израильтян, а привел пример, что самарянин. А иудеи к самарянам всегда относились пренебрежительно. Но Господь специально приводит пример, что самарянин оказал наибольшую любовь к человеку, впадшему в разбойники. Его избили, еле живым оставили, но он мимо не прошел. Фарисеи прошли, священники прошли, якобы прошли левиты того времени. Что это за праведность?

В древнем патерике описан случай подобный. Один авва знаменитый по делам из Нимидийской пустыни пошел в Александрию со своими учениками. Ученики шли впереди, а он замыкал это шествие. Ученики прошли, а на дороге сидел нищий. Они прошли мимо, ни словом, ни делом никак не оказали помощи. А он же, старец, последний идет и, обращаясь к этому нищему, говорит: что надо тебе еду, одежду, деньги? А тот говорит: мне ничего не надо, мне в город надо. Этот старец сажает нищего на шею и с ним идет в Александрию. Идет этот преподобный и про себя думает: странно, вроде человека посадил себе на шею, а он какой-то легкий. И чем дальше старец идет, тем легче и легче ему становится нести нищего. И он решил спросить его, почему он такой легкий. Голову поднимает, а это Христос возносится на небо. И Господь ему говорит, что если твои ученики не будут, как ты, не увидят они благодати Божьей. Вот тоже вам, пожалуйста, монашество.

Подвижники не ели, не спали, корнями там питались, бобами, запивали водой ключевой. Видите, подвиг он не имеет силы, если ты к своему ближнему относишься не то, что не по-человечески. Вся наша жизнь она пронизана этим к сожалению. Либо одна формальность, либо очковтирательство, либо самообман. А по существу, если ты веришь — помогай. И надо помогать, конечно, тоже учитывая, что Господь нас предупредил: делая добро, будьте предельно осторожны. Посылаю вас, говорит Господь, яко агнцев среди волков. Господь нас предупредил, будьте просты, как голуби, но мудры, как змеи. Почему такое странное сравнение со змеями? Потому что самое осторожное существо — змея. Их больше 15-ти тысяч видов существует, но фактически, только одна нападает. Она нападает только на движение. Но всегда это существо не только скрытно, но оно и предельно осторожно. И с другой стороны нельзя метать бисер.

Видите, Господь предупредил. С одной стороны надо видеть и понимать, кто действительно нуждается в помощи, кто проходимец, а кто враг. Даже не так страшно проходимцу помочь. Бывает очень много врагов, которые представляются нуждающимися нищими, а действительно они могут какими-то рецидивистами быть, либо преступниками, либо людьми, которые играют в нуждающихся. Поэтому с одной стороны нужно молиться, но с другой стороны сохранять предельную осторожность. Не мечите бисера вашего перед свиньями, не давайте святыни вашей псам. Вот Господь тех людей так называет, которые тайно под личиной скрывают свою сущность злую, мерзкую, преступную. Поэтому это не то, что надо бросаться, всем надо помогать, но сохранять трезвый ум. Святитель Николай, посмотрите, какой подал он нам пример. И святитель Иоанн Златоуст. Почему целовали края у одежды? Потому что, бывало, Златоуст приходил только в верхней одежде. Сегодня память его мы празднуем. Он раздавал все, не только учил, а милостыню раздавал. А вот так, приходил в верхних портках домой. Все раздавал, что имел, даже дневное пропитание свое. А святитель Николай, как подавал, смотрите: тайно ночью в окно, чтобы никто не видел, кто это дал. Это не только сохраняет смиренномудрие  и смирение у человека, но избавляет от тщеславия. 

Поэтому надо делать добро и, самое главное, чтобы никто не знал, где вы живете. Тайно на расстоянии, либо через посредников, либо продуктами питания нуждающимся. В детдом, например, по праздникам двунадесятым либо государственным давать фрукты, конфеты. Бывает, что старики не могут оплатить себе лекарство какое-то дорогое. Вот, пожалуйста, тайно через кого-то деньги передать. Лучше так поступать, чтобы в личный контакт не входить. Сейчас очень скользкие времена. Вы это знаете прекрасно, поэтому подробности не буду говорить. Делая добро, сохраняй мудрость и осторожность.

Святитель Иоанн Златоуст великий ученый церковный. И видите, в чем, обратите внимание, что у всех при одном только имени «Златоуст», радуется душа, потому что всей своей жизнью от первого дня, как он пришел в церковную ограду и до смерти он творил милостыню. И даже перед смертью все свое последнее имущество роздал. А имущество у него было походное, только чтобы не умереть.

Его святыми молитвами и всех святых, будем молиться, чтобы Господь нас укрепил на правильном христианском православном действенном пути любви друг к другу. А где любовь, там и Бог. А где Бог, как апостол Павел говорит: если с нами Бог, то кто против нас тогда? Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)